Разделы

ПО Телеком Интернет Цифровизация Импортонезависимость

10 простых шагов: как заменить Jira

Больше года как австралийская компания Atlassian перестала продавать новые лицензии российским пользователям продуктов Trello, Jira и Confluence. И год, как полностью прекратила работу с российскими компаниями. Однако еще до ее ухода с рынка на нем стали появляться новые игроки: российские аналоги платформ для управления проектами и разработкой. Как «переехать» с Jira и не потерять? Расскажем в 10 пунктах.

1
Выбираем вендоров-поставщиков отечественных аналогов
2
Проводим аудит собственных проектов, методологий и framework
3
Оцениваем потребности и формулируем запрос к продуктам
4
Анализируем коммерческие предложения и выбираем оптимальное решение для себя
5
Заключаем договор с поставщиком решений и устанавливаем ПО
6
Проводим обучение сотрудников
7
Миграция: готовим данные к импорту и «переезду»
8
Интеграция: встраиваем новую систему в ИТ-ландшафт компании
9
Адаптация: кастомизируем необходимый функционал под задачи компании
10
Расширение: начинаем развивать и использовать все возможности экосистемы
1 шаг

Выбираем вендоров-поставщиков отечественных аналогов

Среди тех, кто сегодня готов предложить замену Jira — «Ростелеком» («Ростелеком-ИТ»), «Яндекс», «Т1-консалтинг», «Турбо», «Битрикс». У каждой из них своя сильная экспертиза в технологиях, ИТ, связи, а также опыт разработки и запуска собственных проектов и продуктов. В начале 2024 года, по данным открытых источников и пресс-службы «Ростелекома», будет запущена система для управления командами, проектами и задачами «Яга» — экосистемы «Лукоморье». И, как описывают ее возможности создатели из «Ростелекома»: платформа целиком закроет задачи по управлению процессами предприятия, включая проектное, портфельное управление, управление спринтами, задачи контроля кода и учета трудозатрат. Как отмечают в профильном ведомстве — Минцифры — на момент ухода австралийской компании Atlassian с российского рынка на нем уже были игроки с отдельными решениями для управления задачами и разработкой, но полноценной «связки» аналога Jira и Confluence еще год назад не было. Спустя год «Ростелеком» и его «Яга» готовы закрыть эту потребность.

2 шаг

Проводим аудит собственных проектов, методологий и framework

До знакомства с возможностями продуктов-аналогов Jira важно провести аудит собственных проектов, а также методологий разработки, что используются внутри компании. Часто бывает, что «поломки» в процессах управления проектами и разработкой становятся видны благодаря необходимости, что-то поменять, как в случае с переносом данных. А до этого момента — «все как-то работает». При этом часть процессов оказываются в «серой зоне». Внутренний аудит до «переезда» помогает не только увидеть и выправить то, в чем сейчас есть затык, но и лучше сформулировать основной запрос к будущей системе, которой будет пользоваться команда. Аудит можно привести собственными силами, либо с привлечением сторонних специалистов, в том числе из числа компаний, предлагающих «переезд».

3 шаг

Оцениваем потребности и формулируем запрос к продуктам

У каждой компании-разработчика систем для управления проектами, задачами и разработкой — свои сильные стороны и свой подход к User Experience (пользовательскому опыту внутри их системы). Например, «Яга» отвечает за управление задачами и информационными статьями, она предназначена для управления проектами и предоставляет собой производственный конвейер разработки информационных систем — от генерации идей до управления установкой релизов и сопровождения. И, согласно видению всего процесса компанией «Ростелеком» «Яга» будет интегрироваться не только с продуктами «Ростелекома», но и продуктами и системами других вендоров. Кроме того, управление задачами «Яга» и база знаний «Кощей» интегрированы друг с другом в общем интерфейсе. А сама система — полностью кастомизируемый инструмент, расширенные опции уже в составе коробки нивелируют необходимость докупать плагины для основного и самого востребованного функционала. Для небольших команд и компаний есть упрощенная версия «Яги» — «Ёжка» — таск-трекер, подходящий для управления проектами небольших команд, ведения задач и отслеживания статусов.

4 шаг

Анализируем коммерческие предложения и выбираем оптимальное решение для себя

У части компаний, предлагающих замену Jira, есть лишь какая-то часть функционала популярного таск-трекера. У другой части — возможность использования только в облаке или только на базе собственных серверов компании-заказчика. Коммерческие предложения компаний-аналогов Jira, зачастую разбиты как раз по этому принципу: с оплатой за пользование облачной версией или On-premise. Платформа для учета задач «Ростелекома» представлена как в серверном, так и в облачном вариантах. Остается лишь выбрать то, что отвечает внутренним задачам. Так «Яга», к примеру, подойдет для управления проектами и создаст, в некотором смысле, производственный конвейер разработки информационных систем. А «Ежка» — станет удобным трекером для простого управления большим количеством задач. Кроме того, «Ежка» интуитивно понятна пользователям с любым уровнем осведомлённости в проектном управлении и не требует специальных навыков или обучения.

5 шаг

Заключаем договор с поставщиком решений и устанавливаем ПО

На этом этапе, после того как удалось определиться с поставщиком услуги, важно прописать все формальные стороны обслуживания и использования системы в договоре. Не бойтесь проговаривать свои ожидания от системы и потребности, с учетом собственных особенностей бизнеса. Как правило, все компании — поставщики решений — готовы к гибким переговорам и, если необходимо, кастомизируют под вас не только само решение, но и условия работы с ним.

6 шаг

Проводим обучение сотрудников

Российские аналоги Jira — это что-то похожее и понятное по интерфейсу. Так думают некоторые заказчики и ошибаются. Несмотря на то, что общая логика учета задач и методологии разработки в них действительно сохраняются, тем не менее, каждое отдельное решение и выглядит, и функционирует по-своему. До того, как начать активное использование системы важно провести внутреннее обучение сотрудников и предупредить их о переходе. Как правило компании-поставщики решений помогают в этом через собственное онлайн-обучение. Закладывайте на обучение не менее 2 недель, чтобы успеть отработать все возникшие у ваших команд и сотрудников вопросы.

7 шаг

Миграция: готовим данные к импорту и «переезду»

Как ни странно, это может оказаться одним из самых быстрых и простых шагов на всем этапе «переезда». Выберете проекты для экспорта, формат экспорта и сохраните файлы.

Полина Самсонова

директор центра компетенций цифровых продуктов «Ростелекома»

Наша команда имеет многолетний опыт и экспертизу в построении сложных систем управления проектами и создании собственных дополнений для продуктов Atlassian. Так мы пришли к созданию единой цифровой среды для ИТ-команд, владельцев продуктов и руководителей проектов под названием «Лукоморье». Она предназначена для автоматизированной разработки софта и включает в себя ряд продуктов, например, «Ягу» и «Ежку», которые уже в первом квартале 2024 года выходят на рынок.

8 шаг

Интеграция: встраиваем новую систему в ИТ-ландшафт компании

Начало пользования новой системой может потребовать некоторого времени для адаптации к ней уже после переезда. В моменте же: импортируйте данные, сопоставив поля из прошлого файла с выбранными внутри системы. Проверьте импортируемые данные.

Евгений Ардашев

директор центра компетенций по организации и развитию ИТ-производства «Ростелекома»

Наше подразделение специализируется на внедрении современных практик и инструментов в разработке ИТ-продуктов. Ключевые ИТ-продукты для нас — это решения для ведения задач в проектах. Как только мы получили возможность работать в «Яге», нам стало интересно изучить ее функционал.
Могу сказать, что «Яга» покрывает все ключевые потребности команд. Настройка проекта занимает считанные минуты, а интерфейс интуитивен, что обеспечивает легкий переход к работе с этим инструментом. На текущий момент все внутренние задачи моегоподразделения ведутся в Яге".

9 шаг

Адаптация: кастомизируем необходимый функционал под задачи компании

Иногда, даже воспользовавшись обучением и временем на пилотирование, часть задач и процессов становятся видимыми лишь после проверки в реальном времени, в условиях реальной загрузки компании. Как правило все разработчики систем-аналогов предлагают свои условия для внесения доработок. К примеру, «Яга» от «Ростелекома» полностью кастомизируемая система, благодаря чему, фактически любые исправления или доработки в функционале реализуются быстро, как собственными силами, так и с привлечением специалистов компании.

10 шаг

Расширение: начинаем развивать и использовать все возможности экосистемы

Интегрируйте инструменты из всей экосистемы импортазамещаемых продуктов в различные бизнес-процессы компании, чтобы видеть картину целиком и управлять процессами разработки и планирования эффективно и безопасно. Пример такой экосистемы продуктов — «Лукоморье» от «Ростелеком». «Лукоморье» — платформа с инструментами разработки полного жизненного цикла, которая предназначена для больших и средних ИТ-команд. Платформа служит единым окном для ИТ-разработчиков, в ней собраны основные методологии для полного цикла разработки. Инструменты и framework «Лукоморья» безопасны и учитывают особенности и вызовы в рамках импортозамещения ПО. Всего в составе «Лукоморья» запланировано к релизу около 50 компонентов. Центральное звено семейства продуктов «Лукоморья» — система управления задачами, замена Jira, «Яга».

erid:2SDnjcrfYyNРекламодатель: Публичное акционерное общество «Ростелеком»ИНН/ОГРН: 7707049388/1027700198767Сайт: rt.ru