Спецпроекты

oбзор

Обзор: ИТ в ритейле 2014

Юрий Сафронов

Юрий Сафронов:
OMNI – канал приносит до 10% от общей выручки

Об основных тенденциях информатизации ритейла в интервью CNews рассказал Юрий Сафронов, директор по информационным технологиям компании "Белый Ветер".

CNews: Насколько эффективной оказалась реализация в 2013 году новых технологий в вашей компании?

Юрий Сафронов: Эффективность внедрения новых технологий мы оцениваем исключительно в деньгах. Это либо получение дополнительной выручки и прибыли, либо повышение эффективности и сокращение затрат. В прошлом году мы реализовали много бизнес-инициатив, среди которых OMNI-зоны, программа обмена "Трейд-Ин", онлайн кредитование, бонусная программа "Спасибо от Сбербанка", развитие программы лояльности "Люди Ветра", а также выездной сервис. Мы считаем эти запуски успешными, поскольку смогли достичь планируемых результатов.

CNews: Расскажите об основных этапах автоматизации вашей торговой сети. Какие основные ИТ-средства использовались?

Юрий Сафронов: Два года назад мы разработали и приняли трехлетнюю ИТ-стратегию компании. В соответствии с ней первоочередной задачей являлся запуск современной ERP-системы, имеющей функционал для ритейла и позволяющей автоматизировать все процессы в головном офисе и в магазинах. Нами была выбрана система Microsoft Dynamics AX 2012, и наша компания является первой, кто внедрил её в России. Система охватывает все подразделения компании: розницу, интернет-магазин, контакт-центр, коммерцию, маркетинг, закупки и финансы. Новая технологическая платформа была нужна для обеспечения стабильного развития сети в период бурного роста (за 1,5 года сеть увеличилась с 87 магазинов до 191).

Второй важный этап – это кассовое решение на AX POS. Заменив его, мы добились перехода на единую платформу от одного поставщика, что позволило нам унифицировать многие процессы, сократить затраты на поддержку и время на запуск новых бизнес-инициатив. В настоящий момент федеральная розничная сеть "Белый Ветер" имеет единые процессы, связанные с товарным учетом и кассовой дисциплиной во всех магазинах, точках выдачи и на всех складах. Каждый сотрудник компании имеет точную информацию о товарных остатках в онлайн режиме. Любая маркетинговая акция может быть запущена на всех кассах через 15 минут после её занесения в центральном офисе.

Третьим немаловажным этапом, является то, что имея сильную технологическую платформу, мы перешли к глубокой проработке ряда уже автоматизированных, но самых важных для бизнеса процессов, таких как ценообразование, анализ спроса, распределение товаров по магазинах, управление логистикой и др.

CNews: Какого экономического эффекта от концепции OMNI добилась ваша компания? Довольны ли вы результатом?

Юрий Сафронов: Мы запустили принципиально новую для себя схему работы с потребителем. Клиент приходит в магазин и, не найдя нужного товара, может воспользоваться OMNI-зоной, выбор в которой в несколько раз больше, чем в магазине. Уже сейчас это приносит компании больше 5% от выручки, а если считать с самовывозами, то больше 10%, что является существенной частью нашего бизнеса. На протяжении всего прошлого года мы наблюдали ежемесячный рост по данному направлению. Результат превзошел наши первоначальные ожидания, мы очень довольны текущим трендом и будем продолжать активно развивать это направление.

CNews: Востребована ли аналогичными торговыми сетями бизнес-аналитика? Какими проектами располагаете вы?

Юрий Сафронов: Ритейл – одна из самых конкурентных и динамичных отраслей. Как следствие – большая зависимость от ИТ и от оперативных и точных данных. Бизнес-аналитика является одним из основных инструментов для принятия управленческих решений. Она была, есть и будет очень востребована у всех торговых сетей.

Но даже в ритейле потребность может сильно варьироваться. Есть более конкурентные рынки и низкомаржинальные сети, а есть более олигополизированные и доходные. Зависимость от оперативности бизнес-аналитики в фэшн, парфюмерном, продуктовом и цифровом ритейле может очень сильно отличаться.

Чтобы иметь оперативные данные, в прошлом году мы перевели весь BI на SSD-диски, AX POS может предоставлять данные о продажах в онлайн режиме. Пользователями бизнес-аналитики являются все подразделения компании.

Если в компании есть продуманная ИТ-архитектура, выделенные мастер-системы и мастер-данные, стандарты формирования и представления отчетности, то разработка BI-платформы – задача понятная и прогнозируемая.

CNews: Каково соотношение самописного и коробочного ПО в вашей компании? Как в ближайшие два-три года изменится это соотношение?

Юрий Сафронов: В нашей компании все ПО из коробки. Другое дело, что около 20% мы изменяем и дописываем под наши потребности. Стараемся делать это красиво, чтобы облегчить переход на следующую версию системы. Я являюсь сторонником in-house подхода, уверен в том, что только так можно добиться высокой скорости реализации и качества продукта на выходе. Поэтому мы имеем собственную сильную команду по развитию наших ИТ-систем.

В ближайшей перспективе подход не изменится. В качестве основной мастер-системы выступает наша ERP, 90% данных компании и бизнес-логики находится именно в ней. Убежден в том, что веб-сайт, POS, мобильное приложение должны являться всего лишь интерфейсом к данным и логики ERP. Это позволяет запускать и контролировать новые сервисы по всем каналам сразу, иметь единую бизнес-аналитику и использовать возможности онлайна и оффлайна в рамках одного заказа.

CNews: Какова роль занимает аутсорсинг в ИТ-стратегии вашей компании?

Юрий Сафронов: Все направления, имеющую большую интеллектуальную составляющую и требующие глубокого понимание отрасли и бизнес-процессов нашей компании, мы делаем своими силами. Остальное перевели на аутсорсинг.

CNews: В каких процессах компании вы считаете целесообразным внедрить «большие данные»?

Юрий Сафронов: Для ритейла это важно в тех процессах, в которых есть большие массивы данных о текущих и потенциальных клиентах, программы лояльности, социальные сети, активность на сайте и т.д. Кроме того большие данные можно использовать для анализа рынка, действий конкурентов, в ценообразовании и др.

CNews: Можете ли вы с уверенностью сказать, что мобильность – это один из ключевых принципов эффективного управления предприятием?

Юрий Сафронов: Конечно, нет. Мобильность может помогать эффективному управлению, но точно не является обязательным и ключевым принципом.

Мобильность, всеобщее подключение к интернет и социализация – это ключевые тренды современного общества. И мы как ритейлеры должны это учитывать.

Если раньше был обязателен физический контакт с продавцом (People to People), то сейчас все можно сделать через свое мобильное устройство (People to Machine). Но поскольку человек существо все же социальное, то я думаю, что будет перспективно направление, которое я называю People to Mobile People (P2MP) – это когда клиент сможет обратиться к любому продавцу в торговой сети, к социальному сообществу, которому интересен тот же товар или которое является по нему экспертом.

CNews: Какие тенденции в информатизации ритейла (мировые, локальные) вы можете выделить?

Юрий Сафронов: Основная и самая главная тенденция – это OMNI-канальность. Конвергенция офлайн и онлайн с целью предоставления единых услуг с одинаковым уровнем сервиса на любом устройстве в любое время. Все остальные тренды и технологии являются опорой для этого.

Максимально тесная интеграция всех внутренних и внешних ИТ-систем, прозрачный товарный учет и управление логистикой, внедрение CRM-систем нового поколения с глубокой интеграцией в социальные сети, мобильные устройства и приложения, возможность быстрого запуска новых сервисов за счет облачных технологий, оперативный анализ «больших данных» для принятия управленческих решений. Все это позволит клиенту взаимодействовать с ритэйлером по любому удобному для него в тот или иной момент времени каналу, иметь персонифицированное для него предложение, видеть максимально широкий ассортимент, иметь оптимальные цены, возможность просмотра отзывов других людей, отслеживать свой заказ в онлайн режиме.

CNews: Внедрение каких инноваций будет актуальным для российского ритейла в ближайшие два-три года?

Если концептуальное, то абсолютно те же, что и для мирового ритейла. Где-то мы отстаем, но совсем немного, где-то мы даже обгоняем за счет отсутствия «багажа» старых ИТ-систем прежних лет.

Вернуться на главную страницу обзора