Названы приоритеты Санкт-Петербурга в информатизации

ИТ в госсекторе
мобильная версия
, Текст: Михаил Иванов

CNews обратился за комментариями относительно текущих проектов по тематике развития ИКТ в Санкт-Петербурге в профильный Комитет по информатизации и связи. Предлагаем вашему вниманию предоставленные факты и описание текущих задач. Более подробно об этих и других актуальных направлениях вы сможете узнать из интервью с руководителем комитета Иваном Громовым, которое скоро будет опубликовано на нашем портале.

В Санкт-Петербурге реализовывается Концепция региональной информатизации, рассчитанная на период до 2018 г. Порядок и сроки реализации отдельных направлений Концепции будут установлены разрабатываемыми концепцией информатизации Санкт-Петербурга и Планом реализации этой Концепции.

В документе предложены основные принципы и единые подходы развития информационных технологий по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов федерации, в том числе, в образовании, здравоохранении, транспортной сфере, сфере обеспечения общественной безопасности и др.

Основные цели реализации Концепции - улучшение качества жизни граждан за счет использования ИКТ и повышение эффективности системы государственного управления.

Электронное правительство

Одним из самых актуальных направлений региональной информатизации по-прежнему является обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде. На сегодняшний день на Портале государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru) доступно более 190 электронных государственных услуг. Ежемесячно на портал обращаются порядка 7 000 заявителей. С начала 2015 г. подано более 65 тыс. электронных заявлений. Наибольшей популярностью на Портале пользуются услуги по записи на прием к врачу, зачислению в детский сад, регистрации брака и рождения.

Важным вопросом остается устранение необходимости подачи бумажных документов и сокращение личного взаимодействия заявителей с представителями органов власти, ответственными за предоставление услуг. Для решения данной проблемы на Портале осуществляется постепенное внедрение механизма доступа к электронным государственным услугам посредством авторизации пользователей в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), разработанной Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и предназначенной для авторизации и сохранности конфиденциальной пользовательской информации на различных ресурсах электронного правительства по всей России. При регистрации в ЕСИА граждане получают ключ простой электронной подписи, при этом заявления и иные документы, подписанные такой простой электронной подписью, признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе. Таким образом, заявления, принятые от заявителей, авторизованных в ЕСИА, должны быть приняты в работу равнозначно бумажному заявлению. В этом году все услуги социальной сферы, относящиеся к ведению Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и доступные на Портале, переводятся на формат обязательной авторизации в ЕСИА. На данный момент проводятся мероприятия по обучению специалистов органов власти, участвующих в предоставлении государственных услуг социальной сферы, работе с электронными заявлениями, поданными гражданами, зарегистрированными в ЕСИА. В 2016 г. планируется обеспечение доступа ко всем электронным услугам Портала посредством ЕСИА.

Планируется запуск нового сервиса по оплате жилищно-коммунальных услуг, который будет доступен для всех зарегистрированных в ЕСИА пользователей Портала. Ожидается, что сервис будет пользоваться большой популярностью, так как позволит гражданам сэкономить время и избавить их от необходимости «личного» взаимодействия с банковскими и жилищно-коммунальными структурами.

Кроме того, безусловно важной задачей является обеспечение активного использования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. И в данном направлении ведется активная работа. Так, например, государственная услуга по выдаче ордеров на производство работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, предполагает осуществление согласования документов с различными организациями. Однако в настоящее время при подаче электронного заявления на получение услуги участие заявителя в согласовании полностью исключено. Все взаимодействие между согласующими организациями осуществляется с использованием программного комплекса «Кабинет согласований». Заявитель подает электронное заявление через Портал, затем должностное лицо Государственной административно-технической инспекции посредством «Кабинета согласований» направляет укомплектованный пакет документов в различные организации для согласования проведения соответствующих работ. Ответы согласующих организаций обрабатываются автоматизировано и имеют юридическую значимость за счет использования всеми участниками процесса электронной подписи, что в значительной степени упрощает процесс предоставления государственной услуги.

Система управления транспортом

Еще одним важным городским проектом, который планируется реализовать в Санкт-Петербурге в ближайшее время, является создание Комплексной информационной системы управления городским пассажирским транспортом, которая с учетом созданных систем обеспечит единый подход к вопросам автоматизации транспорта Санкт-Петербурга. Система позволит оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта, в том числе, за счет данных пассажиропотоков, осуществлять оперативное управление общественным транспортом из единого центра управления, улучшить прогноз прибытия общественного транспорта на остановки, а также внедрить современные технологии оплаты проезда и т.д.

Также запланированы мероприятия по созданию условий использования городского общественного транспорта людьми с ограниченными возможностями, в том числе, за счет внедрения информационных технологий информирующих пассажиров о прибытии транспорта, направлении его движения и позволяющих водителю обеспечить безопасную посадку и высадку пассажиров указанных групп из транспортного средства.

Безопасный город

Концепция построения и развития АПК «Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 03.12.2014 №2246-р, стала единым регламентирующим документом для всех регионов России. В Санкт-Петербурге работа в этом направлении длительное время успешно ведется в рамках действующих информационных систем, в частности в Автоматизированной информационной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее - АИС ОБЖ). Система АИС ОБЖ органично вписывается в требования Концепции АПК «Безопасный город» и объединяет множество систем и служб, которые отвечают за безопасность петербуржцев.

В 2015-2017 гг. планируется осуществить проектирование и построение ГИС АПК «Безопасный город», с которой потом будут интегрироваться существующие и перспективные информационные системы - составляющие АПК «Безопасный город». Также постоянно производится работа по увеличению покрытия территории города системами видеонаблюдения, оповещения населения, системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры.

Аналогичные системы есть во многих регионах Российской Федерации. Ведется постоянная работа и обмен опытом с коллегами из других регионов по вопросам организации безопасности населения.

Городская система видеонаблюдения на сегодняшний день насчитывает более 10 000 камер видеонаблюдения, 120 терминалов экстренного вызова полиции «Гражданин-Полиция» и охватывает 15 районов Петербурга.

В 2015 г. запущен пилотный проект реализации видеонаблюдения как сервисной услуги, который предусматривает оказание телекоммуникационных услуг по передаче видеоизображений с территории Калининского, Курортного и Фрунзенского, а также Выборгского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга от 12 202 видеокамер.

Дополнительно в 2015 г. планируется реализовать проект по передаче видеоизображений с более чем с 500 видеокамер Приморского района в Центр обработки и хранения данных АИС ОБЖ. Это значит, что к концу текущего года все районы Санкт-Петербурга войдут в городскую систему видеонаблюдения, а общее количество видеокамер превысит 15 000.

При установке современных систем видеонаблюдения применяются высокотехнологичные видеокамеры с возможностью реализации интеллектуальных алгоритмов обработки видеоизображения, которые помогают организовать работы по оперативному реагированию городских служб экстренной помощи.

В систему мониторинга объектов социальной инфраструктуры интегрированы практически все объекты социальной инфраструктуры Петербурга – это более 6000 объектов. В систему поступают сигналы от тревожных кнопок, охранных и пожарных сигнализаций, расположенных на городских объектах социальной инфраструктуры. Все принимаемые в автоматическом режиме сигналы проходят предварительную фильтрацию на предмет ложных вызовов и проверки работоспособности систем, информация обрабатывается и направляется в адрес соответствующей реагирующей структуры в электронном виде, что позволяет минимизировать отправление извещений по ложным срабатываниям в экстренные службы.

Отдельно стоит сказать о Службе 004, которая принимает, регистрирует и перенаправляет в ответственные городские службы неэкстренные обращения граждан, в частности – по линии ЖКХ. При этом Служба 004 контролирует исполнение каждого обращения, что практически всегда гарантирует успешное решение проблемы. За 2014 г. Центром 004 принято более 800 000 обращений, с начала 2015 г. принято уже порядка 450 000 звонков, из них по линии ЖКХ – более 130 000, то есть фактически каждый третий звонок.

С 2013 г. оператором Городской автоматизированной системы «Фиксация нарушений ПДД и контроль оплаты штрафов» является СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр». До 2015 г. в развитии ГАС ФН ПДД приоритетным направлением был контроль нарушений скоростного режима, в связи с чем на ключевых городских магистралях устанавливались рубежи фиксации нарушений скоростного режима. В 2015 г. началась активная работа по обеспечению фиксации иных нарушений ПДД, например, фиксация нарушений правил проезда перекрестков, железнодорожных переездов, фиксация нарушений правил движения по полосе, выделенной для движения маршрутных транспортных средств и ряда других нарушений.