Разделы

Цифровизация Инфраструктура Импортонезависимость

Импортозамещение сетевого оборудования: как не наступить на грабли

Импортозамещение в России продолжается с 2014 г. Реализация программы начиналась в основном с ПО, но после выхода постановлений правительства № 2013 и 2014 в прошлом году, импортозамещение напрямую затронуло сетевое оборудование. Спрос на российское железо показывает стабильный рост, перед компаниями встает вопрос — как строить надежные сети на базе отечественного железа. Разобраться в этом CNews помогли эксперты ИТ-компании КРОК.

Покупать российское

Импортозамещение общая стратегия страны, и, конечно, касается оно далеко не только сетевого и телекоммуникационного оборудования. С начала реализации программы достигнуты некоторые результаты: в ряде отраслей таких, как тяжелая, нефтегазовая и пищевая промышленность доля отечественной продукции выросла на 15–25%. Что касается сетевого оборудования, то с точки зрения регуляторики есть много нюансов.

«Единого закона об импортозамещении сетевого оборудования в нашей стране нет. Однако есть отдельные положения законов и постановления правительства РФ, несоблюдение которых влечет за собой ответственность за нарушения при закупках. Импортозамещение строится в основном вокруг регулирования именно вопросов закупок», — поясняет юрист ИТ-компании КРОК Евгений Архипов.

Госзаказы одни из наиболее эффективных и мощных инструментов для стимулирования производства отечественного оборудования. В РФ государство выступает в качестве активного и крупного закупщика. Основы импортозамещения в госзакупках закреплены в Федеральном законе № 44-ФЗ. Согласно ему, у нашей страны есть возможность наложить ограничения на импорт услуг и продукции для государственных нужд. В то же время регулятор признает, что импортозамещение не панацея, и не стоит импортозамещать абсолютно все.

Евгений Архипов: Есть отдельные положения законов и постановления правительства РФ, несоблюдение которых влечет за собой ответственность за нарушения при закупках

Правительство постановило

По словам Евгения Архипова, сегодня есть несколько основных постановлений правительства РФ, касающихся импортозамещения сетевого оборудования.

1. Постановления правительства РФ от 3 декабря 2020 года №2013 и №2014., регламентирующие минимальную обязательную долю закупок российских товаров.

2. Постановление правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878. Документ предусматривает создание Единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Это систематизированный перечень радиоэлектроники и телекоммуникационного оборудования, который публикуется и регулярно обновляется на сайте Минпромторга. Именно на него компаниям нужно ориентироваться при составлении тендерной документации, на его основе применяются ограничения и определяются условия допуска к госзакупкам. В августе в это постановление были внесены изменения постановлением правительства РФ от 28 августа 2021 г. № 1432, которое ввело правило «второй лишний» и утвердило Минпромторг в качестве согласующего органа, который будет утверждать обоснования невозможности госзаказчиками соблюсти запрет на закупку иностранной техники.

3. Постановление правительства РФ от 16.09.2016 N 925, в котором установлен приоритет товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Он выражается, например, в том, что при оценке тендерных заявок на поставку отечественных товаров в расчет берется цена, уменьшенная на 15% относительно фактически заявленной участником торгов. Для радиоэлектронной продукции цена уменьшается на 30%. Предполагается, что это даст преимущество поставщикам товаров российского производства.

Импортозамещение в законе

Наряду с постановлениями правительства импортозамещение опирается на законодательную базу. Так, в федеральном законе №44-ФЗ есть некоторые положения относительно закупок, которые устанавливают приоритет российских товаров (ч. 3 ст. 14; ч. 25 ст. 22; ст. 30.1). Также действуют несколько подзаконных актов при закупках в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

«Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ регулируют закупки продукции государственными органами и компаниями с государственным участием. Это государственные и окологосударственные структуры, госкомпании и госкорпорации, ГУПы и АО, в которых более 50% уставного капитала принадлежит государству, а также некоторыми другими организациями, рассказывает Евгений Архипов. Цель установить контроль государства за использованием бюджетных средств при госзакупках».

Таким образом, существует большой перечень заказчиков, которые осуществляют закупки по данным законам. Эти организации не могут свободно приобретать товары, продукцию и услуги, потому что они прямо или косвенно в той или иной степени финансируются из бюджета.

Единого закона об импортозамещении сетевого оборудования в нашей стране нет

Предпочтение отдается компании-поставщику, которая предложила наилучшие условия в тендере. Эти наилучшие условия определяются процедурой, которую предложил заказчик. Закупки вне конкурса осуществляются в очень ограниченных случаях. При этом Федеральный закон № 44-ФЗ строго регламентирует госзакупки, в то время как по Федеральному закону № 223-ФЗ заказчик имеет гораздо больше свободы.

«Согласно правилу, вступившему в силу с августа 2021 года, если в тендере присутствует хотя бы одна заявка с продуктами из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, то предложения продукции не из этого реестра даже не рассматриваются. В противном случае закупка может быть признана несостоявшейся, и может последовать штраф», — поясняет Евгений Архипов.

Контролирующую функцию выполняет Минпромторг. Иных наказаний за нарушение этих положений, касающихся импортозамещения, законодательством не предусматривается. Соблюдение этих положений в значительной степени зависит от конкретной компании. Некоторые заказчики считают приоритетными закупки именно российского оборудования и при закупках рассматривают его в первую очередь. Наиболее строгий подход к компаниям из «списка 91-р». Это акционерные общества с государственным участием, включенные в специальный перечень, утвержденный распоряжением правительства РФ от 23.01.2003 № 91-р.

Российская доля

«В постановлениях правительства РФ от 3 декабря 2020 года №2013 и №2014 определяется минимальная доля российских товаров, закупаемых в рамках Федеральных законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ соответственно. То есть, предприятия должны в течение года закупить определенный процент такой продукции. Причем для каждой категории товаров устанавливаются свой процент отечественных товаров. Каждый последующий год этот процент увеличивается: государство нацелено на постепенный рост доли продукции производства России», говорит Евгений Архипов.

Например, для категории «Средства связи, выполняющие роль систем коммутации», в 2021 г. целевой показатель составляет 44%, а в 2023 г. уже 49%. Компания-заказчик должна публиковать ежегодные отчеты о достижения установленной доли российской продукции при закупках, и если целевой показатель не достигнут указать причины.

Что в итоге?

Программа по импортозамещению в полной мере пока не выполнена, правительство периодически переносит сроки по отдельным направлениям и пересматривает условия. Создан реестр отечественного ПО, на него переводят госучреждения, образование, медицину и другие сферы. Развивается и производство аппаратного обеспечения, есть российские процессоры («Байкал», «Эльбрус»). Однако наша страна по-прежнему импортирует несопоставимо больше технологической продукции, чем экспортирует. Внутреннее производство развивается, но для некоторых импортных товарных позиций пока нет отечественных аналогов. Лишь российское ПО сейчас лидирует в госзакупках, на него приходится уже более половины объема.

Согласно представленным год назад данным Аналитического центра АНО «Консорциум «Телекоммуникационные технологии», в первом полугодии 2020 г. совокупный объем госзакупок телекоммуникационного оборудования в России составил 54,8 млрд, с ростом во втором квартале более чем на 25% (относительно первого квартала). Однако при этом доля отечественного телекоммуникационного оборудования в госзакупках не превышает 6%. Но, по прогнозам экспертов, это цифра будет постоянно расти.

«Судя по истории развития политики импортозамещения страны, процент закупаемого госкомпаниями российского оборудования будет увеличиваться с каждым годом, вплоть до 100% замещения», — считает директор департамента телекоммуникаций ИТ-компании КРОК Наталия Дьяконова. — Расширяются и категории замещаемых продуктов: от программного обеспечения до серверов, систем хранения данных и сетевого оборудования. Можно предположить, что в ближайшей перспективе продажи отечественного оборудования на российском рынке ожидает двукратный рост».

Наталия Дьяконова: Важный вопрос — не только надежность сетевого и телекоммуникационного оборудования, но и удобство работы с ним

Куда ставить российское?

Каждое новое постановление, ограничивающее применение иностранного оборудования, обсуждается заказчиками. В разных отраслях это чувствуется по-разному. Например, в энергетике эти вопросы обсуждают активнее, чем в финансовом секторе. Но в целом, компании по-прежнему закупают и зарубежное, и отечественное оборудование.

«Все зависит от того, где это оборудование используется. В критичной инфраструктуре предпочтительнее зарубежные решения. Если это ядро сети, сети ЦОД или другие критичные сегменты, то, как правило, применяется импортное оборудование. В менее критичных сегментах например, в сетях доступа можно установить российское оборудование», поясняет Наталия Дьяконова.

«Важный вопрос не только надежность сетевого и телекоммуникационного оборудования, но и удобство работы с ним, подчеркивает эксперт. У российских вендоров партнерские программы и экосистемы пока находятся в стадии формирования. Они еще не вышли на уровень зарубежных производителей, у которых есть своя партнерская программа, уровни партнерства, сертификация, поддержка».

Отечественные компании в самом начале этого пути. Выстроить работу с ними сложнее, чем с зарубежными поставщиками. Пока у российских вендоров не реализованы сертификационные программы, обучение. Но, по словам Наталии Дьяконовой, производители развиваются, и в горизонте ближайших двух лет ситуация может значительно улучшиться.

Важна не только надежность сетевого и телекоммуникационного оборудования, но и удобство работы с ним

Большинство ИТ-специалистов в компаниях-заказчиках имеют компетенции и опыт работы с зарубежным оборудованием, но в российской продукции привычные для них функции реализованы по-другому. Различаются интерфейсы и подходы к настройке. Некоторые устройства не предусматривают детальных логов, полноценного режима отладки. Специалистам приходится тратить время, чтобы разобраться, в чем дело.

«Пока, несмотря на наличие соответствующих российских продуктов, заказчики не всегда могут построить на них свои сети. Иногда спектр предложений недостаточно полон, или решение только вышло на рынок и еще только «обкатывается». Или часть поддерживаемых протоколов работает не так, как ожидается, отмечает Наталия Дьяконова. При сравнении с зарубежными аналогами часто выявляются такие нюансы, которые становятся определяющими при выборе вендора».

Однако есть и хорошие новости. Постепенно российские разработчики совершенствуют свои решения, дорабатывают их под требования заказчиков. «Чем шире такое оборудование будет использоваться, тем быстрее пойдет данный процесс, приближая отечественные продукты к решениям зарубежных вендоров. Рынок подталкивает производителей из России к созданию новых продуктов, расширению функциональности существующих, и каждым годом эта тенденция ускоряется», говорит Наталия Дьяконова.

Доверяй, но проверяй

«Если нужно построить сеть с QoS или какими-то специфическими протоколами, требуется интеграция с существующим оборудованием, то работоспособность такой сети необходимо проверять в лаборатории особенно, если это критичные сегменты сети. Как правило, заказчик приобретает комплекс оборудования. И это оборудование должно работать в системе, покрывая потребности заказчика, говорит Наталия Дьяконова. Лабораторное тестирование может сразу показать, какой протокол работает хорошо, а где есть нюансы и особенности. В последнем случае мы как интегратор можем пообщаться с поддержкой вендора и добиться устранения проблемы. Чтобы предоставить заказчику конечное решение, удовлетворяющее его бизнес-потребности, нужны широкая экспертиза, большой опыт работы с инфраструктурой и рычаги влияния на вендора».

У некоторых отечественных производителей нет всей линейки сетевого оборудования, и приходится комбинировать продукты разных вендоров. «Для нужд рядового заказчика оборудования отечественных производителей обычно достаточно. Но если к оборудованию предъявляются какие-то повышенные требования, то нужно искать решение на стыке отечественных и зарубежных производителей», продолжает Наталия Дьяконова.

Работоспособность сложной сети необходимо проверять в лаборатории

Каждая сеть индивидуальна, и для ее перевода на российское оборудование потребуется аудит сети и составление плана миграции. Она может осуществляться поэтапно. К примеру, в КРОК разработана собственная методика функционального тестирования оборудования. Она позволяет в лабораторных условиях собрать конфигурацию сети заказчика и протестировать ее, развернуть отдельные сегменты сети и проверить их сопряжение.

«Мы берем на тестирование у российских вендоров маршрутизаторы, коммутаторы, сетевые экраны, беспроводные точки доступа — весь спектр сетевых решений. В нашей лаборатории мы уже испытали больше полусотни моделей разных российских производителей и в процессе тестирования выработали собственную методику. Это функциональное тестирование, которое опирается на RFC и опыт наших сетевых инженеров», — поясняет Наталия Дьяконова.

Главная цель тестов в том, чтобы сымитировать ситуации отказов и высокой нагрузки, проверить функциональные возможности сетевых решений, необходимых большинству заказчиков. Лаборатория дает возможность проверить, что реальная функциональность оборудования соответствует заявленной.

«Иногда крайне сложно подобрать для зарубежных решений российские аналоги. Хотя все зависит от конкретного проекта, отечественные разработки не закрывают всего спектра зарубежных технологий. Уровень сервиса и поддержки, сроки устранения выявленных проблем у отечественных производителей также сильно различаются. Поэтому здесь так важен надежный ИТ-партнер, который возьмет на себя аудит существующей инфраструктуры, внедрение новых сетевых решений, а главное ответственность за конечный результат», заключает Наталия Дьяконова.

Сергей Орлов