По оценке компании IDC, в 2014 г. российский рынок ИТ-услуг сократил свой объем в долларовом выражении до $6,57 млрд, в рублевом эквиваленте он вырос на 2,2%. На этом фоне аналитики IDC отмечают значительное смещение интереса от сотрудничества с зарубежными компаниями к поиску локальных игроков, способных предоставить такой же уровень сервиса, в частности, когда речь идет об услугах из облака.
Тем временем, потенциал ИТ-сервисов, связанных с облачными коммуникациями, продолжает увеличиваться за счет сокращения классического бизнеса операторов. Так, по данным IKS Consulting, в 2014 г. рынок традиционной телефонии сократился на 7%, при том, что сегмент виртуальных коммуникаций продолжает динамично развиваться. И если частные лица довольствуются наличием дополнительного сервиса IP-телефонии для звонков по дорогостоящим направлениям – междугородним и международным, то организации предпочитают использовать комплексные сервисы, которые позволяют им сократить издержки и снять с себя головную боль, связанную с поставкой, настройкой и модернизацией собственных АТС.
Участники рынка отмечают активный рост интереса к виртуальным коммуникациям, особенно со стороны СМБ. «По итогам 2014 г. объем рынка составил примерно i10 млрд. Динамика сегмента существенно опережает спрос на другие облачные решения. Мы считаем, такая тенденция будет продолжаться до 2016 г. минимум, и рост российского рынка облачной телефонии будет ежегодно составлять не менее 40%», – оценивает ситуацию генеральный директор компании «Телфин» Мария Тюрина. Есть ли предпосылки для столь оптимистичного прогноза? «В конце 2014 г., с учетом сложной макроэкономической ситуации, мы планировали увеличить число абонентов на 20%. Но за первые 5 месяцев этого года наша абонентская база выросла на 30%. Возможно, до конца 2015 г. данный показатель будет продолжать расти», – аргументирует Мария Тюрина.
Динамика российского рынка облачной телефонии
Источник: Altegro, 2015
Наблюдается повышенный спрос на предоставление дополнительных услуг и сервисов, интеграцию с СРМ-системами и другими бизнес-платформами, например расширенная интеграция мобильной связи и офисной АТС или подключение средств для совместной работы в облаке, перечисляет тенденции отечественного рынка корпоративной телефонии Андрей Гавриков, директор по развитию компании AltegroCloud. «Клиенты все чаще запрашивают доступ к сервисам геолокации и мобильный офис, интегрированный с АТС. Это вполне объяснимо — подобные функции повышают эффективность работы отделов продаж, служб доставки, разъездных сотрудников. Что приводит к снижению операционных расходов и обеспечивает повышенный контроль KPI каждого менеджера».
Бизнес любого масштаба
Одним из основных преимуществ облачных АТС является их масштабируемость. Клиент может заказать любое количество ресурсов — от одного десятка абонентов до тысяч и даже более. Именно поэтому работу с облачными АТС предпочитают сегодня различные компании — от представителей малого бизнеса до региональных сетей и даже крупных корпораций. Преимущества при этом оказываются одинаковыми для всех, однако некоторые компании предпочитают АТС в виде сервиса, что доступнее, проще и быстрее. Тем временем другие предпочитают заказывать себе АТС вместе с выделенным частным облаком, чтобы получить полноценное и настраиваемое решение, но не приобретать оборудование самостоятельно.
Провайдер | Тип платформы | Базовый сервис | Цена в месяц | Преимущества | Дополнительные возможности (могут требовать отдельной оплаты) |
---|---|---|---|---|---|
Публичное облако | |||||
AltegroCloud | Закрытая | АТС, 5 пользователей, сим-карты, виртуальный офис | От i1000 | Расширенная поддержка мобильных абонентов | Собственная мобильная сеть, интерфейс для CRM, виртуальный офис |
MangoOffice | Закрытая | АТС, 10 пользователей | От i790 | Большое количество сервисов, широкая география присутствия | CRM, 100-канальные номера, call-центр |
SipUni | Комбинированная | АТС, 12 пользователей | От i990 | Плиточные варианты интерфейса | Интеграция со Skype, отраслевые решения |
Tekmi | Закрытая | АТС, 3 пользователя, виртуальный офис | От i950 | Унифицированные коммуникации | Виртуальный офис, онлайн-консультант |
Телфин | Закрытая | АТС, 5 пользователей | От i500 | 20 функций АТС «Телфин.Офис»; 15 готовых интеграций и наличие API | 51 город, чьи номера можно подключить |
Частное облако | |||||
Cloud4y | Открытая | АТС, 10 пользователей | От i1500 | Наличие других SaaS-сервисов для бизнеса | Интеграция с 1C, виртуальные рабочие столы, облачный офис |
Oktell | Закрытая | АТС, 10 пользователей | От i4500 | Наличие готового call-центра | Call-центр, интерфейс для CRM |
ZeonPBX | Открытая | АТС, 10 пользователей | От i2000 | Возможность интеграции с решениями OpenSource | Специальные sim-карты, call-центр, CRM, виртуальный офис |
«Мы используем виртуальную АТС с 2009 г., и основным фактором в пользу переноса телефонии в облако стала отказоустойчивость. Когда сервера стояли в одном из офисов, при возникновении локальных технических проблем компания оставалась без связи, – говорит Денис Буряков, заместитель ИТ-директора «Музенидис Трэвел». – После «переезда» в облако телефония объединяет офисы в нескольких странах, сервис позволяет сотрудникам говорить друг с другом бесплатно по IP-каналам. Единственной проблемой является выбор оптимальных маршрутов для дальней связи, чтобы не было задержек при разговоре. С другой стороны, интеграция бизнес-приложений с телефонией позволяет использовать новые возможности CRM и других ИТ-систем сразу во всех подразделениях компании».
Тем временем снижение курса рубля, которое привело к удорожанию импортной аппаратуры, стимулирует спрос даже со стороны тех представителей бизнеса, которые не столь активно используют международные вызовы. «В 2015 г. мы ожидаем двукратный рост количества клиентов сервиса облачной АТС, – комментирует Артемий Мороко. – Но в большинстве это будут малоактивные пользователи. Сегодня «средний чек» за месяц сервиса облачных коммуникаций составляет более i5 тыс., но в течение года возможно его снижение до i2 тыс.». Среди пользователей облачной телефонии увеличивается число компаний из регионов, где уровень проникновения интернета сегодня составляет 62%, отмечает Мария Тюрина.
Курс на дополнительные услуги
Сегодня на рынке можно найти множество предложений облачных услуг связи, как от известных поставщиков, так и от «новичков». Некоторые из них сами являются разработчиками полного спектра сервисов и приложений, например «МангоТелеком», Tekmi. Другие используют разработки с открытым кодом (Asterisk, OpenSIP и т.д.). «По моему мнению, не менее 90% облачных платформ телефонии на рынке построены на открытом программном обеспечении. В то же время готовых открытых облачных платформ телефонии не существует, – отмечает Олег Штейнлихт, главный разработчик IP-АТС Zeon. – При этом чувствуется необходимость интеграции телефонии с биллинговыми системами и бизнес-процессами компании, предоставляющей услугу. Дополнительный вклад вносит интеграция с дополнительными сервисами, и поэтому создание свободной облачной платформы оказывается невозможным».
Стоимость традиционной телефонии, IP-связи и других коммуникационных облачных сервисов постепенно снижается. С другой стороны, бизнес, принявший решение отказаться от своих ИТ-разработок и использовать готовые сервисы, стремится обеспечить себя полным комплексом бизнес-инструментов, таких как CRM, сервисы самообслуживания клиентов и так далее. «Провайдеры, сделавшие ставку на сервисы, помогающие клиентам экономить, имеют хорошие перспективы развития. С выходом экономики из рецессии и при поддержке правительства появится значительное количество новых предприятий, которые в своем большинстве станут использовать облачные АТС, – уверен Руслан Динмухаметов, представитель компании ItooLabs. – Еще в 2013–2014 гг. заказчики начали требовать не просто классическую телефонную систему, а связанные инструменты для решения своих бизнес-задач, таких как аналитика телефонных звонков и контроль продаж, интеграция с CRM, единое решение фиксированной и мобильной связи».
Организации все чаще задумываются о приведении корпоративных каналов коммуникаций к единой системе управления и контроля, согласна Мария Тюрина. По ее словам, бизнес с удовольствием интегрирует облачную телефонию с существующими программными решениями. В ответ провайдеры наращивают число возможных интеграций в рамках стандартного пакета.
Место для мобильности
Одновременно с развитием облачных АТС активный рост демонстрирует мобильность. Сегодня почти не осталось компаний, которые не используют мобильную связь в своей работе, но многим еще предстоит упорядочить и регламентировать этот процесс. И один из способов сделать это предлагают провайдеры облачных коммуникаций. Однако ряду заказчиков недостаточно просто переадресовать входящий звонок на сотовый сотрудника. В этом случае выбор поставщика становится более сложным, так как не все провайдеры предлагают продвинутые услуги для мобильных абонентов. Например, сервис «Zeon PBX» подразумевает получение специальной сим-карты с особым тарифом, а Altegro предлагает полностью встроить мобильных абонентов в корпоративную систему телефонии. «Привязка каждого риелтора, работающего в основном через мобильный, не просто к индивидуальному корпоративному номеру, а к главному номеру компании, защищает нас от заключения «левых» сделок, и именно эта возможность стала ключевой и склонила нас к решению AltegroCloud, – отмечает Дмитрий Секерин, административный директор риэлторской компании «ДН Столица». – Запись звонков, возможность быстро и удобно отслеживать историю общения с клиентами, статистику и прочие полезные функции виртуальной АТС позволяют руководителям подразделений управлять своими сотрудниками максимально эффективно. Виртуальная АТС помогает нам повысить качество работы с клиентами, например устанавливать переадресацию с сотовых номеров бывших сотрудников таким образом, что мы видим не только входящий номер, но также наш контактный телефон».
Согласно оценке Gartner, до 2016 г. рынок облачных АТС будет расти со среднегодовым показателем в 30%. В отчете J&P Consulting от 2014 г. дается такая же оценка динамики для российского рынка. На этом фоне следует ожидать появления новых игроков, использующих в основном открытые платформы, которые позволяют быстро запустить телекоммуникационный бизнес.
Закрепившиеся на рынке компании будут развиваться за счет интеграции новых решений и предоставления более интересных сервисов. Таким образом, постепенно снижающаяся цена облачных коммуникаций перестает быть основным определяющим фактором при выборе облачного провайдера связи. Сегодня вопрос скорее в том, сколько полезных для конкретного бизнеса сервисов может предоставить тот или иной провайдер. Определяющими становятся потребности бизнеса в интеграции с CRM, унифицированных коммуникациях, мобильном офисе, геолокации, готовом контакт-центре. «В ближайшие 2–3 года интерес будут представлять технологии работы с большими данными. Облачная телефония позволяет получать аналитическую информацию, сегмент научится с ней работать», – считает Мария Тюрина.