Спецпроекты

КАМАЗ потратил 300 млн руб. на SAP

Интеграция Бизнес-приложения Внедрения
Автозавод КАМАЗ за 3 года работ по внедрению SAP вложил в создание системы управления производством около 300 млн руб. Руководство компании полагает, что эти затраты уже окупились, т.к. в 2010 г. экономический эффект от появления модулей ERP составил 500 млн руб.

На автозаводе КАМАЗ завершено внедрение модулей отраслевого решения SAP for Automotive, автоматизирующих учет и планирование производства, а также управление затратами. Об этом сегодня заявил Юрий Клочков, первый заместитель генерального директора группы КАМАЗ, отвечающий за производство.

У внедренной системы стандартный промышленный функционал. В SAP вводятся заказы, ведется состав деталей выпускаемых автомобилей - каждая машина получает электронный паспорт с перечнем ее компонентов. Также в производственной системе по заданным ограничениям (например, выпуск не более определенного числа изделий с заданными характеристиками) составляется последовательность работ на конвейерах. Ведется календарный план работ для цехов, автоматизируется работа со складами для снижения остатков на них, рассчитывается себестоимость изделий. Среди внедренных модулей - MM, FI, iPPE, WM, APO, PP, CIF, SD, CO.

«Исторически КАМАЗ для автоматизации производства пользовался более чем сотней самописных решений, созданных разными структурами предприятия, - рассказал CNews Юрий Клочков. - Пока полностью выведена из эксплуатации одна из них – «Дефицит», остальные уйдут со временем, этот зависит от хода внедрения единой ERP».

До конца 2011 г. на КАМАЗе планируется внедрить модуль для планирования межзаводских поставок, отвечающий за общую логистику между заводами основной технологической цепочки.


Юрий Клочков отвечает за внедрение SAP со стороны КАМАЗа и оценивает экономический эффект от него в 2010 г. в 500 млн руб.

Необходимость замены старых ИТ-систем на КАМАЗе связывают с изменением подхода к выпуску автомобилей. В начале 2000-х КАМАЗ перешел от массового производства небольшого числа моделей к позаказному выпуску большого количества их вариаций - сейчас в месяц производится в среднем всего 10 одинаковых машин. Как говорят в компании, такую вариативность старые ИТ-системы поддержать не смогли.

Общий объем затрат предприятия на проект SAP за прошедшие 3 года (подрядчик начал работы в январе 2008 г.) Юрий Клочков оценивает в 300 млн руб. По его словам, работы уже окупились (за счет сокращения складских запасов, времени простоев и т.п.), т.к. экономический эффект от внедрения в 2010 г. составил 500 млн руб.

Гендиректор SAP в России и СНГ Владислав Мартынов называет проект крупнейшим для вендора в России среди предприятий автомобильной отрасли. Генеральный директор «Микротеста» Андрей Ларин говорит, что автоматизировано было около 1000 рабочих мест - кроме самого автозавода (это основное предприятие группы) они находятся в созданном в ходе проекта логистическом центре (объединяет 80 складов КАМАЗа), технологическом центре и департаментах управления производством и закупками.

Внедрение SAP - не первая попытка КАМАЗа развернуть комплексную систему управления. В конце 90-х на предприятиях группы стартовали проекты по внедрению ERP BAAN (позже была куплена SSA Global Technologies, в свою очередь вошедшей в Infor Global Solutions). Эта система появилась на заводе «Камаз-Дизель» (дочернее предприятие, отвечающее за выпуск коробок передач и двигателей) и металлургическом производстве «Камаз-Металлургия».

На первом предприятии эта ERP работает до сих пор, на втором - практически выведена из эксплуатации, говорит Клочков. С начала 2008 г. на «Камаз-Маталлургия» SAP внедряет IBS. На предприятиях группы КАМАЗ развернуты и другие ERP-системы. В феврале 2011 г. о внедрении «1С:Управление производственным предприятием 8» для 40 департаментов сообщила компания «Интелком», а дочерний Туймазинский завод автобетоновозов в 2008 г. выбрал “Галактику”.

Выручка группы КАМАЗ за девять месяцев 2010 г. составила 50,3 млрд руб., валовая прибыль - 4,8 млрд руб., прибыль от продаж - 1,2 млрд руб. (данные по РСБУ). В 2009 г. чистый убыток КАМАЗ составил 3,4 млрд руб., выручка - 61,3 млрд руб. (по МСФО). Мажоритарный акционер КАМАЗа - госкорпорация «Ростехнологии» (49,9% акций группы). Также крупными пакетами владеют «Тройка-Диалог» (27%), Daimler (11%) и ЕБРР (4%).



Взгляд месяца

Идея внутренней разработки себя не оправдала

Наталия Оржевская

директор центра управления командами, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка