Разделы

ПО Свободное ПО

Интероперабельность ПО: кто и зачем борется с ней?

Интероперабельность – ключ к нормальной работе компьютерных программ. Однако на практике поставщики ПО частенько не обеспечивают возможность полноценного обмена данными со своими решениями.

В-третьих, поставщик может добросовестно следовать букве опубликованной спецификации, но при этом ее реализация может быть связана с необходимостью выплаты патентных и иных отчислений. Такой шаг автоматически "отсекает" конкуренцию со стороны индивидуальных разработчиков, малых фирм и разработчиков свободного ПО, которые не могут позволить себе соответствующие отчисления . Хрестоматийный пример спецификации с патентными отягощениями – графический формат GIF, в котором использовался запатентованный алгоритм сжатия данных LZW. В 1994 году, уже после того как использование GIF приобрело массовый характер, неожиданно обнаружилось, что в этом формате используются запатентованные алгоритмы. Этот скандал послужил основанием для разработки альтернативного формата без патентных отягощений PNG.

Усилия доминирующего поставщика по ограничению интероперабельности могут привести к ожидаемым результатам и действительно увеличить прибыли. Но с другой стороны, они могут обернуться консолидацией усилий конкурентов и повышенным вниманием со стороны антимонопольных ведомств.

Все на одного

Однако насколько результативны могут быть коллективные действия аутсайдеров рынка? Есть ли в их распоряжении реальные механизмы, позволяющие общими усилиями изменить ситуацию?

Открытые стандарты

Нет универсального определения "открытых стандартов". Но если попытаться выделить общее в авторитетных определениях ITU-T, Евросоюза, правительства Дании, Брюса Перенса и Кена Кречмера, то все они в качестве основных свойств открытого стандарта называют:

  • доступность – тексты стандартов свободно доступны для ознакомления и внедрения;
  • отсутствие дискриминации – положения стандарта не создают преимуществ для конкретных разработчиков и поставщиков продуктов, реализующих стандарт;
  • отсутствие роялти – стандарт не накладывает дискриминационных лицензионных или патентных ограничений и не требует связанных с ними отчислений;
  • доступность процесса – обеспечение прозрачного консенсусного процесса, в котором могут участвовать любые заинтересованные стороны.

Дискуссия связана с деталями. Например, что считать дискриминацией и с какого порога плата является дискриминирующей. Очевидно, что 3000 долл. не является таковыми для рынка сотовой связи, где работают крупные компании с многомиллионными оборотами, но эта сумма может оказаться неподъемной для индивидуального разработчика ПО. Кроме того, не все поставщики согласны с тем, что требование об отсутствии патентных отчислений должно фигурировать в определении открытого стандарта — если такие отчисления остаются в рамках разумного, они не препятствуют открытости стандарта. Однако такая позиция неприемлема для разработчиков ПО с открытым кодом.

Успешное развитие ОС Linux, продвигаемой практически всеми крупными участниками рынка ИТ, позволяет заключить, что такое сотрудничество может быть результативным. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем сегодня в области веб-технологий, где "догоняющие" поставщики объединяют усилия по созданию будущего стандарта HTML5. И в том, и в другом случае базовым условием для сотрудничества является отказ (хотя бы на время) от стремления к доминированию – партнеры интересны друг другу лишь постольку, поскольку результаты общей работы доступны всем участникам на равных условиях.

Операционная система Linux много выиграла от поддержки компаний, не заинтересованных непосредственно в ее продаже. Для них Linux – это технологически удобная нейтральная площадка, обеспечивающая равные возможности, а конкурентная борьба ведется на другом уровне: это может быть уровень аппаратного обеспечения для Linux-серверов или уровень программного обеспечения "среднего слоя", устанавливаемого поверх ОС Linux.

Аналогичным образом, следует ожидать, что HTML5 во всех браузерах будет одинаков – участники разработки этого стандарта заинтересованы в появлении независимой от конкретного поставщика технологии разработки мультимедийных приложений. Результат подобного сотрудничества участников рынка, как правило, проявляется в виде открытого стандарта, т.е. достаточной для создания полноценных программы спецификации, не отягощенной патентными или какими-либо другими ограничениями.

Пусть старший рассудит

Нарушение правил интероперабельности со стороны доминирующего поставщика может послужить сигналом для антимонопольного расследования. Однако здесь кроется масса вопросов. С какого момента поставщика можно считать доминирующим? Какие именно действия можно квалифицировать как препятствующие свободной конкуренции? Каких санкций достаточно для восстановления нормальной конкурентной ситуации?

Как власти потратят 17 млрд руб. на подготовку кадров в сфере БАС
Цифровизация

Однозначные ответы на эти вопросы отсутствуют, и в случае каждого антимонопольного разбирательства их удается получить лишь в результате долгих судебных тяжб, причем, не всегда достигнутые результаты однозначны.

Так, в результате затяжного антимонопольного расследования Еврокомиссии в отношении Microsoft (1993-2003 годы) софтверный гигант вынужден был выпустить на рынок урезанную версию Microsoft Windows без проигрывателя Media Player – пример бюрократического крючкотворства, не оказавший на рынок никакого влияния. Однако предписания Еврокомиссии содержали и более существенные меры – в частности, Microsoft должна была раскрыть информацию, необходимую для взаимодействия с настольными и серверными компьютерами, использующими ОС Windows. Раскрытие информации растянулось во времени, что вызвало недовольство и дополнительные санкции со стороны Еврокомиссии. Но, в конечном счете, спецификации были опубликованы и успешно использованы, в частности, проектом SAMBA, разработки которого позволяют компьютерам под управлением Linux и других UNIX-подобных ОС взаимодействовать в сетях Microsoft.

По-видимому, после этих событий Microsoft изменила свою позицию в области протоколов сетевого взаимодействия, сделав диалог с разработчиками совместимых продуктов более интенсивным и продуктивным. В 2009 году компания Ubiqx завершила проект по описанию протоколов MS-CIFS и SMB, которые используются для обмена данными в сетях Windows. По словам руководителя компании Кристофера Хертела (Christopher Hertel), Microsoft дважды продлевала сроки контракта, чтобы добиться более высокого качества документации протоколов и обеспечить лучшую интероперабельность. “Microsoft добавила целую гору новой информации в составленные нами два документа”, – говорит Хертел.

Настоящее – за открытыми стандартами

В 2000-е годы стало очевидно, что государственный сектор во многих странах мира сделал однозначную ставку на открытые стандарты. Государство осознало, что оно может говорить с поставщиками языком технологически нейтральных спецификаций, не называя торговых марок и конкретных продуктов. Ситуация особенно накалилась после того, как в 2006 году в качестве открытого стандарта ISO был опубликован формат данных ODF, используемый в OpenOffice.org. Было ясно, что во многих странах закрепление стандарта ODF в качестве обязательного на законодательном уровне – лишь дело времени.

Российский вендор ПО для СХД «Рэйдикс» отправляется в новую «Экспедицию»
Цифровизация

Microsoft со своим пакетом Microsoft Office оставалось либо перейти в открытую оппозицию линии правительств, либо начать играть по их правилам, коренным образом пересмотрев собственную позицию. Произошло второе – Microsoft согласилась на технологический нейтралитет формата Office Open XML, обеспечив для него статус международного стандарта ISO в 2008 году. Можно спорить о том, какой из двух стандартов ISO лучше по своим технологическим характеристикам, и насколько значимы их недостатки, но принципиально важный итог этой истории лежит в другой плоскости. Своими действиями Microsoft подтвердила, что принципы интероперабельности и технологического нейтралитета теперь являются частью ее рыночной стратегии. Кроме того, с момента утверждения Office Open XML в 2008 году компания не дала никаких оснований считать, что стандартизация была лишь технической уловкой, как продолжают говорить противники Mirosoft.

Действия Microsoft наиболее иллюстративны, но они отражают лишь общую рыночную тенденцию к нейтрализации – и лучшей интероперабельности – ключевых технологий. Именно в этом контексте следует рассматривать придание формату PDF статуса стандарта ISO в том же 2008 году. Фактически спецификация формата PDF уже была опубликована компанией Adobe в свободном доступе, однако расставаться с контролем над развитием этого формата компания не спешила. Поворот рынка в сторону открытых стандартов и технологического нейтралитета заставил Adobe принять ключевое решение и перевести дальнейшее развитие PDF под контроль ISO и IEC.

Егор Гребнев / CNews Analytics