Разделы

Бизнес

Электронный "узел интеграции" региона

Недостаток средств и требования эффективности заставляют сосредоточиться на реализации приоритетных ключевых проектов электронного государства. При низком интернет-проникновении ими должны стать проекты, повышающие эффективность государственного управления, например, создание системы закупок, публичный интернет-портал, интеграция информационных ресурсов. Здесь предлагаются основные подходы к их реализации, в том числе организационные усилия по внедрению системы административных регламентов.

Опыт работы по созданию различных информационных систем в нескольких регионах показал, что для эффективной реализации идей «электронного правительства» на региональном уровне необходимо четко сформулировать цели и задачи его создания. Главное — принять очевидную истину, что общество первично, а власть и правительство, которым общество поручает исполнять необходимые ему властные полномочия, — вторичны1.

Простые и понятные вещи в государстве «услуг»

Полная реализация идеи сервисного государства, оказывающего услуги своим гражданам и бизнесу, по сути дела, является не каким-то отдельным, а целым комплексом проектов, начиная с высокоуровневого описания деятельности органов государственной власти и заканчивая внедрением прикладных информационных систем.

С учетом ограниченности региональных бюджетов на информатизацию не следует пытаться одновременно решать все задачи, стоящие перед электронным правительством. Обычно это ведет к распылению средств, скорому разочарованию и полной дискредитации самой идеи. Поэтому необходимо выделить несколько ключевых проектов, сосредоточиться на их реализации и получить результаты максимально быстро.

В странах с большим числом интернет-пользователей одна из основных задач внедрения электронного правительства видится в повышении качества оказания электронных государственных услуг. В регионах России, где доля пользователей интернета среди всего населения составляет, по разным оценкам, от 5 до 12%, такой подход не принесет ощутимого эффекта. Здесь есть смысл говорить о повышении эффективности государственного управления. Это, например, такие простые и понятные вещи, как повышение качества управления бюджетом, государственного регулирования, государственных услуг, управления государственной собственностью, квалификации государственных служащих, а также адресность социальных льгот и т. п.

Оптимизация расходной части бюджетов: е-госзакупки

Среди прочих задач усиление эффективности управления бюджетами регионов и муниципалитетов приобретает все большее значение. С точки зрения оптимизации ее расходной части, одним из ключевых проектов может стать региональная система электронных закупок для государственных и муниципальных нужд. Внедрение и повсеместное использование средств и методов электронной торговли в госзакупках на 20-40 % может снизить затраты на их осуществление.

Начинать процесс построения такой системы можно с решения организационных и технологических задач по созданию информационного и аналитического обеспечения закупок. Для этого не обязательно даже использовать электронную торговую площадку, можно начинать с внедрения портала электронных государственных и муниципальных закупок (см. схему ниже).

Е-госзакупки: начать можно с малого

 Е-госзакупки: начать можно с малого

Источник: «УСП Компьюлинк», 2004 г.

Создание такого портала позволит практически сразу достичь ряда экономических и политических целей. Расширение конкуренции, сокращение затрат на организацию и проведение закупочных процедур, а также минимизация возможных злоупотреблений (порождающих рост издержек бюджета и/или неоправданное уменьшение нормы прибыли поставщиков), снизят издержки бюджета и повысят качество закупаемых товаров и услуг. Следствием обеспечения информационной прозрачности в сфере региональных закупок станут уменьшение коррупции в этой сфере и повышение уровня общественного доверия к органам государственной власти.

С помощью комплекса организационных и технических мер портал должен аккумулировать информацию о закупках всех уровней — и региональных, и муниципальных, независимо от уровня технической оснащенности заказчиков и организаторов конкурсов.

Существенной особенностью информации, представленной на портале государственных закупок, является ее открытость. Такой портал не предназначен для хранения конфиденциальной информации или сведений, составляющих государственную тайну. Его данные будут доступны всем пользователям портала. При этом некоторые информационные разделы, возможно, будут доступны при условии оформления подписки на платные услуги.

В дальнейшем не исключено использование портала (на коммерческих началах) также и негосударственными закупщиками — естественными монополиями, тарифы на услуги которых рассматриваются в зависимости от обоснованности затрат на их производство, и просто крупными компаниями, заинтересованными в снижении своих издержек. Портал также может размещать сведения о конкурсах, проводимых на территории региона другими отечественными и международными организациями, например, Всемирным банком.

При этом внедрение электронных торговых площадок (ЭТП) можно признать пока преждевременным2. Действующее законодательство прямо предписывает выполнение ряда действий при проведении конкурсов в бумажном виде и  не предусматривает применение электронных средств передачи и хранения документов. Сегодня это делает невозможным применение открытых ЭТП для проведения реальных конкурсов. Из сказанного не следует полный отказ от идеи электронной торговли, но нужно понимать, что реальный эффект от внедрения ЭТП наступит не ранее 2005 г.

Еще одной проблемой является отсутствие единого классификатора закупаемой продукции и услуг, что отрицательно сказывается на всех связанных с госзакупками процессах и делает невозможным применение ряда эффективных механизмов сокращения расходов. Отсутствие классификатора является одной из главных сдерживающих проблем и при внедрении региональных систем электронных госзакупок. Хотя в настоящий момент Минэкономразвития совместно с ВНИИ Стандартизации ведут работы по созданию методологии ведения такого классификатора, они вряд ли будут завершены в ближайшие месяцы3.

Региональное электронное правительство: новое качество взаимодействия

Важнейшей задачей регионального электронного правительства является качественное изменение характера взаимодействия органов власти и граждан в процессе оказания им прямых бюджетных услуг. Под этим обычно понимают повышение подотчетности и прозрачности действий органов власти, обеспечение обратной связи (доведение общественного мнения до власти), улучшение доступа населения к всеобъемлющей и актуальной информации.

Одновременно для всех органов федерального, регионального и муниципального управления становятся жизненно необходимыми точные данные о населении. Их источником служат объединенные государственные ресурсы (ОГИР) органов ЗАГС и паспортно-визовой службы. На  примере ОГИР «ЗАГС-ПВС» можно продемонстрировать возможность эффективного взаимодействия различных органов исполнительной власти, исключающего дублирование функций и пересечение предметов ведения.

На основе упомянутого ресурса, создаваемого строго в рамках существующего правового поля, могут формироваться производные высокотехнологичные продукты, например, Государственный регистр населения. Введение регистра позволит упростить, сделать эффективными и менее затратными процедуры взаимодействия граждан и сотрудников органов власти, например, исключить необходимость или, по крайней мере, сократить время получения различных справок, выписок и пр.

Региональная информационная система немыслима без публичного интернет-портала. Здесь с помощью технологии «персонализируемый портал» (то есть технологии, при которой возможно настраивать конкретное содержание в зависимости от того, кто пользуется порталом) будет доступна открытая информация о деятельности органов государственной власти и муниципального самоуправления. На нем могут быть реализованы электронные регламенты информационного взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами, общественными организациями и бизнесом.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Для актуализации информации портала необходима соответствующая организационная структура, где задействованы пресс-секретари всех органов власти и сотрудники подразделений информатизации. Функционировать эта структура должна на основе обширной нормативно-методической базы, регулирующей структуру данных портала, порядок и сроки размещения информации, регламент деятельности сотрудников органов исполнительной власти и местного самоуправления по организации информирования общественности о деятельности органов власти.

Портал также может служить инструментом для паспортизации и предоставления перечня сервисов взаимодействия органов власти с гражданами и бизнесом. Например, раздел «сервисы» интернет-портала администрации президента Чувашии позволяет вести классификатор публичных сервисов с набором описателей (порядок предоставления сервиса, стоимость, нормативная продолжительность оказания услуги, регламентирующие документы и пр.) и осуществлять привязку стандартных сервисов к реализующим их органам власти (подразделение и сотрудник, реализующие сервис, координаты, приемные часы и пр.).

Массовый доступ граждан к порталу можно обеспечить, используя центры общественного доступа и компьютерные классы в школах, информационные киоски в административных зданиях и публичные интернет-кафе, а для тех, кто имеет собственные компьютеры, — через коммерческих провайдеров (возможно, по льготным тарифам).

Для разъяснения общественности возможностей и значения создаваемой системы необходимо проведение рекламной и пропагандистской кампании. Она должна охватывать все виды средств массовой информации, быть ориентирована на конечных пользователей и направлена на формирование во всех слоях общества интереса к публичным информационным порталам.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

«Узел интеграции»: единая среда и регламенты

Необходимость обеспечения согласованных действий различных субъектов процесса государственного управления остается на сегодня первоочередной задачей. Усложнение инфраструктуры, разнообразие форм собственности, увеличение объемов необходимой для принятия решений информации приводят к необходимости радикальных изменений в самой технологии принятия решений.

Министерства, ведомства и другие элементы управленческой вертикали зачастую не имеют согласованной, целостной и актуальной информации о ситуации, что может приводить к снижению эффективности принимаемых мер, а иногда и к более серьезным отрицательным последствиям.

Имеющиеся ведомственные информационные системы, как правило, нацелены на решение лишь отдельной части из всего многообразия задач, базируются на быстро стареющих технологиях и не соответствуют постоянно растущим требованиям. Отсутствует и межведомственная интеграция на уровне информационных потоков. До половины своего рабочего времени сотрудники органов власти затрачивают на поиск и повторную обработку информации, уже существующей в информационных системах разного уровня.

Создание новых информационных систем, использование унаследованных информационных ресурсов и массивов данных стало невозможным без решения вопросов их интеграции. Назрела необходимость в создании единой технологической среды сбора, накопления и анализа информации в интересах государственных органов. Применение современных информационных технологий в решении этой задачи становится вполне осознанным императивом.

Выделение проблем интеграции приложений и их совместного исполнения в отдельную задачу произошло не так давно, около пяти лет назад. На сегодня известен лишь один способ эффективного ее решения — создание единого центрального «узла интеграции», где будет реализована инфраструктура интеграции. Она допускает возможность работы с различными транспортными протоколами и стандартами форматирования сообщений, включает средства обеспечения безопасности и надежности обмена информацией между различными системами.

Применение соответствующего программного обеспечения решает основные проблемы «стихийной интеграции», упрощает контроль за системой, а также ее разработку. Последнее — результат того, что при создании связи с приложением появляется возможность пользоваться услугами общей инфраструктуры интеграции.

Однако для интеграции деловых процессов различных ведомств необходим другой подход. Он включает не только технологические, но и организационные решения. В число этих решений входит создание системы административных регламентов.

Административные регламенты призваны формализовать исключительные прерогативы органа власти, его юрисдикцию. Здесь же описываются процедурные формы взаимодействия с другими органами власти как в процессе подготовки, прохождения, согласования и утверждения решений, так и оказания государственных услуг.

Первым этапом такой работы может стать создание формализованного представления регламентов в электронной форме с применением современных способов описания бизнес-процессов, успешно опробованных в рыночном секторе экономики. Уже на этом этапе описание тех регламентов, которые непосредственно касаются граждан и бизнеса, можно публиковать в интернете, что создаст реальную основу для открытости органов власти перед обществом.

Детальная проработка предложенных решений показала, что они могут стать основой для интегрированной информационной системы управления регионом. Именно тогда ситуационный центр для регионального руководства превратится из «потемкинской деревни» в реальный инструмент управления. В нем первичная информация с мест будет поступать в систему моделей социально-экономического прогнозирования. Дополнительно такая система может служить и источником оперативной информации в чрезвычайных ситуациях.

Александр Лучин / «УСП Компьюлинк»


1 Статья подготовлена по материалам доклада, прочитанного на семинаре-совещании «Реализация проектов информационно-коммуникационных технологий в субъектах ЮФО в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», 19-20 февраля 2004 г., Астрахань.

2 В то же время, сейчас в России работает немало систем, которые с определенными допущениями называются «системами e-госзакупок» (подробнее см. здесь). При этом, как отмечали участники конференции Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), проходившей 19 февраля с.г. в Москве, — пока все зависит от политического решения и воли губернатора.
Примечание CNews.ru

3 Даже если эти работы будут завершены к середине лета — сентябрю с.г., это не повлияет на расчеты бюджета 2005 г. То есть первый ощутимый эффект от нового классификатора может проявиться только в следующем году. В то же время, это проблема появилась не вчера, и о ней публично говорят еще с начала работ над программой «Электронная Россия».
Примечание CNews.ru