Разделы

Бизнес

Алексей Ананьин: ИТ-рынок не падает – он взрослеет

В последнее время отечественный ИТ-рынок замедлил темпы роста – но это не повод для паники, считает Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы "Борлас". ИТ-бизнес становится более зрелым, отношения между компаниями и заказчиками выходят на новый уровень, а сами ИТ-компании стремятся выиграть, создавая новые союзы. Об основных тенденциях рынка ИТ-услуг, о том, как он будет развиваться завтра и как на вызовы нового времени ответит объединенная компания "Борлас" и IBS, Алексей Ананьин рассказал корреспонденту CNews.

CNews: Каковы сегодня основные тенденции на отечественном рынке ИТ-услуг?

Алексей Ананьин: За годы своего бурного роста ИТ-рынок стал заметной частью экономики страны, увеличившись с сотен миллионов долларов в середине 90-х до более 12 миллиардов долларов в 2006 году. В своем развитии наш рынок следует основным тенденциям экономики в целом. Ключевая общеэкономическая тенденция в России сегодня – это консолидация и глобализация. Иными словами, объединение разрозненных бизнесов в крупные компании-конгломераты (мегахолдинги) и активные попытки встраивания таких конгломератов в международную экономику не только в качестве заемщиков, но и в качестве равноправных партнеров в реализации весьма амбициозных проектов. Связано это, прежде всего, с необходимостью переходить от экстенсивного роста к качественно иному, интенсивному. Для решения такой задачи требуется, во-первых, резко увеличить объем инвестиций в развитие бизнеса. А во-вторых, кардинально улучшить (вернее, адаптировать к новым задачам) управление создаваемыми холдингами на базе уже отработанных и общепризнанных мировых практик. И то, и другое под силу только большим и эффективно управляемым компаниям.


Алексей Ананьин: вместе со зрелостью ИТ-компаний наступил период зрелости клиента

Что касается особенности положения проектных ИТ-компаний – с одной стороны, они участвуют в процессе консолидации своей индустрии. С другой, одновременно с этим процессом должны перестраивать свой продуктовый портфель, поскольку предприятия-клиенты активно консолидируются и их потребности в ИТ-решениях меняются. В этой ситуации на первый план выходят такие сложные продукты и решения, как бизнес-консалтинг, композитные приложения, адаптивная ИТ-инфраструктура. Убежден, наиболее успешными окажутся те из формирующихся сейчас ИТ-конгломератов, которые смогут не только сохранить лучшие стороны своих составляющих, но и на этой основе создать новые, востребованные рынком продукты и услуги и предлагать их клиентам по конкурентоспособной цене. Это крайне непростая и весьма амбициозная задача, говорящая о зрелости нашего ИТ-рынка. Думаю, она вполне может стать основной темой международной конференции "ERP-Диалоги", организуемой нами осенью. В прошлом году на этой конференции мы обсуждали с руководителями ведущих отечественных предприятий тренд консолидации и глобализации, его влияние на актуальность тех или иных информационных технологий и решений.

CNews: Вы говорите о зрелости рынка. Между тем, некоторые аналитики считают, что он вступил в полосу стагнации…

Алексей Ананьин: По итогам прошлого года эксперты действительно заговорили о снижении темпов роста. На мой взгляд, драматизировать ситуацию не стоит. Рынок продолжает расти, пусть и выходя на более пологую составляющую. Это отнюдь не означает стагнации. Одно дело – вырасти с нуля в 10 раз, другое – вырасти в два раза при обороте в 100 миллионов долларов. Мы сами несколько лет подряд росли темпами более 100% в год, потому что сначала оборот компании не превышал 10 миллионов долларов и на таких объемах это было реально. А сейчас рынок просто подходит к более зрелому состоянию, и нынешнее замедление роста – вполне естественное.

Выйти на ИТ-рынок нахрапом уже невозможно

CNews: А каковы черты зрелого ИТ-рынка? Какие особенности характерны для него на сегодняшнем этапе развития?

Алексей Ананьин: Это отдельная тема, которую действительно интересно обсудить. Особенности рынка определяют взаимоотношения между его субъектами. Есть три аспекта: взаимоотношения между ИТ-компаниями и заказчиками, взаимоотношения ИТ-компаний между собой и взаимоотношения ИТ-компании и всего остального мира.

Цифровая трансформация вносит большой вклад в эффективность бизнеса, но не терпит спешки
ИТ в банках

Если говорить о первом аспекте, то я бы отметил, что вместе со зрелостью ИТ-компаний наступил период зрелости клиента. Он сегодня гораздо лучше понимает, чего хочет от ИТ-компании, чего хочет от консультанта, если речь идет об ИТ-консалтинге. И в этом смысле стало и проще, и труднее работать. Проще тем, кто эти тенденции уловил, подготовился к ним – и соответствует сегодня тем запросам, которые формулируют заказчики. Гораздо труднее компаниям, которые эту тенденцию вовремя не поняли и сегодня, может быть, очень хотели бы, но не могут соответствовать достаточно высоким требованиям, которые присущи зрелому состоянию рынка. Несколько лет тому назад при выборе партнера для реализации крупных комплексных проектов речь шла в основном о том, умеет ли ИТ-компания работать в принципе, есть ли у нее опыт похожих проектов. Также значим был вопрос личного доверия к руководителям бизнеса: я поверю тебе – и мы будем работать, а если нет – то не будем. Основные решения принимались на таком уровне. Сегодня же ситуация изменилась кардинально. Сейчас компаниям, которые имеют уже десяти или, как мы, пятнадцатилетнюю историю успешной работы на ИТ-рынке, нет необходимости доказывать, что мы умеем делать. Заказчик понимает: если компания-консультант столько лет на рынке, занимает лидирующие позиции в различных рейтингах, есть многочисленные положительные отзывы клиентов – выяснять, умеет ли она работать, уже не нужно.

И поэтому теперь речь идет о другом – о составе услуг, которые готова предложить та или иная компания-консультант. Крупных заказчиков интересуют компании, которые могут предложить широкий спектр услуг, то есть комплексность проектов сегодня выходит, на мой взгляд, на первый план.

Второй момент, который обязательно учитывают предприятия-клиенты, и мы сталкиваемся с этим буквально каждый день – наша готовность начать проект именно в тот момент, когда это нужно заказчику. Некоторым необходимо уже завтра, а другим – лишь через три месяца, но точно в назначенное время. Какая компания способна на это? Та, которая имеет серьезный пул консультантов и, соответственно, возможность маневра. Маленькая компания и не в состоянии быстро мобилизовать необходимые ресурсы, и не готова ждать три месяца, ведь ей нужно платить людям зарплату сегодня. Для большой компании, ведущей одновременно 20-40 проектов, и то, и другое – не проблема. Поэтому на рынке ИТ-услуг сегодня выигрывают крупные игроки.

Еще один критерий выбора ИТ-компании – ее стабильность. Заказчик должен быть уверен, что начав проект – а сложные комплексные проекты не реализуются за несколько месяцев – закончит его с той же командой. Практически с каждым нашим заказчиком мы становимся партнерами на долгие годы. Тут важна не только финансовая стабильность компании-консультанта, но и, с учетом происходящего на кадровом рынке, стабильность кадровая.

«Росатом» разработал ПО для создания «цифровых двойников» территорий
ИТ в госсекторе

И четвертый критерий – это собственно параметры проекта: стоимость, сроки и так далее. Кстати, что важно – заказчик действительно повзрослел методологически. Если 3-4 года назад риски проекта даже не обсуждались, то сегодня предприятия хотят и готовы оценивать их вместе с нами заранее.

Подписаться на новости Короткая ссылка