Разделы

Бизнес Финансовые результаты

ПК в России: региональные компании начинают и выигрывают

По итогам 1 квартала 2010, российский рынок ПК практически восстановился после кризиса. Продажи настольных компьютеров – сегмент, в котором традиционно сильны российские сборщики – выросли почти на 20%. Похоже, у отечественных производителей появился отличный шанс расширить свое присутствие на рынке, и, прежде всего, это касается региональных компаний.

Сегодня на российском рынке господствуют азиатские производители: Acer, Asus, Samsung, Lenovo и др. На протяжении нескольких лет они уверенно лидируют в сегменте портативных устройств и пытаются потеснить российских сборщиков в сегменте настольных ПК. Что им могут противопоставить наши производители?

Эксперты рынка утверждают, что у отечественной сборки есть все шансы доминировать в России. На данный момент крупные российские производители ПК (Kraftway, Depo Computers, Aquarius, IMANGO, К-Системс) накопили необходимый опыт и производят конкурентоспособное компьютерное оборудование.


IMANGO Computers - единственное на Юге России конвейерное производство ПК

Компьютеры создаются на базе прототипов, предлагаемых мировыми ИТ-гигантами (Intel, Microsoft). Поэтому сегодня предложения отечественных сборщиков не ограничиваются стандартными десктопами. "Современные российские компьютеры – это уже не привычные громоздкие машины. Домашние десктопы стали компактнее, функциональнее. Отдельно выделился игровой сегмент. Тенденции к компактности характерны и для бизнес-сегмента. Экономичные терминалы и неттопы постепенно заменяют универсальные офисные компьютеры. И это во многом заслуга отечественной сборки, - говорит Вениамин Бурмистров, генеральный директор компании IMANGO, крупнейшего производителя ПК на Юге. - Почти половина всех продаж от терминальных станций в России принадлежит местным сборщикам. Скоро появятся и неттопы российского производства. Наша компания, например, уже выпускает первые партии компьютеров малых форматов".

Успешность продаж компьютеров в России определяют четыре основных фактора: комплектующие, технология сборки, логистика и бренд. "Начинка" отечественных компьютеров поставляется исключительно из-за рубежа. А вот в процессе сборки у каждой компании есть свои технологии и приемы.

В техническом плане сборка компьютерной техники сложностей не представляет, главное отличие – в выборе метода. Это может быть конвейерная сборка, когда каждый сотрудник отвечает за отдельный этап, или полуконвейер, когда практически вся работа по сборке выполняется одним человеком. Если производитель использует конвейерную сборку, он может контролировать качество на каждом этапе. "Человеческий фактор" здесь сведен к минимуму. Но такое могут себе позволить лишь крупные компании. Большинство мелких сборщиков предпочитают менее затратную полуконвейерную ("наколенную") сборку.

Помимо этого, на качество сборки ПК влияет масса нюансов: входной контроль деталей, организация работы на линии, система тестирования и многое другое. Каждый производитель решает эти вопросы по-своему. Например, в той же IMANGO обязали каждого сотрудника на линии контролировать качество работы на предыдущем этапе. А для работы с комплектующими спроектировали специальный органайзер, куда предварительно раскладываются детали для каждого компьютера. Это обеспечивает дополнительный контроль работы сотрудника и аккуратную сборку. Жестко зафиксированные технологии работы дали возможность компании свести брак к нулю и предоставлять трехлетнюю гарантию на продукцию. В целом, крупные российские сборщики ответственно подходят к вопросам производства, что и позволяет им уверенно удерживать 40% рынка.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Слабым звеном в успешности продвижения российских компьютеров остается логистический фактор. Большинство производств сосредоточено в ЦФО и СЗФО. Выход на региональные рынки для столичных сборщиков невыгоден – высокие транспортные расходы "съедают" маржу. Получается, что региональные производители находятся в более выгодном положении не только благодаря более низким производственным издержкам (на персонал, аренду и т. д.) но и вследствие логистической доступности потребителя. "Локальные сборщики, в отличие от столичных, могут продвигать продукцию в небольшие региональные города, где уже сформирован спрос, а конкуренции еще нет, - рассказывает Сергей Яцун, управляющий партнер IMANGO. - Мы, к примеру, решили логистический вопрос сразу ─ организовали почтово-логистическую компанию, что позволяет нам обеспечивать быструю доставку при минимуме затрат. Кстати, так красиво удалось урегулировать проблему с задержанием наших машин на трассе: ГИБДД не вправе задерживать почтовые грузы. А значит, наши клиенты получают товар вовремя".

Местные сборщики занимают прочные позиции и с точки зрения популярности брендов. Лояльность к российским ИТ-брендам подтверждают исследования: если бренд долго находится на рынке и сумел завоевать хорошую репутацию, то в глазах потребителя он не уступает китайской продукции под известными марками. Аналогичная ситуация наблюдается в корпоративном секторе, который все чаще выбирает терминалы и серверы местной сборки, так как это еще и серьезно упрощает взаимодействие с производителем в вопросах сервисного обслуживания.

Что касается конкретных продуктов, то к завоеванию динамичного рынка мобильных ПК отечественные производители пока не готовы - чтобы поддерживать гонку технологий, устроенную мировыми ИТ-корпорациями, нужны серьезные ресурсы, которых у россиян нет. Но воспроизводить новейшие решения "транснационалов" при наличии высокотехнологичного оборудования у российских компаний успешно получается. Потребители от этого только выигрывают, так как получают качественные аналоги импортных ПК, только по гораздо более доступной цене.