Наследство СССР мешает ИБ в России
Российские разработки в сфере защиты информации ничем не уступают западным аналогам, однако в бизнес-моделях отечественных ИБ-компаний много пережитков советского прошлого, которые не позволяют успешно конкурировать с иностранными корпорациями. Проблемы конкуренции представители отрасли обсудили на круглом столе, проведенном CNews Analytics.«Главным отличием отечественных компаний-разработчиков средств ИБ от западных является отсутствие у них нацеленности на бизнес в правильном понимании этого термина», - отмечал в своем выступлении Алексей Лукацкий, менеджер по развитию Cisco Systems в России. По его мнению, отсутствие грамотного управления не позволяет даже конкурентоспособным разработкам занять достойное место. «Свыше 50% руководителей российских компаний в сфере ИБ – выходцы из различных силовых структур, остальные – программисты. Они могут быть грамотными специалистами, но до сих пор не смогли приспособиться к требованиям рынка и конкуренции», - говорит он. Отсутствие грамотного финансового руководства, делегирования полномочий, маркетинга, PR, узкие продуктовые линейки – все это критическим образом увеличивает отставание от запада.
#gallery#В то же время, многие из перечисленных недостатков объясняются относительной молодостью и историей нашего рынка. «Российские компании в одночасье пришли на уже сформировавшийся рынок, - возражал Михаил Калиниченко, директор компаний StarForce и S.N.Safe&Software, - и те "стартапы", что были возможны на Западе, оказались невозможны в России, особенно учитывая размер нашего рынка ИБ как такового. Именно поэтому практически невозможно найти инвестора даже в том случае, если у компании есть четкая стратегия развития и хороший бизнес план. Да и инвестору проще вкладывать деньги, например, в строительство или нефтяной сектор, чем в перспективный, но очень рискованный хай-тек».
С другой стороны исторический фактор настолько силен, что в России не так много компаний, которые могут конкурировать с международными корпорациями. Безусловно, есть очень яркие примеры успеха отечественных предприятий на мировом рынке, - говорит Андрей Степаненко, директор по маркетингу компании «Информзащита», - «Лаборатория Касперского», DrWeb признаны во всем мире. Однако основным потребителем средств защиты информации в России является госсектор. Государство же является и сильным регулятором рынка безопасности. Большее число отечественных разработок так или иначе связанно с регулируемым рынком криптографических систем. А это значит, что практически вход на зарубежные рынки если не закрыт, то просто бесполезен. И даже принятие нашего ГОСТа в качестве международного стандарта по криптографии вряд ли изменит эту ситуацию. Бесспорно, наша криптография самая сильная, но с точки зрения западного потребителя использовать встроенные во все распространенные межсетевые экраны и маршрутизаторы алгоритмы проще, дешевле и удобнее для встраивания в сетевую инфраструктуру. В других областях наши разработки также больше ценны близостью к заказчику и локализацией».
Тот факт, что наши компании все же не стоят на месте, хорошо демонстрирует, например, компания «Амикон». Уже почти 10 лет она выпускает программно аппаратные-комплексы для построения VPN, не уступающие по производительности западным решениям аналогичного назначения. Подтверждением этого является тот факт, что все отделения «Сбербанка», который отличается жесткими требованиями к информационной безопасности, уже много лет используют эти решения. Учитывая все это, видится только одна причина, по которой компании подобные этой, мало известны на рынке – неправильный подход к бизнесу. Для выхода на корпоративный рынок, в отличие от госсектора, требуется не только технические специалисты, но и грамотные менеджеры, и маркетологи.
Не надо изобретать велосипед
Еще одной причиной, мешающей развитию отечественных разработок и расширению линеек продуктов, является пренебрежение компаний к OEM соглашениям. Многие западные компании, широко известные сегодня (лучший примером здесь будет антивирусная отрасль), используют чужие движки, внося, может быть, лишь незначительные изменения. На Западе широко распространена кооперация компаний, различные альянсы производителей, тогда как ничего этого в России нет. В то же время, OEM-соглашения позволили бы многим отечественным компаниям расширить и усовершенствовать свои продукты, тогда как самостоятельные попытки вероятнее всего потерпят неудачу – уж слишком во многих вещах, связанных с ИТ, мы отстали от Запада.
Хорошим примером здесь служит компания «Элвис Плюс», которая встроила российские криптоалгоритмы в ноутбуки Think Pad компании Lenovo, имеющие чип безопасности, и смогла пройти сертификацию ФСТЭК. Таким образом, в России впервые сертифицированное решение, позволяющее без использования дополнительного аппаратного обеспечения достигнуть высокого уровня конфиденциальности, целостности и подлинности критичной информации за счет изначально встроенного в ноутбук чипа. «Такой способ сотрудничества может позволить выйти отечественным разработчикам на качественно новый уровень. Необходимо выявлять критичные для безопасности точки в западных решениях и контролировать их с помощью отечественных разработок, получая готовый продукт с улучшенными характеристиками для российского, а может и мирового рынков», - отмечал в своем выступлении Сергей Вихорев, директор аналитического департамента «Элвис Плюс».
Еще одним трудным, но вполне реальным путем развития российских компаний является выход на рынки мусульманских стран. Последние не желают сотрудничать в этой сфере с США и колеблются насчет Франции. Поэтому у России есть реальный шанс заявить о себе в регионе. Примеры таких попыток, правда не в сфере ИБ, уже есть. Таким образом, можно сделать два главных вывода. Отечественные разработчики средств информационной безопасности могут конкурировать с иностранными. Однако для того, чтобы эта конкуренция реально появилась, нашим компаниям необходимо в самые короткие сроки задуматься о реформировании свого бизнеса. Если не уделять внимания вопросам управления, то даже самые перспективные технологии останутся невостребованными не то что на Западе, но и в России.
Илья Разумов / CNews Analytics