Банки хотят узнать об ИТ все
Круг забот и интересов современного банка широк и разнообразен: с классической темы экономии офисной бумаги и до проблем, связанных с конкуренцией. Окинуть взглядом весь спектр предлагаемых сегодня финсектору ИТ и ИБ-решений и выслушать различные точки зрения смогли представители банковского бизнеса, посетившие конференцию "ИТ и ИБ в финансовом секторе: практический подход", организованную CNews Conferences и CNews Analytics.Оправившись от кризиса, банки начали планомерно заделывать "ИТ-дыры" и наращивать ИТ-бюджеты. Так, согласно данным CNews Analytics, в 2010 году расходы на ИТ увеличили 59% банков, а в 2011 - уже 66%. Тем не менее, финсектор все еще осторожничает - на кардинальные ИТ-скачки не решился никто.
Актуальные в 2010 году направления - обновления парка ПО и виртуализация - несколько потеряли свою привлекательность для банков. Расходы по нескольким другим направлениям, напротив, выросли в разы. Так, в 2010 году проекты по внедрению бизнес-приложений инициировали 27% организаций. В текущем году этот показатель уже 67%. Поскольку банки сфокусировались в основном на развитии частного кредитования и обслуживания СМБ-сектора, наибольшей популярностью пользуются проекты по автоматизации кредитования, развитию систем ДБО, а также CRM-системы, фронт-офисные решения, хранилища данных и блоки аналитической отчетности.
В 2011 году отмечалось повышенное внимание банков еще к 3 направлениям. Это модернизация корпоративной системы связи (20% в 2011 году и никто в 2010-м), управление бизнес-процессами (17,6% против 5,9%) и ИТ-активами (29%,4 против 5,9%). В целом развитие ИТ в банковском секторе проходит под лозунгом "в комплексе эффективнее" - до кризиса банки в основном автоматизировали отдельные направления, а сейчас главным приоритетом стало совершенствование управления имеющимся арсеналом.
Очевидно, что общие мировые тренды определяют и развитие банковского ИТ-рынка: в этом плане он движется в общем ритме, демонстрируя спрос на мобильные приложения и решения для интернет-доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств. Тем не менее, облачные приложения пока не завоевали этот сегмент. Банки "стоят на пороге" и лишь задумываются об их использовании, поскольку не могут доверять провайдерам, не увидев надежной инфраструктуры. "Ответчики" в свою очередь готовы инвестировать в соблюдение высоких требований надежности - но только получив гарантии окупаемости.
Какие продукты выбрать?
На что сегодня ориентируются ведущие банки, работающие в России? Что им нужно: продукты отечественных разработчиков или же индустриальные решения для финансовой отрасли, созданные на западе? Многие компании выбирают другую постановку вопроса и успешно внедряют и то, и другое.
Например, Екатерина Постоюк, менеджер по развитию бизнеса компании "Неофлекс", представила участникам конференции результаты выполняемого в "Бинбанке" проекта по построению системы банковской отчетности на базе продуктов Neoflex Reporting и Neoflex GL. Проект был начат в связи с внедрением в банке иностранной АБС, поддерживающей западные стандарты учета. На данный момент у клиента на базе Neoflex Reporting функционирует хранилище данных, в котором консолидируется финансовая информация по всей структуре организации, охватывающей 9 часовых поясов, решена задача трансформации западного учета в РСБУ, разработан весь спектр обязательных отчетов, регламентированных ЦБ РФ. В ходе проекта создан фундамент для формирования всех видов банковской отчетности. В рамках автоматизации управленческой отчетности реализован управленческий баланс для анализа деятельности банка в разрезе ЦФО, филиалов, продуктов, клиентов, точек продаж и некоторых других параметров
Сергей Путятинский, директор по развитию бизнеса компании "Неофлекс", в своем выступлении сделал акцент на компонентном подходе, с применением которого компания строит системы автоматизации продаж финансовых продуктов. Возможности подхода были продемонстрированы на примере проектов, выполненных в трех финансовых организациях.
Александр Глазков, «Диасофт»: Главная проблема с импортозамещением — у новых решений нет опыта эксплуатации в реальной жизни
В российском банке, входящем в ТОП-15, завершаются работы по построению "Кредитного конвейера" на базе системы Neoflex FrontOffice. Уже сегодня в системе работают свыше 500 сотрудников более чем 400 офисов банка, расположенных во всех регионах России.
В "Росбанке" функционирует фронт-офисная система, которая позволяет вести активные продажи. Она построена в идеологии 360°Customer View. На продукте работают более 5,5 тыс. сотрудников банка, в планах – увеличение их числа до 15 тыс.
В банке "Ренессанс Кредит" "Кредитный конвейер" работает уже пять лет. Он обрабатывает в сутки более 25 тыс. кредитных заявок, тратя в среднем на обработку каждой из них около 5 минут. Здесь же успешно эксплуатируется приложение Customer Service Desk, существенно повысившее качество обслуживания клиентов.
Банкам помогут сберечь лес
АБС, CRM и другие системы банка позволяют автоматизировать большую часть его функций, но порождают в процессе работы огромное количество бумажных документов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так считает руководитель проектов Directum Андрей Клоков. ЕСM-решение Directum, в частности, позволяет более эффективно обслуживать клиентов, благодаря использованию ярлыков со штрих-кодами, интеграции с CRM, ускорению поиска в бумажном архиве и файловом хранилище, извлечению из документов дополнительной полезной информации, автоматизированной поддержке сквозных бизнес-процессов пр. Указание ЦБ РФ № 2346-У, вступившее в силу в прошлом году, позволяет не только хранить многие первичные "документы дня", отражающие расчетные и кассовые операции, но и бухгалтерские документы и отчетность, которую потом можно предоставить проверяющим из ЦБ, аудиторам и т.д. "Даже не проводя сложных подсчетов ясно, насколько это удобно и выгодно, подтверждением чему служит список из 1000 клиентов из разных отраслей, уже внедривших у себя Directum " – резюмировал г-н Клоков.
Виталий Занин: Технологии должны плавно сменять друг друга без лишних затрат и рисков
На вопросы CNews ответил директор по работе с клиентами и маркетингу компании "ПрограмБанк" Виталий Занин
CNews: Какие направления автоматизации можно назвать приоритетными для банков в настоящий момент, по вашему мнению?
Виталий Занин: Во-первых, востребованы проекты комплексной автоматизации розницы, причем рентабельные для широкой массы банков. Для этого ИТ-решению необходимо соответствовать широкому спектру требований. Это комплексность, когда должны решаться все задачи – от обслуживания клиентов до формирования регламентированной отчетности...
Сергей Путятинский: Реализация новых трендов помогает бороться за клиента
На вопросы CNews ответил Сергей Путятинский, директора по развитию бизнеса компании "Неофлекс",
CNews: Какие тренды можно выделить на рынке продаж финансовых продуктов сегодня?
Сергей Путятинский: После кризиса возобновилось кредитование физических и юридических лиц, но оно теперь ведется на новом качественном уровне. Банки очень тщательно следят за ИТ-бюджетами, они хотят экономить на ИТ. Это первая тенденция.
Андрей Клоков: Уровень проникновения ECM-систем в банковской отрасли еще мал
На вопросы CNews ответил Андрей Клоков, руководитель проектов компании Directum
CNews: Какие новые требования формируют банки к ИТ-решениям и, в частности, к непрофильным продуктам?
Андрей Клоков: Банки можно с уверенностью отнести к числу наиболее ИТ-ориентированных отраслей. По сравнению с госорганами или предприятиями производственного сектора, где электронная форма документов не так сильно распространена, при внедрении ИТ-решений в банках часто встает вопрос конвертации данных не из бумаги в электронный вид, а их перевод из одной электронной формы в другую. Значительное влияние на формы и способы обработки информации в банках накладывают и внешние регуляторы, что также является характерной особенностью именно банковской сферы.