Разделы

Бизнес

“Тюльпановая” ИТ-революция пока откладывается

В 2002 году была принята национальная стратегия «ИКТ для развития Кыргызской республики». В этом документе определена амбициозная цель - превратить страну в региональный центр информационных технологий Центральной Азии. Тем не менее, эти планы не обеспечены финансовыми ресурсами. Собственные бюджетные затраты Кыргызстана на информационно-коммуникационные технологии крайне низки, а их внедрение должно осуществляться в основном из внебюджетных средств.

Спустя несколько месяцев после «тюльпановой революции» на круглом столе участников ИТ-сектора Кыргызстана было отмечено, что сфера ИКТ является бюджетообразующей для страны. Так, в 2004 году сумма налоговых отчислений от предприятий связи составила более $24 млн., что составило более 8% от доходной части бюджета. На этот год объем телекоммуникационного рынка республики составил порядка $78 млн., из которых $38 млн. пришлась на сотовую связь. При этом ежегодные темпы роста отрасли связи Кыргызстана составляют около 30%.

Насущные проблемы

Использование достижений ИКТ является необходимым условием для экономического роста любой страны. Они позволяют значительно понизить энергоемкость производства и повысить качества изделий и услуг. От того, с какой скоростью будут внедряться новации, зависит экономический успех и уровень жизни населения. Динамика этого процесса связана с многими факторами, но одним из главных является эффективность систем управления всех уровней.

Страна, население которой составляет около пяти миллионов человек, из которых более одного миллиона проживает в столице, до и после известных событий марта 2005 года, сегодня сталкивается с серьезными проблемами. Хотя объем ВВП страны в 2004 году составил $2,3 млрд., увеличившись на 7,1% по сравнению с 2003 годом, по экономическому развитию Кыргызстан пока достиг только 80% от уровня 1991 года.

Состояние экономики и застой в промышленном производстве, традиционная сельскохозяйственная направленность основного рынка труда создают систему спроса в основном на неквалифицированные кадры. Спрос на квалифицированный труд и собственно на ИТ-специалистов (из 170 опрошенных, проведенного Государственной службой занятости среди молодежи в возрасте 16-29 лет по регионам Кыргызстана, в 2002 году 63 безработных имели высшее образование) сравнительно невелик. В связи с этим в Кыргызстане велика утечка квалифицированных кадров в благополучный соседний Казахстан, где заработки и уровень жизни заметно выше.

Другой важной проблемой внедрения ИТ является низкий средний уровень дохода на душу населения. Как показывает исследование фонда «Информационное содействие» молодые люди - самая необеспеченная часть населения страны.

Показателен обзор «Kyrgyzstan Development Gateway» состояния электронной коммерции в Кыргызстане (2002 год) который констатировал, что одна из главных причин отсутствия значительного прогресса в развитии электронной коммерции сводится к тому, что основная часть пользователей Сети относиться к категории «малоимущих». Иными словами неспособных совершать реальные покупки с использованием электронных систем.

Отметим и то, что из общего числа школ в Кыргызстане – 2029 (2002-2003 годы) только 1327 использовали компьютерную технику в учебном процессе. При этом значительная часть компьютеров относится к устаревшим моделям, а число школ имеющих выход в Интернет на 2003-2004 годы составляло только 1% от общего числа. Значительно лучше, благодаря международной помощи, компьютерной техникой и доступом в интернет обеспечены вузы страны, расположенные как в Бишкеке, так и городе Ош.

Телекоммуникационный рынок

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

В современном государстве потребность в инфраструктуре, способной осуществлять высокоскоростной обмен информацией становится социальным заказом. Первичным здесь является вопрос о наличии телекоммуникационной структуры, обеспечивающей взаимодействие большинства населения с правительственными учреждениями. В Кыргызстане – стране преимущественно с горным рельефом, - развитие сетей связи достаточно сложная и затратная задача.

На 2003 год на телекоммуникационном рынке Кыргызстана по официальным данным действовало 107 операторов, представлявшие населению республики различные услуги связи. Национальным оператором всех видов связи является АО «Кыргызтелеком».

Рынок дальней связи в Кыргызстане либерализован в 2003 году. В стране выданы четыре лицензии на дальнюю связь: «Кыргызтелеком», «Katel», «Винлайн» и «Сайма-Телеком». Помимо этого, услуги международной связи предоставляют несколько провайдеров IP-телефонии («ЭлКат», «Азия-Инфо» и др.).

На 2000 год в Кыргызстане имелось 12740 междугородних каналов связи, в том числе количество оконечных цифровых каналов – 11036 , а протяженность междугородных каналов была 2240,8 тыс. км. АТС на 2001 год насчитывалось 569 (из них цифровых АТС – 77). Городские АТС составляли 24,5% от общего количества, а в Бишкеке было проложено кольцо волоконно-оптического кабеля протяженностью 45 км для соединений цифровых АТС.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Для увеличения емкости существующих аналоговых станций в Бишкеке и областных центрах Ош, Джалал-Абад, Нарын, Талас, Каракол и Чолпон-Ата дополнительно введены в эксплуатацию цифровые станции АХЕ-10 производства фирмы Ericsson общей емкостью 50 тыс. цифровых телефонных линий.

По сравнению с 1999 годом, за счет введения в эксплуатацию цифровых АТС, взамен устаревших аналоговых станций, общая емкость телефонной сети увеличилась на 105,2 %. К 2001 году емкость используемых телефонных линий была около 365 тыс. Количество фиксированных линий связи на 2004 год составляло 398 тыс. у «Кыргызтелекома», и около 4 тыс. линий владеют альтернативные операторы –«Винлайн» и «Сайма-Телеком». На сто человек по стране приходится около 8 телефонных линий, в Бишкеке – 25, а в регионах до 6 на сто человек. На 2002 год очередь на установку телефонных аппаратов составляла около 58,1 тыс. человек. К 2002 году в стране значительно расширилась сеть карточных таксофонов (всего их было установлено 400 шт.).

На рынке сотовой связи Кыргызстана действует три оператора – «Katel», работающий в стандарте TDMA, «Bitel» - стандарт GSM и «АкТел» (стандарт CDMA-2000 в диапазоне 800 МГц). По состоянию на начало марта 2005 года «Bitel» обслуживал 315 тыс. абонентов, «Katel» - около 35 тыс., а «АкТел «– до 5 тыс.