Разделы

Цифровизация Инфраструктура

CeBIT 2006: Интриги закончились

CeBIT (Consumer Electronics, Business, Information Technology) 2006 – крупнейшая выставка в сфере ИТ, проходящая ежегодно в Ганновере. Когда-то именно на ней анонсировались революционные новинки, появлялись оригинальные прототипы. В этом году с новинками туго, практически обо всем производители объявили заранее. Самое яркое событие CeBIT 2006 – обнародование нового класса компьютеров – UMPC.

Леонид Волков,заместитель генерального директора "СКБ Контур"

СКБ Контур

CNews: Расскажите о распространении системы "Контур-Экстерн" и структуре абонентской базы?

Леонид Волков: Как вы знаете, "СКБ Контур" - это крупный российский разработчик программного обеспечения. А система защищенного электронного документооборота "Контур-Экстерн" (в просторечье – "Налоговая отчетность через интернет") - сегодня главный продукт компании. Главными клиентами нашей системы являются налогоплательщики. На сегодняшний день это порядка 90 тыс. клиентов, география от Калининграда до Анадыря и от Мурманска до Назрани. Наша главная задача: доставка декларации в контролирующие органы в срок с соблюдением всех необходимых процедур. Главный результат нашей работы – удвоение клиентской базы каждые восемь-десять месяцев. Скажу прямо, нам это даётся непросто, но мы очень рады, что идет такой бурный рост. И в последнее время мы прилагаем много усилий для того, чтобы сделать из "Контур-Экстерна" универсальную систему обмена информацией между коммерческими структурами и государственными органами.

CNews: На основании какой нормативной базы осуществляется деятельность по предоставлению услуг налогоплательщикам в системе "Контур-Экстерн"?

Леонид Волков: Вы знаете, по этому вопросу в России сложилась интересная ситуация. 10 января 2002 года был принят закон об электронной подписи, и налоговое ведомство на него сразу же отреагировало. В течение 2002 года МНС сформировала локальную нормативную базу (приказы №169 и №705). Этими приказами утвержден Порядок предоставления налоговой декларации в электронном виде по каналам связи и методические рекомендации по его применению, которые вместе с законом об электронной подписи создали исчерпывающее правовое поле для всех работ по электронному представлению отчетности. Именно поэтому мы свои продукты ориентировали в первую очередь на налоговую и бухгалтерскую отчетность. В ряде других ведомств такая нормативная база, к сожалению, не сформирована. И оттуда приходится слушать голоса о том, что это все не работает. Хотя на самом деле надо просто попробовать. Прелесть нормативной базы, которую создали налоговые органы, в том, что она предусматривает аутсорсинг всех услуг в руки третьих лиц-операторов, и в обеспечении конкурентности рынка этих услуг.

Необходимо понимать, что процесс сдачи налоговой отчётности - это интеграция, по крайней мере, пяти разных услуг. Вот смотрите: бухгалтера надо обеспечить средством криптографической защиты информации и средством электронной подписи, чтобы он мог ее ставить. Кроме этого, необходимо обеспечить транспортную составляющую, чтобы отчет дошёл и нигде не потерялся. Также важна предметная составляющая – правильность составления декларации, возможность автоматически её обработать в налоговом органе. И важно обеспечить консультационную поддержку. Сегодня только внешний специализированный оператор может обеспечить на свой страх и риск такой перечень услуг, сам налоговый орган этим заниматься не может и не должен. На данный момент в каждом регионе по три-четыре оператора, предоставляющих подобные услуги. При этом стоимость услуг на конкурентном рынке низкая - 200-300 руб. в месяц.

CNews: Кто является основными вашими конкурентами?

Леонид Волков: Сегодня конкуренция идёт на двух уровнях. Первая - между разработчиками систем. Вторая - между специализированными операторами связи. В налоговой службе России есть система сертификации программных комплексов электронного документооборота. На сегодняшний день в стране около десятка сертифицированных комплексов. Как раз между ними и идет борьба за интересы операторов связи, которых в стране около двухсот. А операторы уже борятся за клиентов.

И если говорить про рынок разработчиков систем, то "СКБ Контур" на сегодня лидер. У нас, по нашим оценкам, примерно 50% этого рынка – то есть половина пользователей систем сдачи налоговой отчетности через Интернет в стране работают в системе "Контур-Экстерн". Наш основной конкурент – московская компания "Такском", которая также очень давно занимается этой темой, наверное, даже немного дольше нас, и также распространяет свою систему в масштабах всей страны. Остальные разработчики не достигли сколько-нибудь заметной рыночной доли, работая в небольших региональных нишах.

Если затрагивать рынок специализированных операторов связи, то картина похожа: сам "СКБ Контур" является крупнейшим операторов в стране (естественно – на своей же системе), мы обслуживаем порядка 45 тысяч клиентов. Еще столько же на нашей системе обслуживают другие операторы. Сам "Такском" тоже очень крупный оператор, я думаю, у них не менее 30 тысяч абонентов.

CNews: Насколько популярны данные сервисы на Западе? Как они коррелируют с российскими?

Леонид Волков: В ряде стран подобные технологии очень распространены, по-другому там и не мыслят для себя сдачу налоговой отчетности или сервис электронного взаимодействия с правительством. Но не везде их внедрение протекает гладко. Например, в Германии очень жесткие законы об электронной подписи: они требуют наличие дорогостоящих устройств-считывателей и смарт-карт. В итоге реально обязанность сдавать налоговую отчетность через интернет в Германии есть, и 100% фирм именно так ее сдают. А вот электронная подпись есть у ничтожного количества налогоплательщиков. Поэтому предприятия сдают отчёт через Интернет, а потом всё равно дублируют на бумаге вместе с подписью и печатью.

Мы отстаиваем точку зрения, что успешное внедрение подобных технологий возможно только там, где в документооборот внедрены коммерчески заинтересованные третьи лица - операторы услуг. Пример таких стран: Великобритания, Норвегия, США - здесь реально весь государственный документооборот ведется только в электронном виде.

CNews: Как вы видите дальнейшее развитие компании?

Леонид Волков: Последние три года мы стараемся отделаться от ярлыка "налоговой отчетности через Интернет", потому что возможности системы "Контур-Экстерн" намного шире. Задача, которую мы себе ставили на 2005 год – сформировать "единое окно" документооборота предприятий и государственных органов. В рамках этой задачи уже сегодня реализованы проекты сдачи отчетности в Пенсионный Фонд, в Статистику, в Соцстрах. А дальше мы видим свое развитие по нескольким направлениям. В частности - это внедрение системы "Контур-Экстерн", как платформы для организации защищенного электронного документооборота в разных его проявлениях. Кстати, именно за этим мы приехали на CeBIT. Поскольку на платформе "Контур-Экстерн" удалось построить систему сдачи налоговой отчетности в масштабах России, с ее расстояниями, с запутанностью налогового законодательства, со сложностью форм, мы считаем, что это доказывает жизнеспособность платформы и дает возможность на ней строить и другие хорошие системы.

CNews: Есть ли какие-то планы выхода на зарубежный рынок? Или это только внутри российского рынка?

Леонид Волков: Система "Контур-Экстерн" в ее нынешнем виде на зарубежный рынок выводиться не будет. На зарубежный рынок мы будем пытаться вывести технологическую платформу "Контур-Экстерн" для того, чтобы зарубежные партнеры на ее базе строили свои системы электронного документооборота. Только что я общался с фирмой, которая тесно сотрудничает в Азербайджане с таможней и Пенсионным Фондом. Возможно, вскоре они смогут внедрить платформу "Контур-Экстерн", разрабатывая на ней под своей торговой маркой систему для электронного таможенного декларирования или для отчетности в Пенсионный фонд, а в идеале конечно – систему "единого окна".

CNews: Какие основные цели вашего присутствия на CeBIT 2006 ставились? Достигнуты ли эти цели?

Леонид Волков: Цели очевидные: себя показать и людей посмотреть. Нам важно ощутить тенденции развития рынка электронного документооборота и услуг для бухгалтерии, для бизнеса. Сегодня есть чёткое осознание, что мы в струе. Цель достигнута. Также удалось установить тесные контакты с потенциальными интеграторами, которые на базе нашей технологической платформы могли бы делать какие-то конкретные решения со своей стороны.

CNews: На CeBIT 2005 вы предлагали не конечный продукт, а инструментарий (набор готовых модулей, визуальных и программных средств разработки) для создания достаточно широкого спектра систем защищенного электронного документооборота. Изменилась ли политика компании на выставке в данном году?

Леонид Волков: Политика не изменилась, она уточнилась. То есть, по прошлому году мы поняли, что предоставлять программные средства - это достаточно сыро и мало. Мы должны продавать бизнес-модель, на базе которой компания-системный интегратор сможет создать прикладное решение.

Но создать и внедрить - это большая разница. Мы дополнительно еще передаем всю технологию внедрения – построение сервисной сети, обслуживание клиентов, методические проблемы какие-то помогаем решать.

CNews: Какие изменения произошли с выставки 2005 года? Какие впечатления от этого?

Леонид Волков: В целом по СeBIT’у я вижу, что много нового. В прошлом году CeBIT на меня произвел несколько удручающее впечатление. Одна из главных новостей, например, была такая: "Samsung выпустил новый 80-дюймовый LCD-монитор". Но ведь это не качественный прорыв, а количественный. А в этом году на выставке были вещи, которые действительно поражали воображении - зал по навигационным системам, по RFID-технологиям, по передаче трехмерного изображения.

По-прежнему остается неоднозначный осадок от участия российских компаний. Вроде и стендов стало больше, и компаний, но внятной концепции – что же мы продаем, как мы себя позиционируем – в большинстве случаев как не было, так и нет.