Разделы

Бизнес Цифровизация Внедрения

Кто властвует на рынке BI?

Затраты на средства бизнес-анализа (Business Intelligence, BI) в опросах ИТ-директоров стоят на первом-втором местах. А эффективность этих затрат в значительной степени зависит от совершенства используемых средств BI. Если раньше эта задача решалась главным образом благодаря применению отдельных, не связанных между собой инструментов бизнес-анализа, то в последние годы на первый план вышли аналитические платформы – наборы интегрированных между собой инструментов (компонент) бизнес-анализа. Вниманию читателей CNews предлагается взгляд экспертов на представленные на рынке аналитические платформы.

Средства бизнес-анализа превращают исходные "сырые" данные (в основном учетных/транзакционных систем) в информацию, необходимую конечным пользователям для принятия решений. По мере роста уровня информатизации предприятий "сырых" данных становится все больше. Об этом свидетельствуют, в частности, объемы продаж дисковой памяти, систем SAN и NAS. Тем более актуальной становится задача превращения этих данных в "съедобную" для конечных пользователей информацию, тем более возрастает роль BI. При этом эффективность аналитических платформ определяется не только функциональностью их компонент, но и тем, как они интегрированы между собой, как в целом организованы платформы, какова их архитектура.

В январе этого года компания Gartner, анализирующая тенденции развития информационных технологий, опубликовала очередное исследование, посвященное аналитическим платформам, в предложенном ею формате "магический квадрат" – Magic Quadrant for Business Intelligence Platforms. Напомним, предыдущее ее исследование на эту тему датировано январем прошлого года.

Анализ рынка аналитических платформ, магический квадрат Gartner, 2007

Источник: Gartner, январь 2007

Аналитики Gartner определяют следующие двенадцать основных функций аналитических платформ, группируемых в три категории: интеграция (инфраструктура BI, управление метаданными, метрики эффективности, Workflow и обеспечение совместной работы), доставка информации (Reporting, информационные панели (Dashboards), нерегламентированные запросы (Ad hoc query), интеграция с MS Office) и собственно анализ (OLAP, продвинутая визуализация, предиктивное моделирование и data mining, карты показателей (Scorecards)). Чтобы компания попала в исследование Gartner, ее платформа должна реализовывать не менее восьми из названных функций, а ежегодный доход по этому направлению деятельности компании должен составлять не менее 30 млн долларов США.

Две основные тенденции, по мнению аналитиков Gartner, определяли в 2006 году и будут определять в среднесрочной перспективе развитие рынка аналитических платформ:

Первая из них - восприятие средств анализа (BI) в контексте процессов и стратегии. В контексте процессов это означает встраивание этих средств в бизнес-процессы. В контексте стратегии средства анализа все более и более широко используются для поддержки корпоративного планирования и управления эффективностью – CPM (corporate performance management).

Вторая заключается в том, что крупные поставщики приложений и инфраструктурного ПО, включая Microsoft, Oracle и SAP, с нарастающей активностью действуют на рынке аналитических платформ, что может вызвать повышенную активность и других больших компаний, таких как IBM, HP и Sun. В то же время такие технологии как Ajax, язык запросов MDX, анализ в оперативной памяти, Excel Services в рамках MS Office позволили и широкому кругу софтверных компаний предоставлять функциональность анализа, что уменьшает технологическое превосходство фирм-специалистов в этой области.

Авторы данного исследования полагают, что пользователи должны оценивать поставщиков из всех четырех квадратов, составляющих "магический квадрат": "Лидеры" (Leaders), "Претенденты" (Challengers), "Компании, обладающие стратегическим видением рынка" (Visionaries) и "Нишевые компании" (Niche Players). Так, поставщиков из последних двух квадратов эксперты выделяют за новаторство в области технологии. Однако особый интерес вызывают, конечно же, компании, включенные в квадрат "Лидеры".

Первая из них – компания Business Objects – выпустила в 2006 году XI Release своей аналитической платформы, улучшив ее качество и интеграцию с Crystal Reports. Кроме того, за счет приобретений компания расширила список предлагаемых приложений для бюджетирования, планирования, финансовой консолидации, а также средства интеграции данных и обеспечения их качества (data integration/quality products).

Фирма Cognos также значительно улучшила свою платформу, выпустив версию Cognos 8. В этой версии реализована единая система создания и ведения метаданных для всей платформы и на этой основе улучшена интегрируемость компонент платформы для поддержки создания отчетов, нерегламентированных запросов, уведомлений о наступлении событий и карт показателей.

Компания SAS, по мнению аналитиков Gartner, предлагает наиболее полную аналитическую платформу. Ее средства продвинутого анализа вне конкуренции. Однако широко распространено мнение, что платформа SAS слишком сложна в применении, что она не подходит для широкого круга компаний-пользователей. В ответ на это компания выпускает такие продукты, как Web Report Studio и Forecast Server, пользовательский интерфейс которых включает "Мастера" (Wizards); эти продукты можно использовать в режиме самообслуживания.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Новичок среди "Лидеров" – корпорация Oracle. И вошла она в этот квадрат благодаря платформе Siebel Analytics (теперь Oracle Business Intelligence Enterprise Edition) компании Siebel Systems, которую Oracle приобрела в прошлом году. Причем год назад Siebel была включена в квадрат "Провидцы": тогда аналитики Gartner, отметив технологические достоинства ее платформы, не очень высоко оценили стратегию компании. Теперь же, оценив решительные действия корпорации Oracle по "удочерению" и продвижению Siebel Analytics, аналитики Gartner поместили Oracle в "Лидеры".

Между тем, в отличие от платформ других лидеров, новая платформа Oracle пока практически неизвестна российским специалистам. По мнению некоторых специалистов, есть классический подход к разработке аналитических приложений, с созданием корпоративного хранилища данных и всей вытекающей из этого "кухней", и подход с "легкой надстройкой" над транзакционными системами, с применением своего рода "карты доступа к данным". Теперь же возможно сочетание двух подходов. Репозиторий нового аналитического сервера Oracle можно настроить так, что одни и те же запросы пользователей будут транслироваться к разным базам: при обращении к историческим данным или данным по закрытым периодам они будут направляться к хранилищу, а при обращении к данным, например, текущего дня – к транзакционной системе".

Еще один новичок квадрата "Лидеры" – компания Hyperion Solutions. У ее платформы всегда были сильны функции анализа, а вот возможности интеграции и создания отчетов оставляли желать лучшего. В 2006 году Hyperion Solutions значительно улучшила эти возможности. Кроме того, аналитики Gartner высоко оценили усилия этой фирмы по созданию единой системы метаданных с одним общим репозиторием для всей платформы на основе технологии компании Razza, которую Hyperion Solutions купила.

Других перемещений между "квадратами" не произошло, хотя почти все рассмотренные в последнем исследовании Gartner платформы в 2006 году развивались. В "Претендентах" остались корпорации Microsoft и SAP AG.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В целом компания Gartner оптимистично оценивает перспективы рынка аналитических платформ, выделяя в долгосрочном плане основные факторы роста этого рынка: внедрение в крупных организациях ПО класса CPM и применение средств анализа для реализации требований различных регуляторов. И хотя нарастающая конкуренция будет приводить к снижению цен на платформы, этот рынок будет расти до 2010 года на 9.5% ежегодно.

Не так давно стало известно, что корпорация Oracle приобрела компанию Hyperion Solutions, включенную Gartner, как сказано выше, в квадрат "Лидеры". В мировой и российской прессе уже появился ряд комментариев, в которых рассматривается преимущественно бизнес-аспект этой сделки.

Что же касается технологий и продуктов обеих компаний, то в части аналитических платформ вряд ли произойдут существенные изменения. Дело в том, что технологически Oracle BI Suite EE (ранее Siebel Analytics), ныне основная аналитическая платформа Oracle, и платформа Hyperion Solutions значительно отличаются и поэтому скорее дополняют друг друга, чем конкурируют.

Ядром платформы Oracle BI Suite EE является аналитический сервер, построенный по схеме сервера приложений – "business intelligence application server". Этот сервер не хранит "свои" данные, как серверы реляционных и многомерных (OLAP) баз данных, и для доступа к данным источников он должен обращаться к этим серверам. А ядром платформы Hyperion Solutions является OLAP-сервер.

Алексей Резниченко