Разделы

ПО Бизнес Интернет

Александр Рыбьяков, технический продакт-менеджер: Жизненный цикл продукта и его управление зависят от профессионализма продакт-менеджера

Технический продакт-менеджер Александр Рыбьяков имеет богатый опыт в разработке, управлении продуктами и выводе их на рынок. В интервью CNews он рассказал о работе в интернет-издании Look At Me (Look At Media, Redefine) — компании, которой он посвятил 13 лет, и о рекламных проектах, получивших немало международных наград. 

Начало пути в интернет-издании Look At Me

CNews: Александр, давайте начнем с того, как вы пришли в профессию: расскажите о вашем образовании, первом опыте работы и о том, когда вы осознали свои сильные стороны?

Александр Рыбьяков: Начал свой путь я с фронтенд-разработки в одной из первых дизайн-студий в России. Спустя время я устроился в студию Nimbler из нее потом и появилась компания Look At Me, в которой я провел 13 лет. За это время я вырос от разработчика до директора по продуктам. Там я понял, что жизненный цикл продукта и его управление зависят от профессионализма продакт-менеджера.

Александр Рыбьяков, Material Bank: Нашими продуктами пользовались такие бренды, как Miro, Decathlon, «Яндекс» и несколько десятков российских и иностранных медиа

CNews: Первым серьезным проектом для вас стал запуск сайта интернет-издания Look At Me? Над какими еще интересными проектами вам удалось поработать?

Александр Рыбьяков: Look At Me в то время был культовым лайфстайл интернет-изданием, которое впоследствии стало лицом новой культуры. Оно было одним из наиболее читаемых независимых медиа в Москве и за ее пределами. Первые строчки кода я писал сам, будучи разработчиком. На базе этой технической платформы, которую мы с командой создали для сайта издания Look At Me, мы сделали и другие популярные проекты, например, The Village, Wonderzine, FurFur, Hopes&Fears. Спустя некоторое время наши технологии для онлайн-медиа были успешно использованы для франшиз The Village в разных городах и странах, а также для сайта BushwickDaily в Нью-Йорке.

Уже на позиции директора по продукту я руководил разработкой новой версии технологической платформы, которая стала базой для Buro Global в Лондоне и новой версии The Village, запущенной в 2020 году. Мы ставили перед собой серьезную цель — не только создать с нуля новую платформу для онлайн-медиа в обновленном дизайне и на современном стэке технологий, но и увеличить количество просмотров страниц. И, следовательно, нарастить число показов баннерной рекламы, что является основным источником дохода любого медиа. Для этого мы внедрили ряд новых форматов и улучшений, в том числе бесконечный скрол, который позволил читать новости и другие типы материалов подряд без необходимости нажимать на ссылки. Принятые при редизайне решения позволили увеличить количество просмотров страниц примерно на 8%.

CNews: Setka яркий проект, который стал одним из самых запоминающихся стартапов в медиа. Расскажите о нем подробнее.

Александр Рыбьяков: Setka — это технологический стартап, который родился в стенах Look At Media. Его целью было создание инструментов для онлайн-изданий, с помощью которых можно было повысить визуальное качество материалов, сократить стоимость производства контента, а также настроить процессы в редакции. Во время моей работы в компании у нас было два основных проекта: WYSIWYG-редактор (what you see is what you get) Setka.Editor и система управления редакцией Setka.Workflow.

С помощью Setka.Editor можно было создать визуальный стиль для материалов издания и легко делать посты: как типовые — с использованием шаблонов, так и полностью кастомные — со сложными анимациями и версткой. Мы помогали клиентам настроить стили и шаблоны, а редакторы могли пользоваться инструментом без привлечения дизайнеров и разработчиков, что позволяло выпускать качественный контент быстро и дешево.

Setka.Workflow являлся своего рода task-трекером и календарем выпуска постов для редакционных отделов. Этот инструмент позволял создавать редакционный план, контролировать процесс создания постов на всех этапах: от идеи до менеджмента команды, участвующей в создании материала. Также он помогал следить за аналитикой по уже выпущенным материалам.

В Setka я был директором по проектам и руководил менеджерами, а также координировал работу команд, чтобы обеспечить выполнение работ на высоком уровне. Мне приходилось следить за сроками каждого проекта, бюджетом и таймингом, а также постоянно находить решения для бизнес-требований стейкхолдеров компании и клиентов. Нашими продуктами пользовались такие бренды, как Miro, Decathlon, «Яндекс» и несколько десятков российских и иностранных медиа. Уже после моего ухода Setka была приобретена компанией Tiny — это создатель самого популярного в мире WYSIWIG-редактора TinyMCE.

CNews: Вы также работали над рекламными проектами, которые в дальнейшем получили международные награды: Cannes Lions, D&AD, Webby, Golden Drum и другие. Расскажите о вашей роли в этих проектах.

Александр Рыбьяков: В то время я работал техническим директором в рекламном отделе Look At Media. Мы уделяли много времени созданию нестандартных рекламных проектов. Я занимался тем, что придумывал способы реализации идей креативного отдела, выбирал технологии и руководил последующей разработкой. Это позволило мне развить кругозор и освоить множество технологий.

Возьмем рекламную кампанию Parking Douche, которая выиграла все перечисленные в вопросе награды, и во многом благодаря которой Look At Media стала первой в рейтинге рекламных агентств в России. В том кейсе я придумал, как реализовать идею: необходимо было мешать пользователям читать статью, перекрывая экран анимацией в виде плохо припаркованной неподалеку от пользователя реальной машины с улицы.

В другом случае, во время работы над рекламной кампанией для YotaPhone, нам нужно было продемонстрировать долгий срок работы батареи. Мы создали «робо-руку» и запустили на сайте интерактивную видеотрансляцию. Пользователи могли послать команду «робо-руке» и наблюдать в прямом эфире, как она выполняла требуемые действия на телефоне. Еще пример: в рекламной кампании Bedtime calls для Microsoft наш отдел создал проект для родителей, часто проводящих время в командировках, анимированную детскую сказку, которую можно было удаленно запустить своему ребенку и через интеграцию со Skype озвучивать ее.

Эти и многие другие наши проекты были по-своему оригинальны и не имели аналогов в мире, поэтому и реализация была уникальной.

CNews: Как развивалась дальше ваша карьера?

Александр Рыбьяков: Немного отойдя от медиа-сферы, я решил принять участие в запуске американского health-care b2b стартапа Stork Club, который предоставляет работодателям возможность расширения страховых планов для сотрудников, покрывая различные медицинские услуги, связанные с фертильностью, родами и семьей.

CNews: Как был выстроен процесс работы над новым продуктом?

Александр Рыбьяков: Мой предыдущий солидный опыт в разработке рекламных проектов очень пригодился в работе над MVP, когда в сжатые сроки и с минимальным бюджетом нужно было запустить первую версию продукта с ключевым функционалом. Я разрабатывал MVP в качестве Senior Frontend Engineer с нуля и до поднятия инвестиций. Когда у компании появились деньги, я сформировал отдел разработки, нанял команду разработчиков и наладил процессы в отделе. Сейчас компания активно развивается: у нее уже есть крупные клиенты с большим количеством сотрудников.

CNews: Над чем вы работаете на сегодняшний день?

Александр Рыбьяков: Сейчас я сотрудничаю с крупнейшим в мире маркетплейсом сэмплов архитектурных и дизайнерских материалов — Material Bank. Проект, над которым я работаю — Design Shop — сервис, который откроет для пользователей новый способ получения вдохновения при реновации своего жилья, а также даст возможность заказать сэмплы архитектурных и дизайн материалов из одного из самых больших каталогов в мире.

Я пришел на позицию технического продакт-менеджера на начальном этапе проекта, в паре с лид-инженером создал отдел разработки, нанял команду и выстроил процессы. Кроме того, сейчас я отвечаю за сбор и обработку бизнес-требований, приемку дизайна, продумывание способов реализации функционала, различными вопросами SEO и аналитики. Иными словами, занимаюсь широким спектром задач на стыке продуктового и проектного менеджмента.

CNews: Вы представляли Material Bank будучи в составе жюри хакатона Optimize & Organize Challenge, расскажите о нем подробнее

Александр Рыбьяков: Это один из самых известных хакатонов в России. В нем принимали участие более 50 команд, каждая из которых состояла из 3-8 человек — это огромное количество специалистов разного уровня. В основном, frontend- и backend-разработчики, UX/UI-дизайнеры и аналитики. Командам необходимо было создать цифрового помощника по учету объектов недвижимости. Я был в составе жюри и оценивал проекты, смотрел на потенциал участников, делился рекомендациями и своими лучшими практиками. Такие мероприятия помогают развитию ИТ-комьюнити и предоставляют участвующим возможность проявить себя, набраться опыта и посмотреть на различные способы решения одной и той же задачи.

Сабина Абасова