Разделы

Цифровизация Конференции Инфраструктура

ИТ в ТЭК: энергетики требуют гарантий эффективности и безопасности

На фоне кризиса сектор ТЭК, ранее входивший в число лидеров по ИТ-расходам, был вынужден корректировать свои ИТ-стратегии. Предприятия нефтегаза и энергетики заметно сократили издержки, но при этом остались чувствительными к эффективности своих ИТ. О том, какие ИТ-потребности являются наиболее актуальными для российского ТЭК в 2010 г., об изменениях в структуре ИТ-затрат энергетиков, а также о наиболее интересных проектах, реализованных в отрасли в течение последних двух лет, шла речь на круглом столе CNews "ИКТ в ТЭК 2010: проблемы и решения".

По прогнозам Gartner, наиболее высокие темпы роста ИТ-расходов ожидаются именно в энергетике и ЖКХ (4,7%). Соответственно, можно предположить реализацию отложенного спрос отрасли на обновление ПК, на ИТ-аутсорсинг. У энергетиков исторически сильные ИТ-отделы, большая экспертиза. Многие энергокомпании имеют опыт формирования кэптивного сервис-провайдера (ГВЦ "Энергетики" – IT Energy, "Лукойл-Информ", "Газпром Информ"). Но в секторе, безусловно, остается ниша для внешних поставщиков ИТ-сервисов.

Новые возможности для ТЭК

Начальник направления голосовых и конвергентных услуг компании "Вымпелком" Максим Кушка рассказал о том, как конвергентные решения позволяют повысить эффективность бизнеса энергетической компании. По его словам, традиционно сектор ТЭК имеет развитые внутрикорпоративные телефонные сети. Но сегодня у энергетиков имеется возможность создания "единой сети офисных и мобильных". Данное решение не требует значительных инвестиций, поскольку строится на уже существующей сети компании. "Вымпелком" предлагает создание такой сети заказчикам – причем данную услугу оператор может предложить даже тем компаниям, чью корпоративную мобильную связь обеспечивают его конкуренты.

Решение предоставляет ряд технологических преимуществ: например, есть возможность управления вызовами: звонок может приходить сразу на два телефона – рабочий и мобильный, а переадресацию звонка можно вести прямо в режиме разговора. Услуга позволяет энергокомпании сэкономить на телефонных услугах. "Большинство организаций заинтересованы, чтобы сотрудники не использовали корпоративную связь для личных нужд, - отметил г-н Кушка. – В системе, которую предлагает "Вымпелком", можно установить соответствующие ограничения. Возможен и ряд других опций, оптимизирующих расходы на связь (например, установка льготной тарификация на межгород, когда звонки тарифицируются как звонки с закрытой группы, что позволяет сэкономить до 80% затрат)".

Темой доклада менеджера по продуктам компании "Вымпелком" Сергея Балашова стали новые возможности использования решения М2М (machine-to-machine) в ТЭК. M2M решает задачи использования удаленного оборудования в труднодоступных местах, а также в случае отсутствия проводного соединения. Кроме того, решение позволяет оперативно подключать новые абонентские устройства к корпоративной сети без затрат на организацию проводных каналов. В числе новых М2М - продуктов для корпоративных клиентов ТЭК г-н Балашов назвал "Центр управления М2М", реализованный на основе глобальной платформы Jasper Wireless, а также комплексные бизнес-решения для ТЭК "с индивидуальным подходом". Кроме того, говоря о новинках, он отметил решение по управлению sim-картами в устройствах в режиме реального времени, их контроль и мониторинг через веб-интерфейс (активация, блокировка, автоматические оповещения об изменениях состояния sim).

Доклад вице-президента NATA Systems Александра Солокхина был посвящен инновационному методу диагностики локальных и распределенных сетей, позволяющему оперативно улучшить рабочие показатели существующего сетевого оборудования и программного обеспечения за счет уникального алгоритма анализа сигналов с применением лицензионного программного комплекса NATA. В числе возможностей этого решения - идентификация и устранение проблем сетевого ПО, полная инвентаризация сетевого ПО и оборудования; документация конфигураций всех сетевых элементов; создание карт физической топологии сети, а также отчет о производительности сетевого ПО. По его словам, у NATA в ТЭК большие перспективы. В их числе - значительный рост пропускной способности сети без дополнительных инвестиций в новое оборудование и увеличения персонала. Решение может быть реализовано за несколько дней.

Важен правильный подход

Генеральный директор "Пмсофт" Александр Цветков отметил в своем докладе растущую роль правильного подхода к управлению ИТ-проектами в энергетике. "Для заказчика при реализации ИТ-проектов всегда важны три фактора: сроки, деньги, целевое использование, - отметил он. – При этом достаточно сложно заранее спрогнозировать, какой будет система".

Он напомнил о том, что существует понятие уровня зрелости организации по управлению проектами. Согласно последним исследованиям PMI, 80% организаций не прошли дальше второго уровня зрелости. Их вполне устраивают небольшие изменения в отношении управления проектами - иначе им пришлось бы поменять все привычные бизнес-процессы. И лишь с наступлением кризиса возникает необходимость в резком повышении управляемости проектами. На "третьем этапе зрелости" организации начинают получать результаты от внедрения систем управления проектами. А, достигнув четвертого этапа, 53,3% респондентов PMI отмечают повышение бизнес-результатов, 40,2% говорят об улучшении результатов процессов, 30,3% - об улучшении результатов проектов, а 52% - об улучшение практик.

Г-н Цветков привел в докладе примеры предпосылок применения проектных подходов в энергетике. Это смена собственников, приводящая к изменению видения роли ИТ в бизнесе энергокомпаний; интеграционные и консолидационные процессы, возрастание значимости стандартизации; а также перенос акцента спроса с "железа" на софт и консалтинговые услуги. По его словам, значительную долю уже отстроенных процессов энергетики готовы отдать вовне, оптимизируя при этом свои затраты. "Проектно-ориентированная организация – это баланс между проектным и процессным подходами, - отметил г-н Цветков. - В числе конкурентных преимуществ проектно-ориентированной организации - возможность реализации рискованных проектов с достаточным уровнем эффективности; предложение уникальных продуктов, более быстрая адаптация под изменения рынка, и др."

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Г-н Цветков также рассказал о внедрении компанией "Пмсофт" информационной системы управления проектами в МРСК Юга. По его словам, на данный момент решение используется в филиалах "Астраханьэнерго", "Ростовэнерго", "Волгоградэнерго", "Калмэнерго" и в Сочинских электрических сетях "Кубаньэнерго". Система позволяет оперативно формировать и осуществлять гибкое управление инвестиционной программой за счет эксплуатации ИСУП как на уровне структурных подразделений, так и на уровне исполнительного аппарата организации. Еще один позитивный итог проекта - разработка корпоративного стандарта по управлению проектами МРСК Юга.

Представитель МРСК Юга Олег Голиков, дополняя рассказ ИТ-подрядчика о данном проекте, подчеркнул: "Создана не имиджевая, а а реальная система, необходимая для работы. В настоящее время у компании несколько сотен проектов, которыми нужно управлять. Поэтому внедрение данной системы серьезно облегчило нам жизнь".

Нужна единая ИТ-концепция

Начальник отдела государственных информационных ресурсов и научно-технической политики департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго Александр Митрейкин в своем докладе посетовал, что сегодня не существует единой концепции в ТЭК России. Практически везде (за исключением крупных ТЭК-структур) информатизация носит лоскутный характер. Используются десятки различных информационных систем разного назначения и стоимости владения.