Разделы

Бизнес

Алексей Михайлов: Ключевой подход - идти от сервисов

Управление огромным городом немыслимо без современных информационных технологий. О том, что создано в результате реализации городской целевой программы «Электронная Москва» и что планируется создать на втором этапе программы — «ГЦП-2», в интервью CNews рассказал Алексей Михайлов, начальник Управления информатизации города Москвы.

CNews: Как можно оценить результаты и каковы перспективы развития «Электронной Москвы»?

Алексей Михайлов: Сейчас мы подводим итоги четырехлетней реализации ГЦП «Электронная Москва». Есть чем отчитаться — налицо значимые практические результаты. Создано немало систем, в том числе приоритетных, которые работают и востребованы, а также ведомственных, не таких заметных со стороны, но нужных — они обеспечивают каждодневное функционирование организаций. В Москве создана современная система экстренной связи с реагирующими структурами — службами «01», «02», «03». Внедрена комплексная АСУ ГУВД — система управления силами и средствами милиции. А это около 700 служб и подразделений. Успешно развивается система обеспечения безопасности города и ее интеграция с системой ЖКХ — это огромная инфраструктура, охватывающая все здания города, многие площади и улицы, она опирается на сеть инженерно-технических центров районов, из которых контролируется состояние домов, улиц и других объектов. В сфере ЖКХ внедрена система расчетов по единому платежному документу, создана сеть районных ЕИРЦ, начат адресный учет потребления ресурсов по показаниям индивидуальных счетчиков.

Алексей Михайлов

Оперативнее стала работать служба скорой помощи — созданная для нее система позволяет видеть каждую машину, все маршруты движения. Работает, хотя пока и с ограниченной функциональностью, социальная карта москвича. Проведена большая работа по оснащению школ компьютерной техникой, полностью обеспечено их подключение к интернету.

В ходе информатизации органов власти внедрены системы ведения конкурсов и торгов, учета городской собственности, мониторинга развития генплана Москвы, городской земельный и градостроительный кадастры, управления бюджетным процессом, а также, как я упомянул выше, целый ряд менее значимых систем. Работает городская мультисервисная транспортная сеть, на ее базе внедрены системы обеспечения оперативной деятельности городской администрации — корпоративная телефония, аудио и видеоконференцсвязь. Более подробное перечисление сделанного займет много места и не формат интервью. Если же смотреть шире, я бы выделил как итоги нашей работы также то, какой опыт мы приобрели, какие проблемы увидели, какие выводы сделали.

Мы провели серьезную организационную работу по преодолению узковедомственного подхода, консолидации финансовых средств на информатизацию, по организации межведомственного обмена информацией, хотя это до сих пор одно из самых больных мест: ведомства не очень хотят давать даже коллегам доступ к своим данным. Мы поняли, какую важную роль играет правильная организация эксплуатации информационных систем, и что необходимо приложить максимальные усилия, чтобы процессы расчета бюджетов на эксплуатацию и процессы мониторинга всей эксплуатируемой технической инфраструктуры автоматизировать. Главное — мы, наконец, сформулировали подход, как определять приоритеты в планировании проектов. Это очень важно, в том числе для формирования следующей программы информатизации города — «ГЦП-2».

На нас постоянно сыпалось и продолжает сыпаться большое количество заявок — дайте денег на то, на это. И каждый говорит, что это крайне нужно, без этого жить нельзя. Как тут принять решение? Да еще когда идет лоббирование, порой на высоком уровне. Конечно, мы постепенно завоевывали авторитет, отстаивали приоритет общегородских интересов. Но сейчас мы нащупали объективно неоспоримый, ключевой подход. Этот подход связан с тем, чтобы идти от интересов города и горожан. На сухом ИТ-языке — идти от сервисов. Если сервис действительно нужен, мы смотрим, какие необходимы системы и информационные ресурсы для его реализации и планируем их создание. Естественно, сервисы также отбираются по приоритетам. Например, когда мы ранжировали по востребованности 170 документов, которые выдаются в режиме «одного окна», то выяснили, что самый востребованный документ в городе — это право на предоставление жилищной субсидии. В прошлом году их выдали примерно 550 тыс. А есть мало востребованные документы, и даже такие, которые выдаются единожды в год. Естественно, не надо тратить деньги на их автоматизацию. Расчет показал, что если мы автоматизируем выдачу всего 16 типов документов из 170, то есть примерно 10%, то сильно ускорим обработку 55% всех заявок от граждан — а их более 3 млн. в год. Итак, подход к реализации «ГЦП-2» будет сервис-ориентированным. И под него есть технологическая платформа — под каждый сервис на ее базе создается и автоматизируется свой регламент, из которого понятно, какие информационные ресурсы нужно использовать или создавать, кто и в чем задействован в процессе.

CNews: Какие решения, созданные в рамках «Электронной Москвы», на ваш взгляд, могут быть тиражированы в других регионах?

Алексей Михайлов: Думаю, что многие решения и проекты могут быть широко востребованы. Поскольку у нас не самый плохой интеллектуальный потенциал, и есть реальный опыт внедрения. Например, мы создали систему учета госимущества. На федеральном конкурсе мы заняли первое место с этой системой, и она рекомендована для регионов. Мы также создали систему автоматизации формирования и исполнения административных регламентов, необходимую нам для радикального повышения эффективности оказания госуслуг (проект «Одно окно»). В ней есть интересные ноу-хау — в частности, сама система формирования регламентов, их проверки на непротиворечивость, оптимизации и нахождения узких мест. Такого рода технологии наверняка найдут свой спрос. Этим заинтересовалось экспертное управление президента РФ, администрация президента Татарстана.

Яков Гродзенский, ГК «Черноголовка»: Коробочный сканер уязвимостей от Security Vision быстро устанавливается и не требует длительной настройки
безопасность

В Москве создана единая телекоммуникационная сеть городской администрации и различные сервисы на ее базе. Насколько я знаю, и в других регионах, например в Мордовии, создают или планируют такого рода сети — наш опыт там может пригодиться. Многие интересуются нашей системой обеспечения безопасности города. Нас посетили уже около 100 делегаций, в том числе из других стран. СпецслужбыФСБ, ФСО — используют ее в своей работе уже сейчас. Другие общезначимые проекты — системы управления мобильными бригадами скорой помощи, поддержки деятельности участковых уполномоченных милиции, информатизации регионального управления ФМС. Востребованы системы автоматизации конкурсов и торгов, управления бюджетным процессом, интересен московский опыт создания и внедрения системы социального обеспечения и социальной карты москвича. Практически все проекты, которые мы создали, тем или иным образом востребованы.

CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации Москвы по сравнению с ведущими мегаполисами Европы?

Алексей Михайлов: Я бы разделил вопрос на две части. Первое — это уровень обеспечения коммерческими сервисами населения. Вторая часть — собственно уровень информатизации аппарата и структур, которые подведомственны правительству Москвы. Уровень информатизации столицы с точки зрения оснащения мобильной связью, развития телекоммуникационных услуг, доступа к кабельному и спутниковому телевидению, вполне соответствует крупнейшим мегаполисам. Но это не наша заслуга, это делает рынок. С точки зрения автоматизации административного управления, хозяйственных функций, социального обеспечения и т. п. сравнение не может быть полностью адекватным. Я бывал в разных странах Европы, и в большинстве из них функции городских правительств гораздо более узкие, чем у правительства Москвы. Это связано с тем, что мы переживали определенный переходной период, мощная система административного управления, созданная социализмом, не могла быть заменена в одночасье. И в Москве, в отличие от городов Европы, правительство в более значительном масштабе пока еще занимается и продовольственным обеспечением, и промышленностью, и распределением жилья для малообеспеченных слоев населения, и здравоохранением, и социальным обеспечением. Поэтому у нас гораздо больше информационных систем, они гораздо сложнее.