Спецпроекты

На страницу обзора
Облака – шанс для российской ИТ-индустрии
Становление глобальной облачной экономики порождает беспрецедентно сложные технологические вызовы, ответ на которые необходимо найти уже в ближайшие годы. Одновременно трансформация открывает новые возможности, но только для тех, кто быстро адаптируется к облачной реальности.

Полноценная реализация особенностей облачной модели, таких как самообслуживание с заданным уровнем качества, автоматический режим работы, глобальность, гибкость и адаптивность требует двух принципиальных технологических новаций. Во-первых, все необходимые для оказания услуги данные должны быть доступны онлайн, причем не для автоматизированной, а для автоматической обработки. Это означает, в частности, полный отказ от их локальной обработки и хранения в сочетании с использованием принципиально новых технологий интеграции данных. Во-вторых, для обеспечения заданного уровня сервиса (QoS) все необходимые настройки всех задействованных для оказания услуги инфраструктурных элементов, большая часть из которых лежит вообще вне зоны ответственности конечного провайдера сервиса, должны быть доступны для адаптивной настройки, и тоже в режиме реального времени.

Это, в свою очередь, требует технологической конвергенции всех видов информационной, коммуникационной и инженерной инфраструктуры со сквозным автоматическим адаптивным управлением, конвергенции корпоративной и публичной ИКТ-инфраструктуры в виде гибридных облаков, экосистем и автоматической интеграции сервисов, наконец, конвергенции ИТ и бизнеса. Чтобы понять насколько мир сейчас далек от всего этого, и какой гигантский технологический рывок предстоит сделать, можно привести пару примеров.

Сначала о локальном хранении данных. Даже без учета личных информации, на ПК (включая ноутбуки), то есть оффлайн, до сих пор хранится и обрабатывается не менее 80% корпоративных данных, необходимых для выполнения основных бизнес- и производственных процессов. Причем данные на ПК, как правило, являются первичными по отношению к данным централизованных систем. С учетом же личных данных это соотношение составляет уже 20 к 1.

Теперь о конвергенции инфраструктурных элементов и сквозном автоматическом управлении ими. Облачные ИТ-сервисы составляют пока лишь 4% мирового рынка услуг коммерческих дата-центров, а 70% это рынка формируется за счет услуг colocation и dedicated server, когда клиенту представляется в аренду только инженерная и телекоммуникационная инфраструктура для подключения к ней собственных или арендованных у провайдера физических серверов. Это как если бы большинство ресторанов работало по модели предоставления своим клиентам кухни и кухонных принадлежностей для самостоятельного приготовления блюд из принесенных клиентами продуктов (colocation) или купленных у ресторатора (dedicated). Но в случае реализации таких новаций как, скажем, технологии network function virtualization (NFV), постулирующей физическую конвергенцию вычислительной и сетевой систем дата-центра, сдавать в аренду физические системы ЦОД по отдельности будет просто невозможно. То есть речь идет о кардинальном изменении структуры рынка услуг дата-центров в пользу облачных сервисов и, как следствие, бизнес-модели и технологий работы коммерческих ЦОД.

Поскольку одной из трех основных компонент модели облачного сервиса является свободный сетевой доступ к нему, имеет смысл сказать о нынешнем уровне готовности к реализации облачной модели и этой компоненты. Так, по данным «МСК-IX», не менее половины времени недоступности облачных сервисов в 2012 г. пришлось на проблемы с сетевым доступом. Причем отнюдь не из-за обрывов кабеля – современные сети связи хорошо резервированы на физическом уровне, а неадекватных требованиям сервиса сетевых настроек и невозможности их автоматического изменения. В результате, даже при наличии широкополосного сетевого доступа время отклика сервиса может достигать десятков секунд (не миллисекунд, а именно секунд), а единственным доступным пока решением проблемы является строительство «вручную» VPN-туннеля до дата-центра, на котором «крутится» сервис.

Облачная конвергенция индустрии ИТ и других отраслей сферы услуг

Рассуждая об облачной трансформации экономики имеет смысл оценить, на какой стадии она находится сейчас. Рассмотрим это на примере формирующегося конгломерата из торговли, финансовой сферы, телекома и ИТ-индустрии, вместе дающих более 50% мирового валового продукта. Если резюмировать, то такие отрасли как финансы и торговля уже полностью прошли подготовительный этап организационных, в основном, преобразований, и находятся в ожидании отстающей пока индустрии ИТ.

Так, бурное развитие интернет-торговли уже привело к конвергенции онлайн и традиционного ритейла в единый формат, близкий к облачному. Но именно близкий, поскольку можно буквально по пальцам пересчитать торговые площадки, действительно работающие в режиме онлайн-магазина, где все изменения номенклатуры, стоимости и условий поставки автоматически отображаются на его интернет-сайте, и представленная там информация всегда актуальна. Но это пока исключение, а правило выглядит так:

vnimanie.png

Или вот так:

tsena_orientirovochnaya.png

Это происходит как раз потому, что номенклатура внешних облачных сервисов, необходимых для формирования «сборного» бизнес-сервиса в сфере торговли, пока недостаточна, поэтому торговым компаниям не остается ничего другого как организовывать работу бэк-офиса по некой промежуточной между облачной и традиционной схеме.

Тем не менее, процесс трансформации не стоит на месте. Уже действуют полностью виртуальные торговые площадки, не имеющие никакой собственной физической инфраструктуры, которые используя только внешние сервисы формируют свою конкурентную стратегию за счет правильного выбора номенклатуры предлагаемых к продаже товаров и привлекательных для клиентов условий обслуживания, то есть того самого QoS облачного сервиса. А большинство традиционных розничных торговых сетей, включая продуктовые, предлагают своим клиентам возможность заказа или бронирования товаров через онлайн-магазин, что позволяет увеличить продажи, не прибегая к расширению дорогостоящих торговых площадей, которые, в свою очередь, превращаются в сочетание демо-зала и пункта самовывоза.

Но, подчеркну, это только начало «облачной гонки». Так, например, сервис виртуальной примерочной, являющийся принципиальным для успешной трансформации в облачный формат торговли одеждой и обувью (см. иллюстрацию ниже), пока выглядит весьма примитивно. Примерять предметы гардероба предлагается на двумерное изображение человека, а не на трехмерную модель фигуры конкретного клиента, хотя уже разработаны все необходимые технологии для создания такого сервиса, в частности, механизмы интеграции реального человека в виртуальную реальность.

pokupayut.png

Источник:FittingReality, 2011

В финансовой сфере ситуация схожая с торговлей. Небольшая номенклатура финансовых сервисов, в основном, платежных, действительно уже реализована по облачной бизнес-модели. Более того, полностью виртуальные, предоставляемые небанковскими организациями сервисы растут существенно быстрее банковских услуг даже в формате дистанционного банковского обслуживания, не говоря уже про традиционный формат. Но, тем не менее, это только начало. Как заявляет вице Кимберли Харрис-Ферранте (Kimberly Harris-Ferrante) из Gartner: «К 2016 году низкий уровень доходности на вложенный капитал приведет к тому, что не менее 60% банков по всему миру будут осуществлять большинство своих транзакций в облаке». Причем под облаком здесь понимается не публичное облако, как многие подумали, а именно облачная экосистема.

Все вышесказанное актуально не только для всех без исключения индустрий сферы услуг, но и для сферы материального производства хотя бы потому, что процессы управления производством и всем что с ними связано в глобальной облачной модели также требуют реализации режима онлайн в формате облачных сервисов. Более того, глубокая интеграция сервисов в сферу материального производства наделяет и товары свойствами облачных сервисов, в частности, возможностью индивидуализации массового производства и самообслуживания.

Новая возможность

Совершенно очевидно, что распространенные до сих пор рассуждения об «облачных технологиях», которые на самом деле совсем не технологии, а бизнес-модель, как об очередном рекламном трюке ИТ-вендоров – это как рассуждения гимназистки о беременности. Более того, ИТ-вендорам эти «рекламные трюки» совершенно ни к чему – они и сами бы рады работать по-прежнему, не прибегая к радикальной трансформации своего бизнеса, но это уже не получается даже в России. А на мировом ИТ рынке дела обстоят так: в 2012–2013 гг. традиционные продажи корпоративного железа и софта всех без исключения крупных вендоров не достигли заявленных (и настойчиво требуемых инвесторами) плановых уровней. То есть традиционная модель продаж конструкторов «собери сам» работает все хуже, во всяком случае, резервов роста у нее точно нет. При этом облачные сервисы тех же самых вендоров показывают рост на фантастические для традиционных продаж десятки и даже сотни процентов в год, в абсолютном значении составляя уже миллиарды долларов.

Но как ни странно это прозвучит, шанс для отечественной ИТ-отрасли как раз и состоит в переходе ключевых вендоров на облачную модель вместо модели продажи железа и софта через сеть локальных партнеров. Такой переход существенно сокращает возможности для отечественных ИТ-компаний существовать за счет перепродажи импортного оборудования, ПО и связанных с этой перепродажей услуг по установке и обслуживанию, что составляет не менее трех четвертей рынка ИТ России. Стоит отметить также, что не менее половины нашего рынка – это «персональное» железо и софт монолитной архитектуры.

Это именно та игла, на которой наши компании сидели последние 20 с лишним лет, и которая фактически блокировала полноценное развитие собственных продуктов, стабильно составляющих ничтожно малую долю в продажах любого крупного системного интегратора в РФ. Зачем напрягаться, если есть намного менее сложная и рискованная альтернатива?

Так вот, уже в самом обозримом будущем эта альтернатива может исчезнуть. И если большая часть отечественного ИТ-бизнеса не хочет исчезнуть вместе с ней, то сейчас самое время выработать адекватную новым реалиям стратегию на ближайшие 3–5 лет. И не только выработать ее, но и реализовать. Тем более, что описанный выше тренд дает уникальный шанс воплотить в жизнь две несбыточные до сих пор для «системных интеграторов» мечты: во-первых – наконец «достучаться» до «бизнеса» на стороне заказчика, во-вторых – выйти за пределы отечественного рынка на просторы рынка глобального.

С бизнес-моделью, построенной на перепродаже «писюков», «серваков», лицензий и прочего ИТ-добра, такое, разумеется, невозможно. Невозможно и с услугами по их установке и кастомизации. Зато возможно со специализироваными облачными сервисами, реализуемыми совместно с тем самым «бизнесом». Почему именно со специализированными? Потому что стандартные, чисто айтишные ИТ-сервисы, как массовые, так и корпоративные, скорее всего, останутся за вендорами соответствующего софта и железа, переходящими на облачную модель продаж – здесь с ними соревноваться вряд ли получится, да и не нужно. А вот ниша специализированных/отраслевых сервисов сейчас действительно еще не занята, первые предложения только начитают появляться. При этом потенциальный спрос очень значителен. Еще один шанс для отечественной ИТ-индустрии – это технологические стартапы в таких областях как, например, SDN и NFV, которые сейчас появляются как грибы после дождя.

Александр Герасимов

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013
Город Выручка от оказания услуг SaaS в 2011 г., тыс. руб. с НДС
1 Екатеринбург 3 100 000
2 Казань 224 000
3 Москва 303 400
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики SaaS в России 2013 (м)
Выручка от оказания услуг SaaS в 2012 г., тыс. руб. с НДС Рост выручки 2012/2011, в %
1 3 750 000 21%
2 630 000 181%
3 620 000 104%
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие коммерческие ЦОДы в России 2013
Количество размещенных стоек Количество площадок
1 2 111 2
2 1 346 6
3 1 280 18
Подробнее