Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения Кадры

РТЛ: Мы можем продавать наши ИТ-услуги вовне

Иногда бывает так, что компания, изначально далекая от ИТ, приходит к выводу, что на рынке нет решений, удовлетворяющих ее потребностям. И вот начинается процесс разработки своей собственной системы. О том, как это получилось у представителя логистического бизнеса, компании «Российские транспортные линии», рассказал ее генеральный директор Юрий Воронцов.

Система, как я уже говорил, состоит из модулей, которые и определяют ее функционал. Это терминалы для приемки техники, терминалы для приемки оборудования на СВХ, это таможенное оформление, это логистика и планирование, это управление автопарком, это приложение для ведения внутреннего и внешнего документооборота. Все основные модули системы, все ПО — кроме прикладных программ — это наши собственные разработки.

CNews: Используете ли вы в качестве инструмента M2M?

Юрий Воронцов: Конечно. Программный модуль у нас свой, а сами приемо-передаточные устройства — от стороннего разработчика. Мы покупаем прибор, устанавливаем его в машины, причем экономия получается раза в три по сравнению с пакетными предложениями от посредников, инсталлируется он на сервисе, далее реализуется связь данного модуль с программным продуктом, с самой системой — это уже наша задача.

В разных регионах мы используем услуги разных операторов — в зависимости от тарифов. У «МегаФона» хорошие беспроводные решения, где-то мы используем «Билайн», где-то — МТС. Мы как сервисная компания, которая старается поддерживать наилучшие отношения с нашими клиентами, ищем таких же партнеров — проявляющих максимальную гибкость и лояльность.

CNews: Для вас время является критически важным фактором. Расскажите о системах репликации и отказоустойчивости.

Юрий Воронцов: Мы, конечно, стараемся реплицировать многие механизмы. Наши информационные центры построены таким образом, что имеют дублирующие подсистемы, которые 24 часа в сутки делают резервирование, причем это происходит в режиме реального времени. Восстановление запускается моментально.

Таких же возможностей мы требуем и от партнеров. Если это интернет-линии, то их должно быть две, а то и три, и желательно от разных шлюзов. Конечно, бывают форс-мажоры, но мы стараемся по максимуму все предусмотреть.


Юрий Воронцов: Мы думаем сейчас над тем, чтобы развивать наше ИТ-направление, поскольку у нас есть надежная команда профессионалов, готовых решать амбициозные задачи

Если говорить об аналитике, то у наших инженеров тоже есть KPI, есть время реагирования, за которое они должны восстановить ту или иную неполадку. Включение модулей производится каскадом. Основные сервисы, такие как терминалы, таможня — должны функционировать бесперебойно. Даже три минуты простоя системы, когда разгружаются машины, приводят к серьезным проблемам. Мы конечно, можем приостановить разгрузку на эти три минуты. Но тут самое главное знать, что система не работает, потому что когда человек сканирует машины и думает, что эта информация попадает в базу, машины размещаются на терминале, а потом оказывается, что мы не знали, что с ними и где они, мы их уже не найдем. Для предотвращения таких случаев и повышения удобства и скорости работы сейчас во всех устройствах есть обратная связь: это касается и терминалов, и устройств в кабине водителя, чтобы водитель общался не посредством телефона, а с помощью своего внутреннего коммуникатора, соответственно, имея возможность подтверждать заявки, напрямую общаться с системой. Например, подъезжая к терминалу, водитель сообщает системе, что он въехал на территорию периметра, и ИС проследит, чтобы был открыт въезд в ангар, на склад, чтобы машину никто не искал. Если машину готовы принять, водителю приходит СМС: «Заезжайте». Въехав на терминал, он уже не займет чужое погрузочное место, максимально быстро загрузится и максимально быстро уедет.

CNews: Как реализуется работа с персональными данными? Какие механизмы безопасности вы используете в системе?

Юрий Воронцов: По поводу персональных данных. Недавно на федеральном уровне был принят закон о том, что при работе в ПД надо использовать ряд программных средств. Мы как законопослушная компания внедрили у себя эти продукты. Соответственно, любая передача данных программно шифруется. Кроме того, использование тех же стандартных VPN-туннелей, как минимум, отсекает многих потенциальных злоумышленников. Также используется аппаратное шифрование Cisco, что дает надежные гарантии сохранности данных. На самом деле, прецедентов не было, и я надеюсь, что и не будет.

CNews: Какие системы хранения данных вы используете?

Юрий Воронцов: Мы давно ушли от собственных серверных, поскольку уровень бесперебойности, который предоставляют современные ЦОДы, гораздо выше. Тут и вопросы охлаждения, и мощность, и дополнительные интернет-линии. Мы предпочли облачную организацию архитектуры, потому что, во-первых, иначе нереально решить вопросы репликации, а во-вторых, мы стараемся использовать наиболее современные решения. Мы их сначала тестируем, и если приходим к выводу о целесообразности вложений, то начинаем применять.

CNews: Важным активом компании являются ИТ-специалисты. Расскажите о вашей ИТ-службе.

Денис Кучаев, EvaTeam: Мы сделали возможным тотальный отказ от Jira
цифровизация

Юрий Воронцов: Можно сказать, что наши выращенные разработчики — это наше конкурентное преимущество, говорящее о том, насколько мы сильны на рынке, о том, что весь сервис в наших руках. И мы стараемся ориентироваться на интересы сотрудников, не привлекаем кого-то со стороны. Максимум, что мы делаем, это отправляем своих инженеров повышать квалификацию, учиться, например, в тот же Oracle.

Специалистов Oracle по-настоящему высокого уровня не много. Наверное, их не всегда надо иметь в штате. Проще пригласить такого человека для консультации, поскольку Oracle очень дружелюбен к своим клиентам.

У нас сейчас построена очень грамотная школа выращивания людей, базовых, в первую очередь, специалистов. Мы берем толковых ребят со студенческой скамьи, и за 2 — 2,5 года они превращаются в хороших программистов. Если человек способен стать из программиста аналитиком и расти дальше, если он может стать из аналитика системным архитектором — мы реализуем все эти возможности. Самое главное, что специфика нашей компании такова, что приходится постоянно ставить новые задачи. Это помогает удержать лучших людей. Одной зарплатой людей не удержишь.

Роли, Python-коннектор, улучшенная защита: обновился известный менеджер паролей
Безопасность

Мы думаем сейчас над тем, чтобы развивать наше ИТ-направление, поскольку у нас есть надежная команда профессионалов, готовых решать амбициозные задачи. Уже сейчас мы имеем портфолио реализованных проектов, нам есть, чем гордиться. Мы можем продавать наши ИТ-услуги вовне, причем нас это очень хорошо характеризует и с точки зрения этики, поскольку мы таким образом «работаем на конкурентов». Но это философия компании, философия нашего бизнеса.

Полина Осокина / CNews