Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИКТ в госсекторе: регионы ждут новой волны

Текущий год выдался достаточно непростым в плане информатизации госсектора. Смена ИТ-парадигмы, раздвоение ИТ-вертикали – все это накладывает свой отпечаток на ситуацию в отрасли. Новую ИТ-команду встречают актуальные проблемы, тормозящие информатизацию госорганов. О том, кто и как должен их решать, каково общее ИТ-состояние сектора, чего удалось достичь к настоящему моменту и в какую сторону двигаться дальше, говорили участники конференции "ИКТ в госсекторе", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

Следующий этап – организация экономии средств и оптимизация средств и оптимизация расходов. С этой целью Минкомсвязи необходимо совместно с Минэкономразвития определить наиболее затратные для государства услуги и оптимизировать стоимость их предоставления через использование ИТ. Кроме того, нужно создать единые стандарты документооборота – это позволит ведомствам использовать разные СЭД, но при этом иметь возможность сквозного обмена документами.

Помимо этого, очень важно повысить качество информации в госуправлении, унифицировать форматы, структуры и терминологию. Еще необходима чистка данных. Решения, принимаемые на основе некачественной, недостоверной информации, будут только дискредитировать ИТ. Грязные данные приведут к невозможности отказа от бумаги, лавине повторных запросов и, возможно, судебных процессов.

В целом России необходим комплекс мер, которые бы позволили стимулировать использование ИТ. Например, если добиться юридически значимой идентификации человека (электронный паспорт) и его действий (расширение применения ЭЦП), то это будет стимулировать использование данных возможностей сначала в сфере госуслуг, а позже и в бизнесе, что позволит довести долю организаций, применяющих средства электронной подписи, с 66,8% в 2010 г. до 90% в 2015 году.

Помимо общей ситуации, участники конференции обсудили вопросы региональной информатизации, в том числе использование УЭК, применение ГИС-технологий, переход к электронным госуслугам, интеграцию со СМЭВ и так далее. В частности, в региональной ИТ-политике было бы весьма полезно ликвидировать монополии отдельных ИТ-поставщиков, в первую очередь "Ростелекома".

Взгляд на "облака"

Облачные технологии сейчас актуальны для всех, не обошли они стороной и госсектор. В частности, Олег Сютин, директор по технологической политике Microsoft Россия, рассказал о международном опыте Microsoft по использованию облачных технологий для госорганизаций. Говоря о приоритетах в области информатизации, он отметил, что в лидерах продолжают оставаться мобильность и "облака". Так, по исследованию аналитического агентства Copenhagen Economics, проведенного в 10 странах Европы, внедрение облачных технологий и объединенных коммуникаций может позволить сэкономить в общей сложности 6,2 млрд евро в год, что и объясняет такой интерес заказчиков к "облакам". В этой связи до 90% бюджета Microsoft на R&D сегодня направляется на технологии, связанные с "облаками". Кроме того, стоит отметить рост интереса в 2012 г. к бизнес-аналитике и "большим данным".

В свою очередь Андрей Чучелов, генеральный директор BSS Engineering, остановился на теме практики реализации и перспектив развития электронных услуг в регионах. "Смотреть не из облаков на регионы, а с земли на "облака"", - призвал г-н Чучелов, акцентируя внимание на необходимости координации усилий регионов и "Ростелекома". Из положительных моментов было отмечено, что финансовый сектор поверил в СМЭВ, и банки должны стать драйвером продвижения госуслуг в массы. В целом же развитие региональной ИТ-инфраструктуры должно способствовать созданию комфортной среды обитания для граждан и цивилизованных способов решения житейских задач.

Спасение от мошенников

Сегодня мошенничество стало глобальной проблемой - в том числе и для госсектора. Илья Катчан, директор по работе с государственными компаниями SAS Россия/СНГ, посвятил доклад тому, как государственные учреждения используют anti-fraud решения для выявления и предупреждения мошенничества.

Дмитрий Чудинов, Почта России: Некоторые сложные кибероперации так и остаются нерасследованными
безопасность

Согласно исследованиям Javelin, 6,8 млн американцев стали жертвами карточного мошенничества в 2007. Потери оцениваются на уровне 30,6 млрд долл., и это только один пример.

С введением единой зоны платежей в евро стала возможной новая мошенническая схема, так называемая "карусель НДС", когда одни и те же товары многократно перемещаются через границу. Использование аналитических инструментов от компании SAS позволило сократить сроки выявления подозрительных операций с нескольких месяцев или даже лет до 1-2 дней.

Информационный порядок

Вопрос автоматизации документооборота и оптимизации работы с данными – центровой для госструктур. Так, Ильдар Ямалов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан, представил результаты проекта по созданию системы межведомственного электронного документооборота в республике на платформе "Логика ECM. Госуправление" (ранее "БОСС-Референт 4J" (СПО). К системе подключено 34 ОГВ, 7 тыс. пользователей, обрабатываются 3 млн документов в год. Эта система служит инструментом для автоматизации 10 тыс. госуслуг, с ее помощью предоставляется более 1 млн услуг ежегодно. При внедрении таких масштабных проектов крайне важно, чтобы система была простой для пользователя. В этой связи интересно отметить, что 70% исполнителей предпочли упрощенный интерфейс СЭД, разработанный изначально для руководителей.

Дмитрий Лактионов, менеджер по ECM-решениям компании IBM Россия и СНГ, рассказал о лучших практиках IBM по работе с неструктурированными данными. Поскольку объемы информации продолжают расти высокими темпами и более 85% составляют неструктурированные данные, необходимость в средствах управления этим контентом становится все очевиднее для всех организаций. В качестве примера был рассмотрен проект, выполненный для администрации Нью-Йорка, где в результате внедрения решения от IBM 75 тыс. городских служащих теперь могут легко получить доступ к информации по гражданину, хранящейся в других учреждениях. Всего в базе более 1 млрд документов, она объединяет десятки информационных систем.