Разделы

Бизнес

Алексей Михайлов: Ключевой подход - идти от сервисов

Управление огромным городом немыслимо без современных информационных технологий. О том, что создано в результате реализации городской целевой программы «Электронная Москва» и что планируется создать на втором этапе программы — «ГЦП-2», в интервью CNews рассказал Алексей Михайлов, начальник Управления информатизации города Москвы.

Ну и, наконец, третье направление — это технологические системы, которые нужны для того, чтобы работало все остальное. Их можно разделить на три класса. Первый — городская  телекоммуникационная сеть с единым адресным пространством и ее техническая инфраструктура: компьютерные сети, сервера, ПО. По ней идут данные с видеокамер, контролирующих ситуацию на улицах, площадях, в подъездах, на ней основаны системы передачи данных, корпоративной телефонии, аудио и видеоконференцсвязи правительства Москвы, необходимые для оперативного управления мегаполисом, а также система сбора информации с датчиков инженерных систем и приборов учета коммунальных ресурсов в домах.

Алексей Михайлов

Вторая не менее важная и еще более сложная компонента — информационная метасистема. Это система взаимодействующих технологий, которые позволяют собирать и использовать информацию.

Наконец, третья важная компонента — технология контроля за тем, как вся обеспечивающая инфраструктура работает: система мониторинга информационных систем и ресурсов. Она также позволяет определять востребованность используемого ПО и баз данных, контролировать работу пользователей с ними, обеспечивать защиту информации. Разработка и внедрение этих трех важнейших технологических компонент — транспортной  инфраструктуры, системы доступа к информации и системы мониторинга ИС — сложная задача, которая одновременно позволяет автоматизировать и упростить сам процесс управления информатизацией.

CNews: Какой эффект дала городу консолидация расходов на ИТ в рамках одной бюджетной статьи? И сколько всего Москва тратит на ИТ из городского бюджета?

Алексей Михайлов: Бюджет информатизации с момента возникновения ГЦП «Электронная Москва» понятным образом ежегодно увеличивался — прежде  всего, не за счет выделения новых средств, а за счет консолидации в рамках программы фактических ведомственных расходов. В 2003 году, когда программа стартовала, бюджет развития составлял около 500 млн. руб., а на эксплуатацию — около 100 млн. В 2004 году эти показатели за счет консолидации достигли, соответственно, 1,1 и 1 млрд. руб. В 2005 году на развитие направили 1,7 млрд. руб., а на эксплуатацию — 3,2. В 2006 — 3,2 и 4,9 млрд. руб. соответственно. В текущем году на развитие направлено около 5,2 млрд. руб., на эксплуатацию — 6,8. Видно, что бюджет на эксплуатацию год от года растет быстрее, чем бюджет развития, что связано с вводом в строй создаваемых крупных общегородских систем. Складывающаяся структура расходов соответствует мировой практике — например, в США в крупных корпорациях и госструктурах 30-35 % средств направляется на развитие, а 65-70 % — на эксплуатацию.

CNews: А как будут меняться эти расходы в будущем?

Алексей Михайлов: Я могу дать прогноз, поскольку мы рассчитываем, обосновываем и планируем наши расходы. Средства, планируемые в бюджете на 2008 год, — примерно 6 млрд. руб. на развитие и 14 млрд. руб. на эксплуатацию. Как видите, бюджет растет.

«Облачный» язык бизнеса: 8 терминов, о которых должен знать каждый руководитель
Цифровизация

CNews: Можно ли говорить о том, что этап массовой закупки аппаратного обеспечения позади, и далее основные затраты будут приходиться на ПО, какие-либо системы и услуги?

Алексей Михайлов: Я бы не сказал, что у нас когда-то были этапы массовой закупки аппаратного обеспечения. Эти расходы входят в бюджет развития и в текущем году — они составили более миллиарда рублей. Парк техники в организациях города очень велик — десятки тысяч компьютеров, сотни серверов и т. п., и в силу этого он меняется медленно и во многих местах достаточно устарел. Скажем, центральный аппарат правительства, какие-то департаменты, префектуры обеспечены новой техникой относительно лучше. Но есть много структур, у которых техника старая. Особенно отраслевые организации социальной сферы, которые мы тоже обеспечиваем за счет горбюджета. Их тысячи — в сфере образования, здравоохранения, соцзащиты и т. п. Около 100 тыс. компьютеров в школах, 40 тыс. — в учреждениях здравоохранения. Поэтому затраты на закупку техники мы не уменьшаем — не можем. Более того, мы планируем эти затраты с небольшим увеличением на каждый следующий год. Техника устаревает гораздо быстрее, чем ПО. Год-два — и компьютер морально устарел. Более того, новое ПО часто медленнее работает на старой технике, взять ту же Vista. Крупнейшие ИТ-производители неустанно работают над тем, чтобы не дать пользователям остановиться в этом потребительском процессе.

CNews: ГЦП «Электронная Москва» подразумевает реализацию целого ряда проектов. Какие из них вы могли бы выделить как наиболее затратные?

Алексей Михайлов: Поскольку мы перешли к проектно-ориентированному подходу, в рамках которого выделены важные комплексные общегородские задачи, наиболее затратными являются именно они. Самые затратные — это, конечно, проекты с масштабной программно-технической инфраструктурой. Оснащение оборудованием и ПО городской мультисервисной транспортной сети, например, стоит около 1,5 млрд. руб. На создание комплексной АСУ ГУВД Москвы истрачено в течение 5 лет примерно 2 млрд. Еще больших затрат потребовала система обеспечения безопасности города: видеокамеры в каждом подъезде, инженерные центры в районах, серверы, телекоммуникационное оборудование. Все это — около 5 млрд. руб. Хотя есть и не инфраструктурные проекты с очень значительными расходами — например, АИС УБП (около 2 млрд. руб.) или «Социальная карта москвича» (около 1 млрд. руб.). Инфраструктура обсчитывается достаточно легко. А, например, планировать затраты на НИОКР — очень сложно. Каждая компания свой труд видит и оценивает очень по-разному, единой бесспорной методики нет — цену определяет только конкурс. При этом, отмечу, что затратность не всегда положительно коррелирует с качеством реализации проектов — есть и негативные примеры: жирные коты мышей не ловят.