Интервью

Российская разработка: система мониторинга становится ситуационным центром

Интеграция Инфраструктура
мобильная версия
, Текст: Наталья Рудычева

Эффективное управление ИТ-инфраструктурой – одна из базовых задач любой организации и обычно решается с помощью OSS (operation support system, система поддержки операционной деятельности), использование которой зачастую сопровождается ставшими уже классическими проблемами. Помодульное внедрение решений не приносит ожидаемого эффекта в управлении ИТ-инфраструктурой организации. Решения от вендоров оборудования работают корректно только с одноименной аппаратурой, а у большинства предприятий производители представлены во всем разнообразии. «Универсальные» решения зарубежных поставщиков не всегда учитывают все возможности интеграции. Одновременно набирает ход импортозамещение. Российский разработчик «Инити» представил собственное комплексное OSS-решение, готовое к гибкой интеграции с любым оборудованием и внешними системами, фактически систему для построения полноценного ситуационного центра. О возможностях продукта и тенденциях рынка OSS рассказывают директор по развитию бизнеса «Инити» Андрей Учамприн и технический директор компании Сергей Дударек.

CNews: Кто выступает в качестве заказчиков и пользователей систем OSS?

Андрей Учамприн: Глобально каждый из нас так или иначе является действующим или потенциальным пользователем систем мониторинга либо на производстве, либо в быту. Бесспорно, в настоящее время основными потребителями систем OSS являются операторы связи и крупный бизнес, у которого есть развитая ИТ- и телекоммуникационная инфраструктура. Это объясняется исторической связью разработки OSS-приложений для потребностей сервис-провайдеров, так как они быстрее остальных росли и развивались, с точки зрения количества оборудования и используемых технологий. Как следствие, им пришлось одним из первых решать задачу по управлению и мониторингу ИТ-инфраструктуры. Со временем с аналогичными проблемами столкнулись предприятия и из других отраслей. На данный момент, помимо телекоммуникационного, у нас есть клиенты и из других сегментов бизнеса, поскольку ни одно из современных предприятий не может функционировать без ИТ-инфраструктуры, а ИТ-инфраструктурой нужно управлять и отслеживать ее состояние.

CNews: Что из себя представляют решения класса OSS? Каким функционалом они располагают?

Андрей Учамприн: ИТ-инфраструктура постоянно усложняется. Весь этот регулярно меняющийся и растущий вычислительный комплекс, комплекс сетей связи и систем жизнеобеспечения необходимо поддерживать и обслуживать. Без средств автоматизации решить эту задачу невозможно, так как человеческие ресурсы, как правило, ограничены. Средством автоматизации ручного труда, в данном случае, являются системы операционной поддержки. Эта аббревиатура объединяет несколько подклассов систем, включая мониторинг (Fault Management), сбор и анализ производительности (Performance Management), медиацию (сбор данных от разнородного оборудования и приведение их к общему виду), SIEM (Security Information and Event Management) сбор и обработка данных от средств информационной безопасности и ряд других систем.

Андрей Учамприн: Мы разрабатывали продукт INITI SOLO как единую платформу для построения ситуационных центров заказчиков

Системы OSS, как правило, не живут в замкнутом мире. Они взаимодействуют с разного рода аналитическими решениями класса, например BI, для того чтобы дать сводную картину того, как функционирование ИТ или телекома, или обеспечивающей инфраструктуры сказывается на конкретном бизнес-процессе. Эти решения показывают, что именно необходимо изменить в инфраструктуре, чтобы оптимизировать деятельность предприятия, и помогают оценить, насколько качественные услуги оказаны конечному потребителю.

Сергей Дударек: Несмотря на то что формально системы OSS по функциональному признаку делятся на ряд подклассов, наша практика показывает, что внедрение того или иного модуля отдельно от остальных не приносит желаемого эффекта. Недостаточно, например, осуществлять только мониторинг вычислительных систем ЦОД. Неисправности систем гарантированного питания или релейной защиты, которые напрямую не имеют отношения к компонентам ЦОД, могут привести к отказу большого количества оборудования. Заказчики заинтересованы в том, чтобы видеть первопричины подобного рода сбоев и нуждаются в комплексной оценке процессов единой ресурсно-сервисной модели инфраструктуры. Именно поэтому мы предлагаем не просто систему мониторинга, а комбинированное решение, закрывающее весь функционал OSS-стека – решение для построения полноценного ситуационного центра.

CNews: Какие продукты компании «Инити» сейчас представлены на рынке?

Сергей Дударек: Заказчикам предлагается два продукта. Первый – ALL2SNMP – решает задачи медиации, то есть консолидирует данные от разрозненных и неструктурированных систем, приводит их к единому нормализованному виду. И уже структурированные данные могут быть использованы вышестоящей системой мониторинга или иной информационной системой. Второй продукт, который сейчас наиболее востребован на рынке, INITI SOLO – это и есть упомянутая ранее комплексная система, которая содержит модули Fault Management, Performance Management, Asset Management, SIEM. Также, в разработке находится функционал техподдержки (Help Desk) – учет ресурсов (NRI). INITI SOLO является уникальным продуктом не только для российского рынка OSS, но и для зарубежного, поскольку весь перечисленный функционал реализуется на единой платформе. Подобный подход позволяет максимально объективно и комплексно оценивать состояние любой инфраструктуры, будь то ИТ или технологическое оборудование, анализ уязвимостей в банковских транзакциях или отслеживание состояния конечного ИТ-сервиса. Только такой подход позволяет оценивать взаимное влияние технологических доменов друг на друга.

CNews: Продукты каких еще вендоров, иностранных и отечественных, представлены на рынке?

Сергей Дударек: Большинство компаний – производителей оборудования стремятся иметь в своем портфеле продукт, который позволяет администрировать и осуществлять мониторинг их аппаратных решений. В большинстве случаев подобные системы корректно работают только с оборудованием того же вендора. Однако у известных западных производителей существует класс «универсальных» решений. Из компаний, широко представленных в России, я бы выделил EMC, IBM, CA (Computer Associates). Отечественные производители также имеют некоторые разработки, не уступающие западным в плане универсальности, технологий поиска первопричины сбоя и возможности визуализировать информацию. Например,продукты Naumen хорошо зарекомендовали себя в части решений Service Desk.

Сергей Дударек: INITI SOLO – это комплексная система, которая содержит модули Fault Management, Performance Management, Asset Management, SIEM

Андрей Учамприн: Следует отметить, что в последнее время все чаще на ИТ-рынке можно услышать идею использовать какую-либо западную разработку, дополнить ее функционально незначимым модулем, а затем продавать под своим именем как российское решение. Мы категорически не приемлем подобную концепцию, поскольку в этом случае становится невозможным реализовать свои собственные идеи, основанные на накопленном опыте.

CNews: Есть ли необходимость добавлять функционал интеграции с решениями конкурентов?

Андрей Учамприн: Мы разрабатывали продукт INITI SOLO как единую платформу для построения ситуационных центров заказчиков. Функциональность гибкой интеграции, как с оборудованием напрямую, так и с внешними системами, заложена изначально.

CNews: Насколько велика библиотека модулей для интеграции с различными технологиями и устройствами?

Сергей Дударек: Список поддерживаемого оборудования достаточно большой и постоянно расширяется. Следует отметить, что наша система изначально проектировалась как максимально открытая для пользователя с точки зрения доработки коллекторов или методов сбора и представления данных. Закрыто только ядро системы, всю остальную «обвязку» пользователь может делать сам, начиная от разработки новых библиотек для связи с устройствами и заканчивая средствами визуализации и представления информации. Кроме того, мы постарались создать максимально интуитивно понятную систему, и множество настроек происходит непосредственно в графическом интерфейсе пользователя.

CNews: Как правило, иностранные вендоры продают системы OSS в связке с решениями BSS (Business Support Systems), которые обеспечивают бизнес-процессы заказчиков, в частности поддержку телекоммуникационных услуг конечным пользователям. Предусмотрен ли функционал BSS в продуктах «Инити»?

Андрей Учамприн: Мы максимально сфокусированы на реализации функционала OSS. Что же касается части BSS – у нас есть партнерские отношения с рядом российских производителей BSS-решений. Например, мы сотрудничаем с компанией «Аргус» (один из ведущих производителей систем NRI и Trouble Ticketing). Вместе мы можем реализовать своего рода технологический консорциум, который способен предоставить весь необходимый сервис в разрезе OSS/BSS.


Сергей Дударек: INITI SOLO изначально проектировалась как максимально открытая для пользователя с точки зрения доработки коллекторов или методов сбора и представления данных



CNews: Почему вы решили сфокусироваться только на OSS, в то время как западные коллеги предпочитают комплексно покрывать все потребности?

Андрей Учамприн: По нашему мнению, иностранные компании шли по пути интеграции различных продуктов. Как правило, вендоры покупали различные информационные системы, а затем интегрировали их между собой, наращивая функционал. В следствие чего полнофункциональные решения предлагаются только c формальной точки зрения. На практике, различные модули не всегда полностью интегрированы. А в некоторых случаях они даже дублируют функции друг друга, поскольку физически это разные решения. В нашем же случае была создана универсальная платформа обработки событий, универсальный механизм обмена данными между модулями системы. Нам остается только наращивать тот или иной функционал.

CNews: Как кризис отразился на рынке OSS?

Андрей Учамприн: Рынок явно начал меняться. Заказчики постепенно отказываются от тяжелых и негибких решений. На первый план выходят максимально легко и быстро адаптируемые. Большинство существующих систем разрабатывались в начале 2000-х годов, а, возможно, и раньше. На тот момент ИТ и телеком-инфраструктура кардинально отличались от современных. И, как следствие, к OSS системам предъявлялись совершенно иные требования. Все современные тенденции рынка – большие данные, облачные вычисления, «интернет вещей», мобильные платформы, переход на программно-определяемые ЦОД – оказали на OSS самое непосредственное влияние. Заказчики прекрасно это понимают и делают выбор в пользу современных систем.

CNews: Вступило в силу новое законодательство о российском ПО, согласно которому госсектор должен отказаться от импортных программных продуктов, если есть отечественные аналоги. Планируете ли вы зарегистрироваться в реестре российского ПО?

Андрей Учамприн: Мы действительно наблюдаем тенденцию повышения интереса к нашим разработкам. В том числе, получено несколько запросов от заказчиков, связанных с необходимостью выполнить замещение систем иностранного производства. Что же касается регистрации в реестре отечественного ПО, то мы уже подали соответствующую заявку.

CNews: Какова планы по развитию вашей системы OSS?

Андрей Учамприн: В 2016 году мы планируем расширить функционал нашей системы за счет выхода нескольких новых модулей. Сейчас разрабатывается новая версия интерфейса. Система мониторинга будет интегрирована со средствами дополненной реальности, что позволит в понятной форме визуализировать данные для конечной службы поддержки заказчика. Реализуются планы по внедрению модуля предсказания сбоев и анализа рисков, который за счет математических алгоритмов сможет осуществлять прогнозирование событий. Также идет разработка облачной версии наших продуктов для малых предприятий и частных лиц.

Павел Лебедев