Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Наталья Быстрова, Нетрика: ГИС «СОЛО» выросла от системы в сфере образования до платформы региона 

В Ленобласти в 2020 г. в разгар пандемии коронавируса все школы региона перешли на работу в государственной информационной системе «Современное образование Ленинградской области» (СОЛО). На площадке можно подать заявление о приеме ребенка в детский сад и школу, отслеживать его оценки, записывать на секции и кружки. 

Наталья БыстроваНетрика

Разработка ГИС «СОЛО» стала важным шагом в создании единой информационной среды для всех участников образовательной экосистемы 47-го региона: учащихся, их родителей, педагогов и представителей органов управления. Заказчиком государственной информационной системы «СОЛО» выступил Комитет цифрового развития Ленинградской области в лице ГКУ ЛО «Оператор электронного правительства».

Функциональным заказчиком выступает комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, который формирует запросы по цифровизации образовательных услуг, сопровождает разработки и оказывает помощь в формировании бизнес-процессов новых подсистем и модулей.

Как за два года изменилась ГИС «СОЛО» CNews рассказала Наталья Быстрова, руководитель проекта направления «Образование» ИТ-компании «Нетрика».

«Технологии должны работать на педагога»

CNews: Расскажите, как родилась идея создать государственную информационную систему «Современное образование Ленинградской области»?

Наталья Быстрова: Учителю всегда следует быть хоть на полшага, но впереди ученика – и помочь педагогу должны технологии. Какие проблемы в его работе обязана решать такая система? Учитель разослал информацию, а в ответ ему — десятки вопросов. В идеале обмен сведениями должен проходить без его личного участия, например, с помощью робота-помощника.

Много времени у педагога отнимают совещания и собрания – значит, учителю должен помогать интерактивный методический помощник, будь то «живой» тьютор, консультант или робот. Речь не идет о полном исключении офлайн-встреч, однако в 80% случаев присутствие педагога не требуется. Ну, а интересное внеурочное мероприятие учитель должен находить не после часовых поисков, а нажав пару кнопок.

При этом школьная ИТ-система должна быть удобной для пользования, не требовать лишних технических действий.

CNews: Этот подход лег в основу ГИС «СОЛО»?

Наталья Быстрова: Да. К тому же в Ленинградской области 5 лет назад была сформирована концепция образовательной системы, где ключевой составляющей стало решение запросов от разных групп пользователей – органов власти всех уровней, руководителей и сотрудников образовательных организаций, обучающихся и их родителей. Но началась ГИС в 2014 г. с АИС «Электронный детский сад». Создать ее было решено после жалоб жителей таких густонаселенных районов как Кудрово и Мурино на то, что подать заявление в детсад или школу стало настоящей проблемой. Затем создали сервис профориентации для школьников, потом появился электронный журнал — и в итоге система разрослась.

Наталья Быстрова, Нетрика: В 2022 г. число пользователей ГИС «СОЛО» достигло 500 тыс. человек

В 2019 г. «СОЛО» включили в региональный реестр государственных информационных систем, а в феврале 2020 г. запустили в эксплуатацию – как раз перед тем, как началась пандемия и массовый переход на дистанционное образование. Сейчас в нее встроены 15 подсистем и 11 модулей, работают больше сотни интеграционных решений внутри системы и с внешними источниками (OАuth 2.0/OPEN ID Connect, обмен данными по протоколу SOAP в формате XML с автоматической передачей данных и документов, использование REST-сервисов).

CNews: Какие сервисы сейчас доступны пользователям?

Наталья Быстрова: Запись в детский сад или школу, на конкурсы, на образовательные, культурные и спортивные мероприятия, электронный дневник, профориентационное тестирование, подбор вакансии, практики, организация летней занятости, бронирование туристических поездок по социальному сертификату. Для преподавателей – запись на аттестацию, мониторинги.

Например, я – выпускник, которому надо определиться с будущей профессией. Мы находим модуль профориентации, где есть все – от тестирования до выбора индивидуальной траектории развития. Тут можно изучить, какие навыки, компетенции и личностные качества необходимо развить для той или иной специальности, подобрать кружки, курсы, посмотреть техникумы или вузы, и даже подать документы для поступления в техникум. Можно задать вопрос, востребована ли вакансия в регионе. Или я — мама ребенка, которого нужно заранее записать в детский сад или в первый класс. Я — учитель, которому нужно пройти аттестацию. Или же я могу не иметь отношения ни к школе, ни к вузу, но хочу записаться на кружок по классу игры на гитаре. Все это можно сделать через ГИС.

CNews: А детям удобно взаимодействовать с системой?

Наталья Быстрова: У школьников разный уровень социального интеллекта — бывает, у ребенка есть вопросы, но ему сложно их задать. Или же, наоборот, он спрашивает всех, встречающихся на его пути. Мы провели опрос 20 тыс. обучающихся 7-10 классов. Вопреки изначальной гипотезе, что дети не будут «общаться» с системой, более 43% сказали, что изначально зададут вопрос именно ей.

Кстати, у родителя и ребенка – отдельные учетные записи, но при этом мать или отец могут получить доступ к его домашним заданиям и электронному дневнику. Если школьнику меньше 14 лет, записывать его на кружки, туристические поездки и курсы может только родитель.

Родители также могут следить за рейтингом ребенка — система показывает даже, завышены они или занижены. Работает это так: у каждой отметки есть свой весовой коэффициент, и он выше у «четверки» за контрольную работу, чем у «четверки» за ответ на уроке. У ученика формируется средний балл, и система может отреагировать, если за ответы на уроке он всегда получает «тройки», а за контрольные – «пятерки».

«У родителя и ребенка – разные учетные записи»

CNews: Какие возможности развития заложены в системе?

Наталья Быстрова: В системе отлажено взаимодействие с разными уровнями: от муниципального до федерального. Так, среди участников проекта – региональные комитеты по образованию, молодежной политике, культуре, спорту, труду и занятости населения. Есть и интеграция федеральных госуслуг в региональные услуги/суперсервисы, и возможность реализации проектов на уровне организации (например, для формирования программ, событий, приема заявок, проведения мероприятий, передачи информации о победителях). Подключены к системе и работодатели – бизнес, НКО и различные ассоциации.

Модульный формат системы позволяет без труда подключить любой новый прикладной сервис. При этом они могут «сообщаться» друг с другом, так как есть автоматическая передача сведений о ребенке из одной системы в другую по целевому запросу. Есть также непрерывное обновление данных при переходах между уровнями образования и организациями, формирование и сохранение цифрового профиля.

До 2024 г. ГИС «СОЛО» планируется трансформировать в платформу Ленинградской области с межведомственными ГИС по сферам (образование, культура, спорт, молодежная политика).

CNews: Как обеспечивалась защита данных при запуске и работе системы?

Наталья Быстрова: Все сведения и справочники надежно хранятся в центре обработки данных, за который отвечает Оператор электронного правительства Ленинградской области. Определение класса защищенности ГИС СОЛО проведено Оператором в 2019 году в соответствии с Приказами ФСТЭК России № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах». На основании классификационных характеристик ГИС «СОЛО» был присвоен класс защищенности – К2.

У каждой учетной записи есть ограниченное количество доступов – 10-15. После запуска закрытых контуров, доступ к страницам системы, отражающим персональные данные, предусмотрен только с компьютера, прошедшего аттестацию.

CNews: Какие услуги пользуются большей популярностью?

Наталья Быстрова: Сейчас все школы Ленобласти работают с ГИС «СОЛО». К системе подключено больше 3 тыс. организаций, а количество пользователей в 2022 г. достигло 500 тыс. человек. Лидирует, конечно «Электронная школа», потому что в дневник пользователи заходят и по пять раз в день.

CNews: К кому пользователи могут обратиться, если у них возникнут вопросы?

Наталья Быстрова: Мы подробно объясняли, как пользоваться системой, в период ее опытной эксплуатации – когда ГИС только внедрялась в школы. В 2020 г. в самый разгар пандемии мы в режиме ВКС обучили около 17 тыс. педагогов Ленобласти.

Кроме того, у нас регулярно выходят обновленные методические материалы, создана каскадная модель техподдержки. Есть региональный координатор системы, и в каждой организации, будь то школа или комитет, есть свой координатор, умеющий с ней работать. Если у учителя или родителя возник вопрос, он может обратиться за помощью к школьному координатору.

erid:Pb3XmBtzt7LQnty1HQeCpG6ZtCDonYqEsmRHYsJРекламодатель: ООО «Нетрика»ИНН/ОГРН: 7842388475/1089847251647Сайт: https://netrika.ru/

Интервью обзора