Разделы

Бизнес

“Тюльпановая” ИТ-революция пока откладывается

В 2002 году была принята национальная стратегия «ИКТ для развития Кыргызской республики». В этом документе определена амбициозная цель - превратить страну в региональный центр информационных технологий Центральной Азии. Тем не менее, эти планы не обеспечены финансовыми ресурсами. Собственные бюджетные затраты Кыргызстана на информационно-коммуникационные технологии крайне низки, а их внедрение должно осуществляться в основном из внебюджетных средств.

Информатизации органов государственной власти

Рад новых инициатив ООН также направлены на развитие и поддержку использования ИКТ в Кыргызстане. К ним относится внедрение ИКТ в государственное управление. Заложены основы Информационной Системы Государственного Управления (ИСГУ), Государственной Автоматизированной Системы (ГАС) «Шайло» и Центров Общественного Доступа (ЦОД).

Преследуются следующие цели:

  • достижение прозрачности государственного управления и доступности информации для общественности;
  • повышение эффективности работы государственных служащих и политических лидеров;
  • эффективное использование Государственной Компьютерной Сети для установления диалога между государством и обществом.

Отметим, что сегодня значительная часть оборота информации и документов в стране уже осуществляется в электронном виде. Этому способствовало не только компьютеризация государственных учреждений, но и то, что в ноябре 1999 года принят закон "Об электронных платежах", а в 2004 году - закон об электронной цифровой подписи.

В стране определен правовой режим использования электронных платежей при осуществлении деловых, финансовых, коммерческих и других сделок между юридическими и физическими лицами. Установлены правовые основы для использования электронных цифровых подписей, принципы и условия использования и предоставления услуг по удостоверению электронных цифровых подписей. Определен порядок использования ЭЦП в государственном управлении, корпоративных информационных сетях и платежной системе страны.

Таким образом, в Кыргызстане дан зеленый свет внедрению массового цифрового документооборота. В перспективе это позволит сократить издержки организаций и предприятий, связанные с подготовкой и пересылкой бумажного документооборота примерно на 20%. Этим будет облегчено взаимодействие населения с различными государственными и муниципальными структурами и созданы условия для дистанционного предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Интернет-аудитория Кыргызстана

 Интернет-аудитория Кыргызстана

Источник: Информационно-исследовательский центр SIBIS

Уже в 2004 году стартовал проект компании «Неотек» по созданию электронной платежной системы «Unicard». Посредством Unicard сегодня в Кыргызстане можно оплатить услуги сотовой и фиксированной телефонной связи, доступ в интернет и коммерческое кабельное телевидение. Планируется, что спектр услуг Unicard будет пополняться новыми возможностями - оплаты за свет, газ и коммунальные услуги. Тем не менее, сдерживающим фактором присоединения коммунальных услуг к электронной платежной системе остается отсутствие навыков и опыта работы с электронными базами данных у провайдеров услуг, большая часть из которых – госпредприятия. Не секрет, что основным фактором приобщения населения и организаций к ИТ сегодня является интернет и мобильная связь. Они стали той образовательной платформой, на которой успешнее и быстрее всего люди получают навыки работы с электронными базами данных и получения цифровых услуг. В Кыргызстане на 2004 год, аудитория интернета составляла порядка 150 тыс. человек, проживавших в основном в Бишкеке и крупных городах (по разным методикам количество пользователей интернет-услуг в Кыргызстане оценивается от 150 до 550 тыс. человек). Аудитория мобильной связи больше примерно в два раза – около 350 тыс. человек.

В Бишкеке действует более двухсот кибер-кафе с услугами доступа в интернет и IP-телефонии. По данным ГАС, в республике выдано 94 лицензии на телематические услуги. Основной интернет-провайдер, "Кыргызтелеком", предлагает доступ в кредит по цене 0,07 сома за минуту, или около $0,1 за час работы в Сети. Увеличивается и число широкополосных подключений по технологии ADSL.

Всплеск политической активности в начале 2005 года, затронул и кыргызский сегмент интернет. Уже в июне 2005 года был открыт официальный сайт нынешнего, а тогда исполняющего обязанности президента Курманбека Бакиева. Это лишний раз подчеркнуло то внимание, которое в стране уделяется электронным коммуникациям и СМИ. Тем не менее, образовательный уровень органов государственной власти в области ИКТ пока остается на относительно невысоком уровне, а средства вычислительной техники в основном используются только для делопроизводства.

Проблемы остаются и в части использования ИКТ в системах государственной власти.

Нерешенные проблемы

Так, необходимо завершить программу по созданию единых электронных государственных информационных реестров, начать организацию системы получения услуг населением с использованием сетей передачи данных. Пока далеки от решения вопросы эффективного функционирования системы пенсионного страхования на всей территории страны. А в связи с проблемой борьбы с терроризмом остро стоит задача по созданию системы персонального учета населения. В том числе образование единого реестра получателей льгот, а также кадастра объектов недвижимости (земельных участков и строений) и т.д. Задерживается процесс по смене паспортов у населения и внедрения ИКТ в таможенную деятельность.

В Кыргызстане пока нет утвержденных квалификационных требований к госслужащим по навыкам использования ИКТ. А в области телекоммуникаций остаются нерешенными вопросы по определению понятия "универсальная услуга". Необходимо определить нормы межоператорских взаиморасчетов, разработать положение о единых принципах присоединения сетей. В области стандартизации стоит задача систематизации системы ГОСТов. Требует ревизии и конверсии радиочастотный спектр страны.

Доступ в интернет

Доступ в интернет

Источник: Фонд «Информационное Содействие»

Современные достижения дают шанс Кыргызстану сделать важный шаг для повышения качества жизни населения. Причем интернет является всего лишь одним из факторов, могущих содействовать решению этой задачи. Однако, существуют и другие возможности.

Такие как расширение телекоммуникационных сетей, с обеспечением жителей удаленных от центров районов средствами современной связи. Выравнивание тарифов пользования услугами связи и доступа в интернет, внедрение системы «обратного вызова» (Callback - звонок оплачивает обратная сторона) и др. Все это требует подготовки национальных квалифицированных кадров и организации новых сервисов, позволяющих шире удовлетворять потребности клиентов (независимо от уровня их социального положения) и другое.

Отметим, что чаще всего эти возможности не отвечают интересам операторов связи, поскольку приводят к уменьшению не всегда оправданных доходов от международной связи, интернета и т.д. Однако все это являются необходимым условием для выживания государства в современном мире. Тем более для тех, кто только начинает свой путь в нарождающемся мировом информационном сообществе.

Батыр Каррыев / CNews

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153