Разделы

Бизнес

CBOSS купила кусочек Fujitsu

Ассоциация CBOSS приобрела OBS-бизнес (On-line Billing Solution) расположенной в Финляндии компании Fujitsu Services Oy. Для покупки этого бизнеса CBOSS создала в Финляндии «под проект» дочернее предприятие CBOSS Oy. Как рассказал на пресс-конференции, посвященной этому событию, президент «Ассоциации CBOSS» Андрей Морозов, финская компания послужит своего рода «космодромом», который будет запускать решения CBOSS на мировой рынок.
Купив кусочек бизнеса Fujitsu, «Ассоциация CBOSS» «обзавелась» и 70 сотрудниками бывшей Fujitsu Services Oy, которые занимались обслуживанием телеком-операторов, работающих в Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. По информации CNews.ru, продукт, разработанный этой компанией, — prepaid-систему rtBilling — использовали шесть крупных операторов связи, совокупная база которых составляет порядка 15 млн. абонентов. Теперь российская компания получает все права на интеллектуальную собственность и необходимую инфраструктуру. Prepaid-система будет поставляться под названием CBOSSrtb, но сохранит и «финское» имя — rtBilling. В числе заказчиков, которые использовали эту систему ранее и теперь, соответственно, становятся клиентами CBOSS — британский оператор O2, австралийский Optus, канадский Rogers, австрийский One GmbH, и колумбийский Colombia Movil.

ВИДЕО CNews: CBOSS обзавелась финским «космодромом»В качестве основной причины, побудившей Fujitsu отказаться от развития данного направления, представители этой компании назвали «оптимизацию бизнеса». Как рассказал CNews.ru менеджер по слияниям и поглощениям компании Fujitsu Энди Вудхам, данное решение было принято советом директоров компании. По его словам, помимо этой сделки, какое-то время назад по этим же причинам в Fujitsu отказались от развития еще двух направлений бизнеса, продав их сторонним компаниям. С другой стороны, компания решила инвестировать средства в развитие каналов продаж. «Самым главным для нас было повышение количества клиентов и увеличение размеров инвестиций в нашу компанию, — рассказал он CNews.ru. — Поэтому был найден путь, который позволил нам найти еще одного партнера».

По словам представителей CBOSS, к претендентам на приобретение OBS-бизнеса со стороны Fujitsu Services Oy был выдвинут ряд требований, например, известность в сфере телекоммуникаций, возможность долгосрочного сопровождения приобретаемого бизнеса, наличие большого количества собственных продуктов, способных дополнить существующее решение, и т.д. В результате был выбран CBOSS. Правда, отметим, что на пресс-конференции так и не были названы другие претенденты на «кусочек» Fujitsu.

Теперь CBOSS собирается в течение ближайших трех месяцев усилить команду финских специалистов отечественными кадрами. Г-н Морозов рассказал CNews.ru, что в России «будет создано 150 рабочих мест», многие издержки будут сокращены за счет аутсорсинга и взаимной интеграции продуктов. Другое направление — это снижение стоимости на единицу функций путем размещения в России инфраструктуры, которая будет обеспечивать развитие продукта. Возможно, все это позволит значительно сократить стоимость продукта rtBilling для потенциальных российских клиентов. «Наши сотрудники будут работать всеми возможными методами — это и командировки, и длительная работа в Финляндии, — отметил он. — Например, в Финляндии в настоящее время находится член совета директоров новой компании Дмитрий Федотов, который занимается вопросами ее взаимодействия с остальной ассоциацией».

Существенную роль в продвижении продукта rtBilling играла компания Hewlett-Packard, на платформе которой базировалось данное решение и которая выступала в качестве системного интегратора в реализованных проектах Fujitsu Services Oy. Теперь CBOSS рассчитывает на углубление сотрудничества с этой компанией, кроме того, она надеется, что НР возьмет на себя (частично) инвестирование проектов CBOSS по внедрению данного продукта. При этом НР пока не отказывается от подобной формы сотрудничества.

Отметим, что у CBOSS есть препейд собственной разработки, который используют многие клиенты. Но этот продукт компании значительно отличается от ее нового приобретения. «Наш продукт ориентирован на экономичную, не индустриальную платформу, максимальная его инсталляция поддерживает более 300 тыс. абонентов, — отметил г-г Морозов. — Rtbilling — это система класса high-end, которая является индустриальной, высокопроизводительной и масштабируемой. Она может быть использована в конфигурации на 10 млн. реальных абонентов».

Участники сделки отказались назвать прессе ее стоимость, руководствуясь соображениями конфиденциальности. «Вопрос неразглашения оговорен условиями контракта, — говорит г-н Морозов. — И, по моему мнению, стоимость сделки — это последняя из характеристик этого события: не всегда деньги являются определяющими, иногда стратегия компании играет гораздо более важную роль». Он отметил также, что иногда сторонним наблюдателям какие-то шаги крупных компаний (в частности — продажа компанией Fujitsu части своего бизнеса) могут показаться неоправданными.Но важно понимать, что за такими событиями всегда стоит определенная концепция стратегии этой компании.

По его словам, быть может, какие-то действия CBOSS также могут со стороны показаться нелогичными, например — недавняя покупка «Ассоциацией CBOSS» системы «Абсолют». Несмотря на то, что фактически была куплена не сама система, а право на эту систему, и продукт еще не скоро начнет приносить компании прибыль, г-н Морозов не считает это приобретение неоправданным. «Мы объяснили, зачем нам это было нужно: мы не хотим, чтобы развитие ИТ в России осуществлялось нецивилизованными методами, — отметил он. — А в случае с этим продуктом ситуация развивалась именно таким образом». По его словам, можно сказать, что в некотором смысле компания проголосовала за этот выбор, оплатила его, хотя некоторым такая ситуация может показаться нелогичной.

Как будет развиваться ситуация с новым приобретением CBOSS — покажет время. От себя же добавим, что многие аналитики телеком-рынка проводят определенные параллели между двумя событиями: появившейся информацией о возможном приобретении оператором Vodafon крупнейшего клиента CBOSS — МТС — и активным стремлением самой «Ассоциации CBOSS» на Запад (подобные активные шаги не свойственны сегодня другим российских разработчиков биллинга, имеющим менее крупных клиентов). Не исключено, что эти события могут быть связаны между собой, и CBOSS на всякий случай стремится «подстелить соломку».

Тем не менее, отвечая на вопросы CNews.ru по этому поводу, г-н Морозов отметил: «Я не могу комментировать слухи, поскольку не имею абсолютно никакой информации на эту тему. И про МТС предпочитаю ничего не говорить, поскольку для этого есть пресс-служба этой компании».

Однако косвенно он все-таки подтвердил наши догадки. По его словам, если гипотетически предположить, что это произошло, то с CBOSS ничего плохого не произойдет, поскольку компания предлагает адекватные решения. «Событие, которое мы сегодня анонсировали, в некотором смысле улучшает наши позиции в том случае, если… — считает он. — Если предположить, что в МТС пришел западный владелец, он, вероятно, мог бы посмотреть на российские технологии пристально и с подозрением. В случае же, когда эти технологии являются востребованными на международном рынке, когда бренд является известным, а партнерство с крупными игроками — сильным и стратегическим, я думаю, что аргументов против подобных технологий будет меньше».

Директор по маркетингу и внешним связям компании «Беркут» Валентин Орехов в целом позитивно оценил произошедшее событие. Он считает, что этот шаг вполне соответствует стратегии CBOSS — удовлетворить потребность своих заказчиков во всех ИТ-решениях. «Для реализации подобной стратегии это необходимый шаг, — рассказал он CNews.ru. — Правда, оценить, насколько этот продукт соответствует рыночным ожиданиям, пока трудно: назвать его лидирующим и заметным в сегменте препейда — нельзя, поэтому в „Беркуте“ не обладают о нем сколько-нибудь значимой информацией».

«Если разработка продуктов и их усовершенствование являются сильными сторонами российских компаний разработчиков, то маркетинг, умение продавать пока находятся в дефиците, — считает он. — Поскольку информация о деталях сделки мизерна, то пока сложно делать выводы о том, что этот шаг может дать CBOSS».

Тем не менее, г-н Орехов убежден, что любая международная активность отдельных российских игроков работает на имидж всех участников отечественного рынка. «Задача у российских компаний общая — дать Западу возможность увидеть в нас международных партнеров», — отметил он. Говоря о бизнесе «Беркута», г-н Орехов предположил возможность подобного шага в качестве варианта усиления своего международного присутствия. Однако в компании не считают этот вариант наиболее приоритетным.

Оценивая степень готовности основного российского клиента CBOSS — МТС — перейти на новый продукт, г-н Орехов отметил, что, по его информации, решения по поставщикам препейда в МТС уже были приняты ранее. Правда, определенную роль в этом вопросе может сыграть концепция интеграции данного продукта с линейкой продуктов и внутренних процессов развития и сопровождения компании CBOSS.

Менеджер по развитию продукта компании Protek Александр Бобровский дал CNews.ru следующие комментарии по поводу этого события:

- Если взглянуть на телекоммуникационный рынок Центральной и Восточной Европы, то количество препейд-абонентов в среднем составляет 80–85%. Если посмотреть на российский рынок, то у «ВымпелКома» их — около 90%, у «Мегафона» — более 50%, а у МТС — около 13%.

На телекоммуникационном рынке препейд-биллинг — достаточно востребованный продукт, поэтому приобретение компанией CBOSS этого решения, в принципе, — стратегически верное решение для компании, которая хочет иметь в своем портфеле весь спектр решений в области биллинговых систем. Покупка решения стороннего производителя иногда оправдана, в отличие от разработки его своими средствами, когда нет ни специалистов, ни ясного представления о конечном результате. Но хороший продукт и раскрученный бренд стоят достаточно дорого. Другой вопрос: насколько pp-billing финского производства функционален, насколько он отвечает требованиям рынка и конкурентен сам по себе? Препейд Fujitsu вряд ли сможет конкурировать на рынке, например, с рр-решениями от Comverse.

Поэтому, на наш взгляд, конкурентоспособность pp-биллинга на российском рынке под большим вопросом. Во-первых, это решение, наверняка, не дешевое. Во-вторых, новых операторов создается мало, рынок практически поделен между несколькими крупными игроками, и причин, по которым существующие операторы пойдут на upgrade существующих pp-платформ, очень мало, тем более, когда есть «Беркут» и «Восточный Ветер», имеющие в своем портфеле аналогичные решения.

Михаил Соловьев, МТС: В месяц мы реализуем 4-5 миграций из иностранных сервисов в облако МТС
Облачные сервисы

Что касается продвижения продукта на Запад, то это будет зависеть в целом от успехов компании на рынке, от того, насколько успешными будут те проекты, над реализацией которых сейчас работает CBOSS, хотя вряд ли будут большие перспективы, если CBOSS будет действовать именно через финскую дочку.

Запад, скорее, нуждается в российских разработчиках, нежели в российских продуктах. На рынке наблюдается такая тенденция: крупные иностранные компании переносят свои центры разработки в Россию, но продукты все равно продаются и продвигаются под иностранными брендами. Убедить западный рынок, в том, что российские продукты могут быть качественными, — достаточно трудно.

Данный шаг CBOSS вряд ли отразится на бизнесе компании Protek, поскольку мы не являемся прямыми конкурентами в этом секторе бизнеса, биллинговая система Protek может быть интегрирована с prepaid-системами различных производителей.

Говоря о перспективности сделки, совершенной CBOSS, коммерческий директор компании «Восточный Ветер» Дмитрий Довгань в интервью CNews.ru отметил:

Сергей Пимков, Selectel: Какие IaaS-решения нужны бизнесу в 2022 году
Облачные сервисы

- В бизнесе существует огромное множество стратегий: можно затратить время, силы и средства и создать собственный продукт, который потом нужно будет продвигать на рынок, внедрять, модернизировать. А можно выбрать другой путь и приобрести готовый продукт. Выбор стратегии — решение, которое каждая компания принимает индивидуально. Говорить о том, какой вариант более выигрышный — второй или первый, можно только по прошествии времени. Стартовую площадку на Западе CBOSS себе обеспечил, но теперь важно суметь правильно использовать открывшиеся возможности.

Пока можно сказать, что недавняя сделка CBOSS по приобретению финского препейда — решение интересное, хотя и не экстраординарное: практика покупки готового бизнеса достаточно распространена на Западе.

Эта сделка интересна тем, что успехи или проблемы, с которыми столкнется CBOSS в плане продвижения продуктов на Запад, станут хорошим опытом для всех российских ИТ-компаний, собирающихся осваивать европейские или азиатские рынки.

Будет ли финский препейд от CBOSS востребован в России? Вполне возможно, что эта система будет внедрена в МТС, так как CBOSS заинтересован в развитии самого крупного своего клиента. Что касается распространения этого продукта среди остальных российских операторов — то это вряд ли: другие федеральные операторы на этот препейд не перейдут, а региональным провайдерам внедрять такое решение неэффективно, так как у них другие объемы абонентских баз, другие задачи развития.

Станет ли финская компания плацдармом, с которого CBOSS развернет свою экспансию на Запад, будет ли эта экспансия успешной — опять же, покажет время. Одно совершенно точно: теперь при заключении экспортного контракта проблем с таможенными и прочими официальными органами (на что недавно сетовал г-н Морозов) у CBOSS будет гораздо меньше.

Директор по развитию ЗАО „Нижегородская Сотовая Связь" (НСС) Анатолий Пономаренко, беседуя с CNews.ru, затруднился оценить перспективы данного приобретения, не будучи очень хорошо знакомым с техническими возможностями данного продукта:

- Не думаю, что CBOSS купил компанию, потому что препейд был намного лучше их собственного.

Зная специалистов CBOSS, уверен, что они не станут предлагать этот продукт «as is», а, скорее, используя лучшее от обоих решений, представят совместный интегрированный вариант.

Препейд от CBOSS работает в нашей компании более года и обслуживает свыше 250 тыс. абонентов. Менять его на другой мы пока не видим необходимости.

Безусловно, в данной сделке CBOSS преследовал цель выхода на европейский рынок и заявления о своих серьезных намерениях. Не случайно о сделке объявлено накануне GSM-форума. Эта информация может заставить возможных потребителей внимательнее присмотреться к CBOSS в Каннах. Насколько приобретение поможет компании во всех ее планах — ответить затруднительно, но то, что это положительное событие, — несомненно.

Источник: собственная информация CNews.ru.