Разделы

Бизнес Кадры Инвестиции и M&A Интернет Веб-сервисы Техника

Дуров пообещал сделать Telegram частично платным

Павел Дуров объявил о начале монетизации Telegram, чтобы покрыть текущие затраты на серверы и трафик. Появится дополнительный платный функционал для бизнес-команд, а также будет создана собственная рекламная платформа для каналов.

Монетизация Telegram

Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров анонсировал в своем Telegram-канале, изменения, которые затронут мессенджер в ближайшем будущем. Среди них — «ненавязчивая» монетизация Telegram, которая подразумевает введение дополнительной платной функциональности для бизнес-аккаунтов и создание собственной рекламной платформы для каналов.

Дуров написал, что по мере того, как Telegram приближается к отметке в 500 млн активных пользователей, возникает вопрос: кто будет платить за этот рост? Чем больше пользователей, тем больше расходов на серверы и трафик, а поддержка подобных проектов обходится в сотни миллионов долларов в год.

Основатель Telegram пояснил, что на протяжение восьми лет существования компании, он оплачивал счета из личных сбережений. Сейчас компания встала перед выбором — начать зарабатывать деньги для покрытия затрат — или продаться более крупному игроку, как поступили, например, основатели WhatsApp и мессенджера Slack. Громкая продажа последнего была анонсирована совсем недавно, в начале декабря 2020 г.: разработчик ПО Salesforce заплатил за конкурента Microsoft Teams $28 млрд.

Идти по аналогичному пути и продавать компанию Дуров не собирается: Telegram по-прежнему останется независимым проектом, где, по словам основателя, уважают права пользователей и обеспечивают высокое качество сервиса. В составе крупной корпорации всего этого добиться невозможно. Остается единственный вариант — монетизация.

durov6001.jpg
Павел Дуров объявил о начале монетизации Telegram

По словам Дурова, благодаря достигнутому масштабу большинство пользователей едва ли заметят какие-то изменения. «Все текущие сервисы Telegram останутся бесплатными. Помимо них, мы предложим дополнительные функции для бизнес-команд и пользователей с расширенными потребностями. Некоторые из этих новых функций будут ресурсоёмкими и, как следствие, станут платными. Обычные пользователи всегда будут пользоваться Telegram бесплатно», — рассказал Дуров.

Эксперт в области открытых данных, директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин уверен, что платформа Telegram станет конкурировать со Slack за корпоративных пользователей. Об этом он написал в собственном Telegram-канале: «Хочется надеяться, что стоимость аккаунтов в Slack снизится, и он начнёт, наконец-то, развиваться. Поэтому новость позитивная, вполне логичная модель развития для популярного мессенджера с огромным числом ботов и лояльной аудитории. Остаётся вопрос "легализации в России", потому что чем легальнее, тем больше нормативно-правового давления», — считает Бегтин.

Мягкая рекламная политика

Все сервисы Telegram, связанные с обменом сообщениями, останутся свободными и от рекламы. «Считаем, что реклама в личных и групповых чатах неприемлема. Общение между людьми не должно прерываться на рекламу», — уверен основатель Telegram.

Однако помимо обмена сообщениями, в Telegram есть социально-сетевая составляющая. Массовые публичные каналы Telegram, которые построены по принципу вещания «один ко многим», могут достигать миллионов подписчиков и имеют мало общего с традиционным обменом сообщениями. Во многих странах владельцы таких каналов зарабатывают на показе рекламы своим подписчикам, иногда через сторонние рекламные платформы. Рекламные объявления, которые они публикуют, выглядят как обычные сообщения и нередко навязчивы. «В этой связи мы предложим нашу собственную рекламную платформу для каналов, которая обеспечит пользователям комфорт и конфиденциальность, а нам позволит покрывать расходы на серверы и трафик», — объясняет Дуров.

Наконец, Дуров уверен, что монетизация Telegram должна приносить пользу не только компании, но и всему сообществу. Например, если популярные публичные каналы будут монетизироваться через рекламную платформу, владельцы этих каналов получат бесплатный трафик пропорционально их охвату. Или дополнительно к текущим бесплатным стикерам появятся платные стикеры с расширенными возможностями, художники этих стикеров также получат часть дохода. «Мы хотим, чтобы создатели контента и предприниматели в Telegram процветали, обогащая всех наших пользователей за счёт повышения качества сервиса», — говорит Дуров, добавляя также, что намерен предложит миру пример технологической компании нового типа.

Другие громкие проекты Дурова

В 2017 г. Павел и Николай Дуров стали разрабатывать TON, защищенную блокчейн-платформу, транзакции внутри которой, обрабатываются существенно быстрее в сравнении с Ethereum и Bitcoin. Под этот проект было привлечено несколько миллиардов долларов инвестиций, также Дуровы планировали перевести на TON мессенджер Telegram.

Вышла Postgres Pro Enterprise 17.6 со значимыми улучшениями для «1С»
Цифровизация

Платформа предлагала собственную криптовалюту под названием Gram. Разработчики планировали превратить TON в полноценную экосистему, в которой за Gram можно будет приобретать разнообразные товары, услуги и контент. Однако проект так и не стал удачным: в июне 2020 г. Павел Дуров договорился с американскими властями об условиях отказа от выпуска собственной криптовалюты Gram. Дуров должнен был вернуть инвесторам проекта $1,224 млрд и выплатить штраф в размере $16 млн.

В феврале 2020 г. команда Telegram запустила инструмент TON Sites, позволяющий создавать и получать доступ к сайтам в децентрализованной сети TON (Telegram Open Network). В силу особенностей архитектуры сети ее пользователей значительно сложнее идентифицировать. С технической точки зрения сайты TON мало чем отличаются от обычных веб-страниц, однако доступ к ним осуществляется посредствам сети TON, которая работает поверх интернета (так называемая оверлейная сеть). По такому же принципу, функционируют известные проекты анонимных одноранговых сетей вроде I2P и Tor.

Другие попытки монетизации мессенджеров

В 2017 г. CNews приводил данные исследования J’son & Partners Consulting о разных вариантах монетизации мессенджеров различными разработчиками. Тогда одним из самых популярных способов заработать на пользователях мессенджеров была продажа рекламы, стикеров и сувениров. Некоторые разработчики превращали мессенджеры в платформы для собственных и сторонних приложений и сервисов, включая развертывание площадок для «социальной коммерции» с совершением покупок, не выходя из приложения. В ряде случаев за расширенный сервис с владельцев привилегированных бизнес-аккаунтов также взымалась комиссия.

Так по пути превращения менеджера в полноценную площадку для электронной коммерции пошел Viber. В конце февраля 2017 г. в рамках программы трансформации мессенджера в универсальную мобильную платформу он объявил о запуске функции шопинга внутри приложения.

Исследование показало, что крупнейшие российские мессенджеры, в основном, придерживались пути китайского проекта WeChat, который за счет партнерства с миллионами компаний из различных сегментов (от городского транспорта до доставки еды и продажи цифрового контента) смог интегрировать большое число сервисов в одном приложении.

Ирина Пешкова