oбзор

Обзор: Рынок ИТ: итоги 2014

Рынок ИТ-услуг: главные ожидания связаны с аутсорсингом

Рынок ИТ-услуг: главные ожидания связаны с аутсорсингом

По итогам 2014 г. российский рынок ИТ-услуг сократился на 15% в долларах, но, благодаря снижению курса рубля, вырос на 2,2% в национальной валюте. В 2015 г. падение рынка, скорее всего, продолжится, однако часть экспертов не исключает возможности его небольшого роста, обусловленного необходимостью оптимизации ИТ-расходов заказчиков путем передачи части работ на аутсорсинг.

Согласно данным отчета Russia IT Services 2015–2019 Forecast and 2014 Analysis, представленного IDC в марте 2015 г., по итогам 2014 г. российский рынок ИТ-услуг сократился на 15% в долларовом выражении и составил $6,57 млрд. Ранее, летом 2014 г., аналитики IDC прогнозировали, что по итогам 2014 г. рынок ИТ-услуг в нашей стране вырастет не более чем на 4% в долларах США, а его падение начнется в 2015 г. В ноябре 2014 г. на общем собрании АП КИТ ими была озвучена цифра -10% в долларах. Благодаря снижению курса рубля, в национальной валюте рынок вырос на 2,2%.

42% всего рынка ИТ-услуг в денежном выражении в 2014 г. составил сегмент системной интеграции. Доля аутсорсинговых услуг увеличилась с 17% в 2013 г. до 18% в 2014 г. благодаря наименьшим темпам падения спроса. По уровню расходов на ИТ-услуги в тройку лидеров, по данным IDC, входят финансовые учреждения, государственные организации и телеком/СМИ.

Аналитики IDC отмечают, что 2014 г. стал поворотным для российской экономики в целом и ИТ-отрасли в частности. В сфере ИТ оформился переход от наращивания сотрудничества с западными странами к реорганизации отрасли методами импортозамещения. Хотя 2015 г. окажется тяжелым для большинства ИТ-компаний в России, серьезные изменения в области закупок и потребления ИТ создадут новые возможности для отдельных поставщиков и бизнес-моделей.

Динамика российского рынка ИТ-услуг

Источник: IDC, 2007–2014 гг.

«Нынешний экономический спад будет, вероятно, более продолжительным, чем в 2008–2009 гг., – комментирует менеджер по исследованиям IDC Александр Прохоров. – Кризис – время возможностей для тех поставщиков ИТ-услуг, которые способны оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, оптимизировать затраты, реорганизовать бизнес-процессы, привлекать высококвалифицированных ИТ-специалистов и целые коллективы, которые в период кризиса стали более доступны. Данная стратегия поможет не только пережить кризис, но и увеличить долю на рынке».

Год 2015 – спад или небольшой рост?

Что касается прогнозов на 2015 г., то, по мнению части опрошенных CNews экспертов, российский рынок ИТ-услуг ожидает дальнейшее сокращение. Одной из причин этого является секвестр ИТ-бюджета крупнейшего заказчика – государства. «Мы наблюдаем, что государство сокращает ИТ-затраты не менее чем на 10%. Другие участники рынка, по-видимому, сделают то же самое. Поэтому рынок ИТ-услуг точно просядет на 10%», – считает Сергей Таран, генеральный директор компании «Онланта». Сходные оценки дают Владимир Львов, директор по стратегическому развитию, член совета директоров компании «Ай-Теко», и Алексей Яблонский, руководитель портфеля проектов группы компаний Custis. Еще одной причиной снижения бюджетов на ИТ-услуги эксперты называют рост рублевых цен на оборудование. Заказчики вынуждены будут корректировать затраты на его закупку в сторону увеличения, что приведет к сокращению финансирования остальных статей.

Другие участники рынка не столь пессимистичны и уверены в том, что кризисная ситуация станет стимулом для небольшого, но все-таки роста этого сегмента российского ИТ-рынка. «Думаю, что спрос на облачные решения, аутсорсинговые ЦОДы, аутсорсинг бизнес-процессов, основанных на ИТ, и применение новых для российского рынка финансовых инструментов, вызванных этими факторами, в 2015 г. еще больше сдвинет рынок в сторону ИТ-услуг», – говорит Борис Бобровников, генеральный директор «Крок». «В 2015 г. на рынке сервиса я бы не ждал спада, напротив, мне кажется, вероятен рост в районе 5%, – считает Никита Дергилев, директор по сервису и аутсорсингу компании «Техносерв». – К сожалению, в основном не за счет роста бизнеса заказчиков, а за счет оптимизации собственного ИТ и передачи все большего числа функций на аутсорсинг».

Приметы времени

Одной из примет сегодняшнего времени стало стремление заказчиков получить больший объем ИТ-услуг с понятным бизнес-эффектом за меньшие деньги – об этом говорят все участники рынка. Экономика проекта – экономическая эффективность и сроки окупаемости – стали одним из ключевых параметров при принятии решения о его реализации. Одновременно растут требования и к провайдерам ИТ-услуг. По мнению Владимира Львова, сегодня от них хотят получить единое и легко масштабируемое информационное пространство, оптимизировать затраты на ИТ, сформировать общекорпоративные правила использования ИТ-ресурсов.

Заказчики ищут устойчивых надежных партнеров, которым наверняка хватит финансирования, инженерных ресурсов. «Во время кризиса мало кто готов идти на эксперименты, доверяясь средним и мелким подрядчикам», – уверен Никита Дергилев. При этом, как отмечает Алексей Яблонский, они начали понимать, что эффективность аутсорсинга значительно выше, если привлекать подрядчиков уже на этапе сбора требований, а не только на этапе разработки. «Совместно спроектированные и разработанные системы более целостны, их легче эксплуатировать, они более понятны и для ИТ-служб, и для бизнес-пользователей», – поясняет он.

На этом фоне происходит изменение требований и к квалификации ИТ-специалистов разработчика. Сегодня им необходимы не только прекрасные знания предметной области, но и умение общаться с заказчиком, высокий уровень коммуникативных навыков и знание рынка. «Многим специалистам сейчас приходится перестраиваться под данные требования, наращивать универсальность — знания как технического, так и бизнес-направления — и развивать способность к эффективной коммуникации», – уверен Алексей Яблонский.

В компании «Крок» отмечают рост интереса заказчиков к услугам по разработке ПО, системной интеграции, аутсорсингу и хостингу – аутсорсинг управления приложениями, хостинг инфраструктуры, аутсорсинг информационных систем и обслуживания компьютерного и сетевого оборудования, а также обучению и сертификации. Одновременно упал спрос на услуги по установке и поддержке оборудования и ПО, а также на услуги по построению сетей передачи данных. Однако, по словам самого Бориса Бобровникова, в данном случае речь идет о его статистике компании, и вопрос о том, можно ли экстраполировать эту динамику на весь рынок, остается открытым.

«Все более широкое распространение получает Agile-подход, позволяющий сократить сроки выпуска необходимых для бизнеса ИТ-решений и тем самым быстрее реагировать на изменения в поведении своих конечных клиентов, – продолжает Юрий Овчаренко, коммерческий директор компании Epam Systems. – Постепенно увеличивается доля проектов, которые выполняются по принципу фактических затрат, а не фиксированной стоимости, что больше отвечает потребностям заказчиков в условиях быстро меняющейся бизнес-среды. В этом российский рынок повторяет путь, который был пройден западными заказчиками».

Также эксперты говорят о повышении востребованности сервисов по обеспечению качества ИТ-решений и внедрению процессов и технологий, которые обеспечивают качественную поддержку и развитие используемых систем, и проведение аудита ИТ-систем, процессов их поддержки и модификации.

Владимир Грибов, вице-президент, исполнительный директор «Ланит», акцентирует внимание на продолжающемся росте интереса к облачным моделям бизнеса и услугам аутсорсинга. С ним согласен и Владимир Львов: «Государственные органы и аффилированные компании продолжат развивать ИТ-составляющую, ведь правительство не отказывалось от планов по реализации 90% доступности госуслуг посредством ИТ-решений, открывая хорошие перспективы для провайдеров».

Растет спрос и на мобильную составляющую облачных продуктов. «К «мобилизации» сотрудников стремятся все – и бизнес, и госсектор, лидирует же в этом тренде коммерческий сегмент», – говорит Владимир Львов.

К сожалению, экономия заставляет многих заказчиков встраивать новые процессы в уже существующие системы, проводя только небольшую их доработку без перепроектирования. «Такого рода изменения впоследствии могут привести к проблемам при эксплуатации этих систем, и через 2–3 года с высокой долей вероятности возникнет необходимость в их рефакторинге, поскольку они исчерпают свои технические возможности», – предупреждает Анастасия Кабищева, ведущий инженер-аналитик группы компаний CUSTIS.

CaPex в OpEx спасет рынок ИТ-услуг

В начале кризиса многие участники рынка говорили о том, что в условиях сокращения ИТ-бюджетов заказчики будут стремиться к сокращению капитальных затрат (CaPex) и переводу существенной части из них в оперативные (OpEx). В этой связи многие из них ожидали существенного роста интереса к переходу на сервисную модель.

По вопросу о том, сбываются ли эти прогнозы, мнения экспертов разделились. Так, по мнению Никиты Дергилева, процесс комплексной передачи ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг уже начался. С ним не согласен Сергей Таран. «Любые изменения – это дополнительные затраты. Эти затраты могут дать экономию в перспективе, но всем нужна экономия сейчас – в 2015 г., а не через три года, – говорит он. – Поэтому те заказчики, которые пользовались услугами внешних провайдеров, будут продолжать ими пользоваться. Кто делал все сам, будет продолжать делать все сам. Сокращение затрат будет проводиться внутри этих моделей».

При заключении новых контрактов заказчики начинают отдавать предпочтение комплексным услугам (разработка, тестирование, внедрение и поддержка ПО) на основе SLA. По словам Юрия Овчаренко, такая модель позволяет говорить об измеряемости качества оказываемых услуг и дает возможность более четко осуществлять контроль за сроками проектов. Так, в договоре «Техносерва» с ПФР России (более 2500 территориальных управлений по все стране) в соответствии с классификацией уровня приоритетов запросов, выделяется 4 типа приоритетов, при этом время восстановления работоспособности оборудования при возникновении проблемы с критическим приоритетом составляет не более 3 часов, приводит пример Никита Дергилев.

«Основной вызов, стоящий сейчас перед бизнесом, — адаптация под новые условия и оптимизация в широком смысле. Структура ИТ-услуги должна обеспечивать оптимальность балансов: аутсорсинг vs инсорсинг, универсальность vs специализация, нормирование vs гибкость, вендорское ПО vs заказная разработка», – уверен Алексей Яблонский.

Наталья Рудычева

Вернуться на главную страницу обзора