Алексей Ананьин: ИТ-рынок не падает – он взрослеет
В последнее время отечественный ИТ-рынок замедлил темпы роста – но это не повод для паники, считает Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы "Борлас". ИТ-бизнес становится более зрелым, отношения между компаниями и заказчиками выходят на новый уровень, а сами ИТ-компании стремятся выиграть, создавая новые союзы. Об основных тенденциях рынка ИТ-услуг, о том, как он будет развиваться завтра и как на вызовы нового времени ответит объединенная компания "Борлас" и IBS, Алексей Ананьин рассказал корреспонденту CNews.Для решения этих задач востребован широкий спектр в том числе консалтинговых инструментов. Среди них выделю бизнес-консалтинг (вертикализация бизнесов и определение целей для развития, реинжиниринг и унификация бизнес-процессов), HR-консалтинг (создание в рамках холдингов унифицированных мотивационных схем, направленных на достижение выбранных целей), консалтинг в области бюджетного управления (повышение прозрачности финансово-экономической деятельности), консалтинг по внедрению и интеграции бизнес-приложений (автоматизация бизнес-процессов).
Алексей Ананьин: ИТ-консалтинг интересен везде, где есть развитие
CNews: А какие индустрии вы считаете приоритетными для себя?
Алексей Ананьин: Нельзя объять необъятное. И в этом смысле как раз представляет интерес наше объединение с коллегами из IBS. Так сложилось, что исторически наши компании развивались по очень похожим траекториям, но практически не пересекались по индустриям, в которых работали. К примеру, мы не работали в нефтегазовом секторе, в госсекторе, в образовании, здравоохранении, не столь активно, как IBS, работали с финансовыми институтами. Мы же традиционно сильны в промышленности, наши первые проекты и позже стандартные отраслевые решения, которые теперь активно развиваем, были привязаны к конкретным типам производств: металлургия, химия, нефтехимия, пищевая промышленность, машиностроение, энергетика, телекоммуникации. Если говорить о непроизводственных отраслях, то мы также работаем в банках и страховании. Соответственно, эти отрасли и являются для нас приоритетными. В этом плане очень хорошо, что наша объединенная компания охватит всю палитру отраслей и сфер экономики.
CNews: Можно ли выделить российскую специфику консалтинговых ИТ-проектов?
Алексей Ананьин: Я уверен в том, что если бизнес нормально построен, у него нет национальной специфики. Если ты хочешь быть успешным, то должен следовать мировой практике и учитывать огромный опыт, который наработан другими за многие годы. Например, сегодня российские бухгалтерские стандарты, стандарты корпоративной отчетности сближаются с международными. Российские компании не могут быть изолированы, для дальнейшего развития они должны выходить на международные рынки. А значит, необходимо соответствовать международным нормам и стандартам.
О специфике можно говорить в том смысле, что наше законодательство по многим параметрам исторически отличается от законодательства других странах. Мы много лет являемся партнером корпорации Oracle по локализации бизнес-приложений, то есть по их привязке к национальным особенностям. Это то, от чего не уйдешь, но вместе с тем этого становится все меньше.
Бывает еще специфика менталитета менеджеров – тут есть о чем поговорить. "Борлас" активно работает в странах СНГ, мы чувствуем разницу в поведении менеджеров в Украине, в Казахстане и в Белоруссии. Учитывать это важно, однако в целом для успешного развития бизнеса такая специфика не столь уж критична.
Зачем консалтинг, давайте сразу Oracle…
CNews: Как вы считаете, компания, оказывавшая изначально услуги ИТ-консалтинга, может стать хорошим бизнес-консультантом?
Алексей Ананьин: Здесь я вижу два вопроса в одном. Был период, когда ИТ-рынок только формировался. Тогда и заказчики, и подрядчики воспринимали проекты по созданию информационных систем предприятия исключительно как ИТ-проекты. Задача построения системы была задачей ИТ-директора. Поэтому, и отношение, и результат были соответствующими.
Потребовалось время, чтобы и заказчики, и подрядчики осознали, что проекты по созданию корпоративных информационных систем не могут быть только ИТ-проектами – это бизнес-проекты. Внедренная система должна решать бизнес-задачи, а не облегчать работу конкретного инженера службы АСУ по сопровождению бизнес-процессов. Соответственно, ИТ-компании стали воспринимать себя иначе – как бизнес-консультантов. Ни одно внедрение ERP не проходит без организационных преобразований, без изменения части бизнес-процессов. А это означает, что консультант, который, казалось бы, проводит настройку программного продукта, на самом деле является бизнес-консультантом, потому что он влияет на то, как будет построена система управления предприятия. Поэтому многие компании, исторически называющие себя ИТ-компаниями, сегодня, по сути являются бизнес-консультантами. Мы два года назад даже провели внутренний ребрендинг, чтобы в первую очередь наши сотрудники начали ощущать себя по другому. Позже вынесли это "на суд общественности", стали называться по-новому: Консалтинговая группа "Борлас". И это не жонглирование словами. Это реальное изменение приоритетов развития, продуктового портфеля и позиционирования на рынке.
А вторая часть вашего вопроса – готовы ли компании, которые выросли из ИТ-бизнеса, действительно называться бизнес-консультантами? Бывало, нас упрекали, когда мы предлагали услуги, скажем, нашего департамента бизнес-консалтинга, что все равно все закончится одним: вам, уважаемый заказчик, нужно внедрять бизнес-приложения Oracle. Так зачем консалтинг, говорили нам, давайте сразу обсуждать, как внедрять Oracle E-Business Suite… На самом же деле задачи, решаемые нами, сегодня гораздо шире. Организация финансового управления, построение системы бюджетирования, разработка мотивационных схем, управление организационными преобразованиями на предприятиях – все это лишь опосредованно связано с информационными системами, поскольку имеет самостоятельную ценность. Нужно пройти непростой путь, заработать определенную репутацию, чтобы заказчик поверил: ты имеешь ценность как бизнес-консультант.
CNews: Многие ИТ-компании фокусируются сегодня на рынке среднего и малого бизнеса. Насколько вы заинтересованы в этом сегменте?
Алексей Ананьин: Малый бизнес для нас менее интересен в сравнении со средним и крупным, исходя из тех решений, которые есть в нашем продуктовом портфеле. Правда, есть и такие, которые востребованы клиентами самого разного калибра – например, мобильные решения. Поэтому по отдельным видам услуг мы работаем и будем работать и с малым бизнесом. Если же говорить об основной деятельности, а это создание масштабных управленческих систем, то здесь наши клиенты – большие и средние компании, имеющие, как правило, разветвленную структуру. Они являются основными потребителями наших услуг.
Паззл сложился в единую картинку
CNews: ИТ-рынок захлестнула волна слияний и поглощений. В череде уже состоявшихся сделок по своим масштабам и значимости для рынка явно выделяется объединение с IBS. Как давно обсуждалось такое решение, чем оно было вызвано?
Алексей Ананьин: Говорить об этом мы начали примерно год назад. Сначала в шутку, представьте себе. Однако вскоре поняли, что стоит поговорить всерьез и подумать, выиграем мы вместе или проиграем. После достаточно неторопливого и тщательного анализа, обсуждений с руководителями и акционерами мы пришли к выводу, что такой шаг будет полезен.