Разделы

Телеком Беспроводная связь Инфраструктура

ВКС на подъеме, что дальше?

Участники прошедшего недавно круглого стола "Видеоконференцсвязь в России: проблемы и перспективы развития", организованного CNews Analytics и CNews Conferences, поделились своим опытом в области ВКС. В частности, выяснилось, что решения зарубежных вендоров чересчур дороги для массового рынка, а отечественные поставщики слишком мало внимания оказывают продвижению своих продуктов.

Последний фактор, как отметил начальник отдела систем видеоконференцсвязи компании "АМТ-Груп" Алексей Кирсанкин, в России часто игнорируют, в то время как в развитых странах эта составляющая очень важна, и практически все проекты рассматриваются, в том числе и с точки зрения положительного влияния на экологию.

Для успешного внедрения ВКС системным интегратором, по его мнению, необходима поддержка со стороны руководства заказчика, привлечение необходимых ресурсов, проведение презентации будущего решения и построение его фрагмента, помощь в проведении сеансов ВКС на первом этапе, обучение специалистов, анализ и мониторинг ВКС со стороны исполнителя.

Последнее, в частности, позволяет оценить необходимость дальнейших действий по стимулированию использования видеосвязи, собрать информацию по окупаемости капвложений, оценить отклики пользователей. Основным итогом на этом этапе является вывод относительно необходимости расширения системы, в дальнейшем обучении пользователей или продвижении.

Стандартные требования к системе ВКС, по словам Алексея Кирсанкина, – это ее доступность 24 часа в сутки, простота использования и обеспечение текущих бизнес-процессов, а также поддержка вызовов "точка-точка" и "многоточка". По его мнению, для того, чтобы сформировать у заказчика потребность в использовании видеосвязи внутри организации, системному интегратору необходимо, прежде всего, подчеркнуть ее преимущества и сделать прогнозы по срокам окупаемости.

Возможные трудности при внедрении видеосвязи в организации связаны, по мнению Алексея Кирсанкина, с недостаточным представлением заказчика о том, что такое ВКС, каковы ее области применения и преимущества. Проблемы могут быть также и из-за недостаточного опыта пользователей и ограниченного их доступа к оборудованию. Кроме того, на предприятии вообще может отсутствовать потребность в видеосвязи как неотъемлемой части рабочего процесса или отсутствовать возможность измерения реальных преимуществ или результатов внедрения ВКС.

Российский рынок оборудования групповой ВКС, 2006-2007

Источник: Wainhouse Research, 2008

В этой связи построение фрагмента будущей системы ВКС, как считает Алексей Кирсанкин, позволяет заказчику понять и увидеть, что такое видеобщение, проверить надежность и работоспособность сети передачи данных, реализует возможность проведения повседневных совещаний или бизнес-процессов с использованием новых возможностей, дает возможность субъективно оценить качество видеообщения и определить удобство выбранного решения.

Каковы же показатели успешного внедрения ВКС на предприятии? По мнению Алексея Кирсанкина – это эффективная коммуникация, улучшение взаимодействия, ускоренное принятие решений и оперативность на рынке, снижение командировочных затрат и оптимизированное распределение ресурсов, сокращение издержек и повышение прибыльности, положительный доход от инвестиций (ROI), улучшение качества жизни сотрудников и пр.

Решения и тенденции

Направление развития телекоммуникаций в целом и ВКС в частности задают крупнейшие мировые вендоры, в числе которых Cisco Systems. В 2002 году компания ввела на рынок новое понятие - системы унифицированных коммуникаций (UC), в 2006 году -TelePresence. Одно из новых направлений Cisco – решения для совместной работы (collaboration), которая, по мнению менеджера по развитию бизнеса Cisco Systems Павла Теплова, является основой любого бизнеса. Действительно, трудно оспорить тот факт, что сегодня любой бизнес-процесс на предприятии связан с общением сотрудников, партнеров, заказчиков и топ-менеджеров, с их совместной работой. При этом последняя, убежден Павел Теплов, это не только технология, это и культура и бизнес-процессы внутри компании, которые определяют успешность или неуспешность реализации тех или иных процессов. С этой точки зрения мультисервисная сеть является той платформой, которая позволяет объединить всех участников проекта, создать виртуальное пространство, в котором происходит совместная работа. Парадигма унифицированных коммуникаций (UC) выступает в данном случае как коммуникационная часть совместной работы, а видеосервисы (видеоконференции TelePresence, IP-телевидение, видеореклама и пр.) - в качестве одного из видов сетевых сервисов. "Кроме того, - объясняет Павел Теплов, под категорию совместной работы попадает еще и новый класс приложений, связанный с технологией Web 2.0, соответствующие решения, которые обеспечивают совместную работу не только внутри корпоративной сети, но и с использованием интернета".

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

С технической точки зрения архитектура совместной работы имеет три уровня – уровень терминалов различных производителей, уровень приложений или создания среды совместной работы, который в свою очередь использует технологические информационные ресурсы для обеспечения этой виртуальной среды совместной работы, и уровень веб-сервисов. Между этими уровнями определены политики безопасности. Например, верхний уровень обращается к уровню приложений через политику безопасности, которая определяет возможности доступности этого приложения, этого терминала в зависимости от условий: расположение, права доступа и пр.

Павел Теплов особо отметил, что, используя этот подход, по большому счету неважно, где находится каждый из элементов архитектуры. Он может быть внутри корпоративной сети, а может являться частью публичной инфраструктуры или сети оператора связи. Кроме того, неважно, где находится и сам пользователь, который в любом случае имеет доступ к корпоративной среде.

По мнению Павла Теплова, идея построения архитектуры совместной работы заключается в том, что независимо от того, какое устройство используется – это может быть Cisco TelePresence, просто веб-камера, веб-конференция через компьютер и пр. – все они находятся в одном виртуальном пространстве работы. ВКС в данном случае является одним из элементов, она подключается как элемент общей инфраструктуры совместной работы. ВКС определяет поддержку тех или иных бизнес-процессов, однако ее конкретная реализация не решает всех бизнес-процессов, не закрывает все вопросы, связанные с совместной работой, не позволяет определить те области применения, которые еще могут возникать на предприятии. Архитектура же совместной работы не зависит от вендора, не зависит от того, в каких сценариях будет использоваться виртуальное пространство совместной работы. Идея архитектуры совместной работы, добавляет Павел Теплов, заключается еще и в том, что люди, участвующие в процессе, имеют доступ и ко всем информационным приложениям, информационным ресурсам, которые они обычно используют в своей работе. В частности, нет привязки к какой-то определенной операционной системе.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Старший региональный менеджер по продажам компании Aethra в Северной, Центральной и Восточной Европе Стефано Джиаккалья (Stefano Giaccaglia) представил новинки компании, в частности видеотелефон Maia XC Top, рассчитанный на сегмент малых и домашних офисов (SOHO) и малый и средний бизнес (SMB). Устройство с 7-дюймовым сенсорным жидкокристаллическим дисплеем формата 16:9 с разрешением 800x480 поддерживает профессиональные видеокоммуникации, IP-телефонию, доступ в интернет, электронную почту, службы мгновенных сообщений (Instant Messaging). Устройство, дизайном которого занимался Паоло Вилла (Paolo Villa), снабжено интегрированной камерой, обеспечивающей 30 кадров в секунду, поддерживает протоколы SIP и H.323. В качестве опций – поддержка WiFi и PoE.

Другая новинка Aethra - Vega X7 - система ВКС с поддержкой HD (720p), которое реализуется на пропускной способности канала 1 Мбит/c. Ее отличительной способностью является отсутствие вентиляторов охлаждения, что делает ее работу бесшумной.

Напомним, что оба решения - Maia XC и Vega X7 были впервые продемонстрированы в России на выставке "Связь-Экспокомм - 2008".