Разделы

Бизнес Телеком

Операторы надеются на IP-телевидение и онлайновые игры

С кардинальным падением цен на оптовый трафик тривиальная сдача в аренду «трубы» (каналов связи) приносит крупным магистральным операторам все меньше и меньше доходов. В такой драматической ситуации они ищут пути выживания.
Если верить прогнозам аналитиков, одной из перспективных услуг для магистральных операторов является услуга IP VPN. В частности, по оценкам IDC, сделанным в марте 2005 года, объем этого сегмента рынка в Западной Европе возрастет к 2009 году с $4,3 млрд (2004 год) до $5,8 млрд.

По мнению коммерческого директора TeliaSonera International Carrier-Russia Александра Климова, выступившего с докладом на VIII Международном рабочем совещании операторов ИНТРУС-2005, услуга IP VPN интересна потребителям прежде всего тем, что она позволяет создавать гибкие и масштабируемые соединения между компаниями по принципу "каждый с каждым". Кроме того, в отличие от дорогой аренды прямых каналов, которую могли позволить себе лишь крупные корпорации, услуга IP VPN доступна более мелким фирмам и организациям. Это существенно расширяет рынок, однако и создает определенные трудности для провайдеров. В частности, клиенты становятся менее лояльными к поставщикам услуг, более требовательными и осведомленными, что приводит к усилению конкурентной среды среди операторов. При этом в незавидном по сравнению с национальными операторами положении оказались крупные международные компании, предоставляющие услуги в других странах. Это связано с тем, считает г-н Климов, что основные потребители услуг IP VPN сосредоточены внутри страны. Это компании, имеющие представительства в пределах одного государства, и гораздо реже – в нескольких странах.

"Ожидать, что на межоператорском уровне международные компании могут получить большие доходы от предоставления услуг IP VPN не стоит" - отметил г-н Климов.

TeliaSonera, являясь одним из таких международных операторов, видит свою нишу в предоставлении другим операторам каналов с пропускной способностью от 256 кбит/c до 10 Гбит/с с любыми интерфейсами, с обеспечением качества сервиса (QoS) по классам трафика и предоставлением SLA (Service Level Agreement) на магистральной сети, обеспечивающем доступность сервиса на уровне "пять девяток" (99,999%). В России это, прежде всего, такие операторы, как РТКомм и "ТрансТелеКом", которые уже получают высокие доходы от предоставления услуг IP VPN.

В Западной Европе, где широкополосный интернет, доступен практически повсеместно по низким ценам, где он уже стал "товаром повседневного спроса", развитие сервис-провайдеров смещается в сторону обслуживания специфических клиентов (communities), которые имеют одинаковые интересы и подходы. Примерами таких групп потребителей, по версии TeliaSonera, являются медиа-коммьюнити, сообщества онлайновых игр и мобильного интернета. В медиа-коммьюнити, например, помимо конечных потребителей входят владельцы контента, телеканалов и транспортных сетей, дистрибьюторы и сервис-провайдеры.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

В целом же по миру текущая ситуация с проникновением услуг широкополосного доступа в интернет и платного телевидения неравномерная. Отсутствующая на диаграмме Россия, очевидно, относится к группе стран с низким проникновением обеих услуг.


Проникновение услуг широкополосного интернета и платного ТВ в мире.
Источник: TeliaSonera

Сегодня в мире насчитывается порядка 14 компаний, которые имеют более 100 тыс. подписчиков на услуги IP TV. Среди них Chunghwa Telecom, Fast Web, China Telecom, Bell South, KDDI, TeliaSonera, Telefonica, France Telecom и др. Российскому первому и пока единственному игроку на рынке платного IP-телевидения "МТУ-Интел" удалось за несколько месяцев привлечь несколько тысяч подписчиков в Москве в рамках проекта "Стрим ТВ". По словам директора по техническому развитию ЗАО "МТУ-Интел" Виктора Белова, темпы роста абонентов компанию вполне устраивают. Средний ежемесячный доход с одного пользователя (ARPU) услуг "Стрим ТВ" находится на уровне не ниже запланированного, а имеющаяся инфраструктура компании позволяет расширить число активных пользователей до 100 тыс.

Помимо услуг IP TV другим быстрорастущим рынком является сегмент онлайновых игр и особенно такое его направление как MMPOG (massively multi-player online games), когда в игре одновременно участвуют тысячи пользователей по всему земному шару. Среди основных известных игроков рынка нельзя не назвать Sony, Electronic Arts и Microsoft. По оценке г-на Климова, число пользователей MMPOG в Европе и США будет расти в ближайшие годы в среднем на 35% в год и увеличится с сегодняшних 5 млн. до 12,5 млн. в 2008 году. К этому сроку суммарное время, проведенное пользователями за сетевыми играми, увеличится до 1,8 млрд часов в США и до 1,1 млрд часов в Европе. Таким образом, только в этих регионах на эти развлечения будет потрачено более 330 тыс. человеко-лет! Очевидно, что крупнейшие магистральные операторы и разработчики игр вряд ли откажутся от этой увлекательной и для них "игры", которая сулит им неплохие прибыли.