Разделы

Бизнес

Алексей Михайлов: Ключевой подход - идти от сервисов

Управление огромным городом немыслимо без современных информационных технологий. О том, что создано в результате реализации городской целевой программы «Электронная Москва» и что планируется создать на втором этапе программы — «ГЦП-2», в интервью CNews рассказал Алексей Михайлов, начальник Управления информатизации города Москвы.

CNews: Почему и когда возникла необходимость отдельной программы информатизации города?

Алексей Михайлов: Как это обычно бывает, долго накапливались предпосылки. Современная эпоха информатизации города, условно, продолжается около 15 лет — со  времени появления в управленческих структурах первых персональных компьютеров и локальных сетей. Сначала, как и везде, был период очаговой информатизации — в ведомствах возникали программы автоматизации тех или иных функций, естественно, от простого к сложному. Прогресс явно был — менялась идеология мышления, упрощались какие-то этапы работы, постепенно отдельные программы преобразовывались в более или менее многофункциональные системы. И так продолжалось лет 10. Однако в начале 2000-х годов становилось все более очевидно, что такой подход устарел, не соответствовал изменившемуся уровню развития информационных технологий, и, главное, возросшим управленческим требованиям.

Алексей Михайлов

К 2003 году, когда идея оформилась, информатизация органов власти и городских организаций находилась в несоответствующем новым требованиям состоянии: ведомственный подход к созданию систем и отсутствие должной координации работ породили множество несовместимых между собой информационных систем и ресурсов. Характерная черта того времени — когда по разным планам создавались системы со схожими или дублирующими друг друга функциями, построенные на аппаратных и программных платформах, относящихся к разным типам и поколениям, несовместимые по идеологии построения и не предусматривающие взаимодействия. Эта ситуация нашла отражение в законе «О городской целевой программе «Электронная Москва» от 2003 года: «Несогласованность и слабая координация работ по информатизации приводит к тому, что остается низким уровень интеграции существующих систем городского управления и местного самоуправления, происходит неоправданное дублирование функций в различных системах, отсутствует общегородской комплекс стандартов, классификаторов, наборов метаданных и т. п., позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем».

CNews: Итак, прошло 4 года. Как вы оцениваете текущее состояние реализации ГЦП «Электронная Москва»?

Эксперты подвели итоги в области ИБ и сделали прогноз на 2022 г.: в тренде будет гибридная работа
ИТ в госсекторе

Алексей Михайлов: Программа была утверждена в 2003 году, но, поскольку идеология меняется медленно, а ИТ развиваются быстро, многие постановки задач даже изначально устарели. Первые планы работ, на 2003 и 2004 годы, все еще несли сильный отпечаток традиционного ведомственного подхода — мелкотемье, отсутствие внутренней связности разработок, ориентация больше на бумагу, чем на востребованный конечный результат. Стало ясно, что надо что-то кардинально менять в подходе к планированию работ. Решение, которое теперь кажется очевидным, было принято в 2005 году. Оно заключалось в переходе от ведомственного принципа формирования программы к проектно-ориентированному. Это было достаточно трудное решение, поскольку ведомства не хотели отходить от руля и лоббировали свои интересы.

Эффектом от перехода на новый принцип планирования стало уменьшение количества первичных проектов, повышение прозрачности и управляемости программы: убрали все преходящее, второстепенное, узковедомственное. В то же время, был выделен целый ряд приоритетных систем, имеющих общегородскую значимость. Все проекты разбили по трем направлениям. Первое — информатизация основ жизнедеятельности города: безопасность, ЖКХ, социальная сфера, здравоохранение, образование, культура. Отдельно отмечу оказание государственных услуг жителям и организациям — проект «Одно окно».

Второе направление — автоматизация административного управления. Здесь тоже есть какое-то количество приоритетных проектов. Например, в Москве впервые была создана мощная система, отслеживающая конкурсность госзакупок и регистрацию всех госконтрактов. Созданы система учета недвижимости, мониторинга развития генплана Москвы, городские градостроительный и земельный кадастры, а также ряд технологических систем, которые менее заметны со стороны, но необходимы для обеспечения каждодневных функций городских ведомств и организаций. В городе есть вертикаль управления — мэр, правительство Москвы, подчиненные им структуры. Поэтому создается единая система электронного документооборота Правительства Москвы, которая, прежде всего, обеспечивает функции контроля за исполнением на всех уровнях принятых решений.

Подписаться на новости Короткая ссылка