Разделы

Поддержка ИТ-отрасли

ИТ-кадры для промышленности будут готовить в специальном образовательном центре

На фоне дефицита ИТ-специалистов и инженеров работодатели сталкиваются с тем, что молодые специалисты не имеют практических навыков работы. Их обучение — длительный и сложный процесс, который порой занимает два-три года. Выход — в сотрудничестве вузов, ИТ-компаний и предприятий-заказчиков в деле подготовки квалифицированных кадров. Опыт такого сотрудничества уже есть: компания «Ланит» и Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана создали научно-образовательный центр по подготовке ИТ-инженеров для машиностроительной отрасли. В будущем число направлений будет расширяться.

В борьбе с дефицитом кадров

Дефицит ИТ-кадров остается одной из самых острых проблем российского рынка. По данным исследования TalentTech, проведенного в марте-апреле 2022 г., каждой пятой компании стало сложнее закрывать ИТ-вакансии. Статистика HeadHunter свидетельствует, что в июне 2022 г. на каждую вакансию в сфере ИТ приходилось 3,5 резюме, что свидетельствует о низком уровне конкуренции.

Научно-образовательный центр ЛАНИТ

Российские вузы ежегодно выпускают около 82 тыс. ИТ-специалистов. Однако этого явно недостаточно, минимальная потребность отрасли — 200 тыс. Ситуация усугубляется еще и тем, что даже выпускники профильных вузов не всегда обладают знаниями и, самое главное, реальным опытом, необходимыми работодателю. «Даже молодых сотрудников мы хотим принимать к себе уже подготовленными, способными бесшовно интегрироваться в процесс разработки изделий, с начальной инженерной подготовкой и владением теми программными средствами, которые мы используем. Очень приветствуем реальный опыт проектирования. Для нас важно, чтобы адаптация молодого специалиста занимала не два-три года, а максимум полгода», — говорит Евгений Зуев, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр Синара — Транспортные Машины».

Евгений Зуев, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр Синара — Транспортные Машины»

«Одна из сложностей, с которой сталкиваются выпускники при трудоустройстве, — адаптация к конструкторским и технологическим процессам на конкретном предприятии-работодателе. Когда студент устраивается на стажировку, компании необходимо провести его обучение всем регламентам работы, особенностям технологического цикла и документообороту», — продолжает Евгений Старожук, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и инновациям.

Евгений Старожук, проректор МГТУ им. Н.Э. Баумана по экономике и инновациям

Минобразования России намерено решить эту проблему в ходе федерального проекта «Передовые инженерные школы» и к 2030 г. в партнерстве с крупными компаниями, такими как РЖД, Росатом, Ростех, создать на базе вузов 30 инженерных школ. Однако пока это только планы.

В то же время как минимум одна инженерная школа уже существует и может стать примером для тех, кто только собирается всерьез заняться подготовкой специалистов для самых разных отраслей. Речь идет о созданном на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддержке компании «Ланит» научно-образовательном центре (НОЦ).

Как все начиналось

Идея создания научно-образовательного центра появилась в 2016 г. «Я был студентом МГТУ имени Баумана. Мне повезло — на втором курсе я попал на практику в «Ланит» и по воле случая название моей кафедры и департамента полностью совпадали: системы автоматизированного проектирования», — рассказывает Александр Романов, директор департамента цифровой трансформации машиностроения «Ланит».

Александр Романов, директор департамента цифровой трансформации машиностроения «Ланит»

На тот момент очень немногие выпускники кафедры выбирали работу по полученной специальности несмотря на то, что спрос на таких специалистов в отрасли был очень высоким. Причина — отсутствие у вчерашних студентов практических навыков, необходимых рынку. Так возникла идея наладить сотрудничество между МГТУ и компанией «Ланит» с тем, чтобы дать возможность студентам попробовать свои силы в реальных проектах.

Первым шагом стала разработка академической программы: весь опыт, полученный в ходе реализации проектов у заказчиков, надо было трансформировать в лекции, семинары, прикладные курсовые работы и предложить их студентам в качестве дополнительного курса. При поддержке руководства и преподавателей МГТУ такой курс был создан, и скоро первые группы приступили к занятиям.

Не менее важно было уговорить крупных заказчиков предоставить возможность студентам поучаствовать в реальных проектах и попробовать применить в них полученные знания. Один из отраслевых партнеров «Ланит» мечтал разработать цифровые макеты вертолетов и планировал создать для этого специальное подразделение. Однако поиски специалистов на открытом рынке не увенчались успехом — за полтора года удалось привлечь лишь двух из требуемых 20 специалистов.

Руководство завода прониклось идеей привлечь к выполнению этой работы студентов МГТУ. На предложение откликнулось около 15 человек, и через год ребята с успехом выполнили поставленную задачу. В дальнейшем они остались работать в компании: кто-то в качестве ИТ-специалиста, кто-то — инженера, а кто-то — руководителя. Таким образом, идея о том, что можно формировать базовые навыки студентов в процессе обучения и развивать их при поддержке отраслевых партнеров, получила свое подтверждение.

«Формула Студент»

Еще один проект, участие в котором принимает «Ланит», носит название «Формула Студент». В 2012 г. команда МГТУ стала участником программы Formula SAE. Это международные соревнования студенческих команд, цель которых — спроектировать и создать гоночный болид. По мере того, как команда МГТУ Bauman Racing Team набиралась опыта, пришло осознание, что для успешного проектирования необходимо использовать специализированное программное обеспечение — PLM-систему.

Болид BRT7, который участвовал в соревнованиях 2021 года

При поддержке «Ланит» в рамках проекта «Формула Студент»:

  • создано два курса по контекстному проектированию,
  • проведено более десяти обучающих семинаров,
  • около 100 студентов прошли обучение.

Команда Bauman Racing Team победила в российских соревнованиях Formula Student в 2021 г.

«Ланит» совместно с МГТУ разработал курс «Лаборатория PLM «Моделирование работы цифрового конструкторского бюро» для студентов. Он был запущен на кафедре РК-6 «Системы автоматизированного проектирования» в 2015 г. Студенты получили возможность научиться моделировать работу конструкторского бюро в PLM-системе.

Дроны, роботы и VR: какие инновации востребованы в металлургии
Инновации для промышленности

Кроме того, специалистами «Ланит» разработана платформа программных расширений и адаптаций решений для отечественного машиностроения. Они объединены под брендом «Прайм «Цифровое машиностроение». Решения внедрены в ряде крупных промышленных компаний, что позволяет им существенно повысить эффективность процесса проектирования.

В 2017 г. студенты, прошедшие обучение в «Лаборатории PLM», внедрили PLM-систему и получили возможность применить полученные знания на практике в проекте «Формула Студент». «Компания «Ланит» аккумулирует технологии и опыт, который она получает в ходе проектов, и делится ими со студентами. Мы отрабатываем их в процессе проектирования гоночных машин», — говорит Александр Романов.

«В рамках проекта «Формула Студент» ребята с нуля создают очень интересное изделие — беспилотный спортивный автомобиль с электроприводом, и оттачивают свои знания на практике. Методология проектирования, которая была передана «Ланит» студентам, позволяет быстро и качественно спроектировать свое изделие. После общения с этими студентами у меня как руководителя сразу появилось желание брать их к себе на работу и давать им сложные, амбициозные задачи. Таких задач и проектов у нас сейчас очень много, плюс остро стоит вопрос импортозамещения многих комплектующих», — рассказывает Евгений Зуев.

Образование нового типа

Для научно-образовательного центра «Ланит» выбрали здание, построенное в 1898 г. для курсового проектирования. В 2021 г. завершилась его реставрация. Центр занимает площадь 500 кв. м и включает в себя два компьютерных класса, преподавательскую, места для консультаций и встреч со студентами, а также сцену для выступлений. «Главная задача нового НОЦ — создать уникальную площадку, на базе которой специалисты «Ланит» помогут молодым конструкторам быстрее адаптироваться к производственным процессам. В одном месте объединятся знания преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана и опыт сотрудников «Ланит» с целью обучения конструкторов, способных шагать в ногу со временем и внедрять новые разработки», — говорит Евгений Старожук. «Университет дает базовые знания, а мы привносим методологию организации процесса проектирования и необходимый для этого инструментарий», — продолжает Александр Романов.

И создал инженер ADAMa: для чего нужны человекоподобные роботы
Инновации для промышленности

На сегодняшний день в НОЦ готовят ИТ-инженеров для машиностроительной отрасли. «Наша роль – сформировать образовательный процесс, отвечающий требованиям заказчиков, и даже иногда превосходящий их, а затем организовать стажировку у отраслевого партнера», — говорит Александр Романов. В будущем число направлений будет расширяться.

Первые результаты уже налицо — число студентов, работающих по полученной специальности после окончания вуза, увеличилось в три раза. «Большая часть студентов начинает работать по тем направлениям, по которым они обучались. НОЦ помогает студенту применить свои теоретические знания на практике и понять, какой навык и какая информация могут быть применены на выбранном им предприятии», — говорит Евгений Старожук.

Евгений Зуев, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр Синара — Транспортные Машины»: «Мы видим, что некоторые студенты, выходящие из стен вузов, несмотря на хорошую базовую подготовку по специальности, не соответствуют нашим критериям в части работы по современным подходам и методологии проектирования. Однако есть и очень хороший пример в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Там интересно организована подготовка кадров. Мы очень хотим, чтобы данный опыт подхватили и другие вузы и готовили ребят, которых мы будем готовы принять к себе».

«Мы начали формировать новую команду для работы над проектом по созданию рельсошлифовального поезда. Мы реализуем его совместно с Сибирским государственным университетом путей сообщения (СГУПС) и хотим, чтобы вуз участвовал в данном проекте не просто как партнер, который выдает конструкторскую документацию в виде чертежей, а чтобы он интегрировался в нашу среду разработки, выполняя проект в единой среде по общей методологии, — рассказывает Евгений Зуев.— Это позволит значительно сократить сроки разработки и повысить качество изделия, сократить количество ошибок как на этапе разработки, так и на этапе производства опытного образца. Мы проводили встречу в СГУПС, получили положительный отклик и готовность университета с нами сотрудничать. Только этим проектом мы не ограничимся».

Кроме Сибирского государственного университета путей сообщения, проектом уже заинтересовались еще несколько вузов. В этом году подобные научно-образовательные центры должны появиться в Пермском национальном исследовательском политехническом университете и Белорусском национальном техническом университете в Минске. Планируется сотрудничество с Уфимским государственным авиационно-техническим университетом и Уфимским заводом по производству авиационных двигателей. «Как правило, университеты очень заинтересованы в подобном сотрудничестве. Гораздо сложнее найти отраслевого партнера, готового принять участие в проекте», — говорит Александр Романов. «У вуза есть все возможности обучать людей технологиям, но не всегда на предприятии есть необходимое программное обеспечение и оборудование для автоматизации и оптимизации процесса. Но и у производства может быть запрос, который университет не может выполнить без переподготовки кадров», — продолжает Евгений Старожук.

Ежегодно около десяти человек из тех, кто прошел подготовку в НОЦ, приходят на работу в «Ланит». Компания также привлекает их к реализации проектов у заказчиков. Специалисты МГТУ участвуют в НИОКР там, где «Ланит» необходима помощь ученых. В рамках сотрудничества рождаются новые идеи по внедрению цифровых технологий, цифрового проектирования, цифрового производства. А партнерство с отраслевыми заказчиками открывает возможность трансфера технологий. «Для нас этот проект изначально был не коммерческий, а инвестиционно-социальный. И мы рады, что нам удалось наладить долгосрочное сотрудничество, в котором заинтересованы все стороны», — говорит Александр Романов.

Наталья Рудычева