Спецпроекты

На страницу обзора
Александр Зиновьев, «СберСервис»: Для выхода на новые рынки ИТ-компании применяют новые для себя бизнес-модели

С развитием российского рынка меняется спрос на ИТ-сервисы, которые становятся более востребованными как в сегменте крупных корпораций, так и у предприятий среднего и малого бизнеса. У сегмента МСБ (малого и среднего бизнеса) есть своя специфика, которую нужно учитывать при создании для них сервисных продуктов. В чем основные отличия предпочтений МСБ от «Enterprise» в плане сервисных потребностей, какие варианты предложений актуальны для освоения нового сегмента и почему для этого поставщику решений приходится существенно менять собственные бизнес-процессы? На эти и другие вопросы CNews отвечает Александр Зиновьев, ИТ-директор компании «СберСервис».

Александр Зиновьев«СберСервис»

Российским компаниям тяжело дается работа в качестве вендора

CNews: Какой тренд в российском ИТ вы рассматриваете как главный на данный момент?

Александр Зиновьев: Основной тренд – масштабный отказ от использования программных продуктов западных вендоров. В ряде случаев это приводит к активному использованию opensource-решений, так как зрелые российские продукты на данный момент есть только в некоторых нишах, количество которых ограничено.

Замечу, что российским компаниям тяжело дается работа в качестве вендора. Западные компании соответствующую культуру нарабатывали десятилетиями, а новые российские производители ПО пока не выстроили устойчивые правила игры, процессы взаимодействия и партнерские сети. Процесс создания российских продуктов и их проникновение на рынок пока идет медленно и тяжело, далеко не все обладают необходимой функциональностью и проверенной на масштабе стабильностью, но за ними – будущее.

Александр Зиновьев, «СберСервис»: Мы изучаем потребности в решении ИТ-задач в различных отраслях и создаем для них типовые продукты с несколькими опциями

CNews: Какие технологии, на ваш взгляд, влияют на будущее рынка?

Александр Зиновьев: Заметным фокусом крупнейших технологических компаний, включая российские, являются нейросети для генерации текстового графического контента (ChatGPT, GigaChat и множество аналогов). На них уже сейчас строятся решения, которые начинают проникать в бизнес, в некоторых областях предлагают компаниям новые бизнес-модели. Такие инструменты уже позволяют существенно сократить расходы там, где есть типовые коммуникации, требуются ответы на стандартные вопросы и т.д. В нашей компании мы начинаем их использовать в некритичных бизнес-процессах, например, в инструментах внутренних коммуникаций, для упрощения процедур учета и как подсказчик при написании кода.

CNews: Готов ли бизнес перейти на импортозамещающие российские аналоги?

Александр Зиновьев: Импортозамещение идет медленно не только из-за ухода западных вендоров, но и из-за критического дефицита ИТ-специалистов практически во всех областях. Если подробно останавливаться на внедрении отечественного ПО, я бы выделил три категории клиентов. Первые лояльны к российским продуктам, апробируют их для своей инфраструктуры и, возможно, что-то уже успели успешно внедрить. Вторые более консервативны и продолжают использовать западные решения в защищенном контуре, но из-за требований регуляторов активно пилотируют российские аналоги, иногда помогая отечественным вендорам, инвестируя в ускорении их роста. Третьи ожидают дальнейшего развития российских продуктов, но на данный момент не готовы переводить на импортозамещенные решения не только систем классов Business critical и Mission critical, но и уровня Business operational.

CNews: Какие еще тенденции на ИТ-рынке вы видите?

Александр Зиновьев: Спрос растет не только на внедрение российский ИТ-систем, интерес к аутсорсингу функций, использованию облачных защищенных платформ также растет. Основная точка роста сегмент предприятий МСБ. Около трех лет назад мы решили также выйти на этот рынок.

Раньше «СберСервис» был ориентирован исключительно на крупных клиентов – прежде всего, на обслуживание ИТ-оборудования группы Сбер, а также другие компании федерального масштаба. При такой организации бизнеса энтропия была низкой: можно было примерно оценить, какой объем заявок появится в том или ином регионе, и заранее подготовиться к такой ситуации, «подтянув» нужные ресурсы. Сегмент МСБ совершенно другой, чем знакомый нам «enterprise», поэтому мы изучили его и создали «СервисПлейс».

Мы ищем задачи, которые заказчик сможет «уволить»

CNews: Что это такое «СервисПлейс»?

Александр Зиновьев: «СервисПлейс» по аналогии с маркетплейсом – это площадка, где можно приобрести готовые наборы преднастроенных ИТ-услуг или ИТ-функции целиком по фиксированным ценам и оптимизированных под вашу индустрию. Мы изучаем потребности в решении ИТ-задач в различных отраслях и создаем для них типовые продукты с несколькими опциями. Наша команда активно использует общепринятые в продуктовом бизнесе подходы growth hacking и jobs-to-be-done, смысл которых заключается в построении процесса постоянной быстрой проверки гипотез и исследовании задач клиента, которые мы можем «забрать» у клиента.

При проектировании сервисов мы изучаем практические задачи обслуживания и развития ИТ-сервисов, стоящих перед предприятиями МСБ. Мы ищем задачи, которые заказчик сможет «уволить», то есть переключиться с ранее используемого способа их решения на новый. На основании этого знания мы проектируем сервисные продукты для предприятий МСБ и понимаем, какие из них можно масштабировать и вывести на рынок.

CNews: Как вы пришли к созданию «СервисПлейс»?

Александр Зиновьев: Мы начали анализировать рынок, смотреть на особенности задач в области ИТ, стоящих перед малыми и средними предприятиями. Также важна разница в подходах к решению бизнес-задач. Например, скорость принятия решений у предприятий МСБ существенно выше: путь от лида до оплаты типовой услуги в среднем занимает 3-5 дней, в то время как для крупного бизнеса характерное время для этого процесса составляет от полугода до года. Для работы в таких условиях «СберСервису» пришлось существенно перестроить собственные внутренние бизнес-процессы, чтобы ни на сотую долю процента не снизить уровень сервиса основного бизнеса и соответствовать ожиданиям нового сегмента клиентов.

У МСБ совершенно иной взгляд на ИТ-услуги, чем у крупного бизнеса. По сути, для этого сегмента мы стали вендором сервисных продуктов, которые состоят из сочетания ИТ-услуг в виде фиксированных тарифных планов и ИТ-оборудования. Из аутсорсинговой компании мы превратились в продуктовый бизнес в области ИТ, пройдя сложный путь трансформации процессов, платформ и приобретения новых организационных навыков.

CNews: Кто основной клиент новой платформы?

Александр Зиновьев: Предприятия среднего и малого бизнеса, которые хотят оптимизировать свои затраты на ИТ, а также крупные клиенты, которые готовы передать нам непрофильную для них затратную ИТ-функцию. У заказчиков в сегменте МСБ подход простой: они хотят или тот же уровень сервиса с сохранением качества – за меньшие деньги, или за те же деньги, но получить качество лучше, чем раньше.

Весь российский бизнес заинтересован в оптимизации затрат на инфраструктуру

CNews: Расскажите о продуктах «СервисПлейс» для решения бизнес-задач.

Александр Зиновьев: Мы оптимизируем сервисные продукты с учетом отраслевой специфики, а также реальных потребностей предприятий МСБ. Весь российский бизнес заинтересован в оптимизации затрат на инфраструктуру, но для МСБ эта задача особенно важна, поскольку многие из них пользовались зарубежными облачными ИТ-системами, а ресурсов для дорогостоящих внедрений и найма узкоспециализированных ИТ-специалистов у них не хватает.

Приведу примеры. Предположим, вы хотите открыть торговую точку или расширить свою сеть в новом для вас регионе. Для этого вы заходите на «СервисПлейс», в конструкторе выбираете нужные сервисы, указываете некоторые дополнительные параметры – например, количество торговых точек и желаемое количество онлайн-касс – после чего получаете сформированное предложение по фиксированной цене и проводите оплату. После оплаты наш клиент-менеджер договаривается о деталях доставки и установки, а инженер приезжает с нужным ИТ-оборудованием (в данном случае, например, набор должен включать онлайн-кассу, фискальный накопитель, ноутбук с базовым ПО), все устанавливает/запускает/настраивает, и можно приступать к продажам.

Пример продукта для работающего бизнеса – «План-Б», обеспечивает подстраховку предприятий МСБ. В компаниях, где всего работает не более 50-100 человек, ИТ может быть представлен одним сотрудником, который в ответственный момент может просто не выйти на связь, в результате вполне реальной становится опасность остановки всего бизнеса или отдельных бизнес-функций. В рамках тарифа «План-Б» компания оплачивает только постановку на сервис, а также минимальную абонентскую плату, чтобы мы понимаем происходящее в их ИТ-инфраструктуре, и были готовы подстраховать в период отсутствия ИТ-специалиста или сезонный всплеск ИТ-задач.

Сейчас все больше компаний научились считать деньги и риски и понимают, что им будет лучше – проще и дешевле с учетом минимизации рисков – вместо таких «одиночных сотрудников» пользоваться нашими сервисами для поддержки ИТ. Это особенно актуально, когда сложность ИТ постоянно растет и 1-2 системных администратора физически не могут одинаково хорошо разбираться и в операционных системах Linux, Windows и в базах данных, и в сетях и еще десятках узких специальностей. Держать такой штат компании не рационально, так как нужны они довольно редко, кроме того, хороший специалист без интересных задач долго «сидеть» у них не будет.

CNews: Как вы планируете развивать «СервисПлейс» в ближайшие год-два? Какие направления в приоритете?

Александр Зиновьев: Мы формируем «референсные ИТ-карты», предоставляя заказчикам конструкторы из готовых сервисных решений, оптимизированных по отраслевым потребностям МСБ. Такие сервисы удобно внедрять и просто поддерживать, что отражается на общей стоимости владения ИТ-инфраструктурой, а это крайне важно для российских заказчиков. Сейчас мы создали универсальный каталог услуг, которые нужны любой компании в МСБ, а также сделали отраслевые каталоги для двух направлений: ритейла и для HoReCa. Прорабатываем «референсы» еще для трех сегментов.

Также мы развиваем нашу технологическую сервисную платформу. В качестве базовой используем решение, апробированное в Сбере, которое надежно и обладает высокой производительностью (уже обрабатывает более 30 тыс. заявок в день и является ядром обслуживания более 3 млн объектов обслуживания). Но нам нужна платформа с некоторыми дополнительными особенностями: должна быть поддержка большего количества «личных кабинетов» заказчиков и способность обработать большее число заявок от клиентов. Новая платформа также позволяет указывать в качестве исполнителей как сотрудников «СберСервиса», так и внешних специалистов, с которыми ранее взаимодействовал заказчик и желает продолжать сотрудничество. Например, компания хочет продолжать работу со своим специалистом по «» – без проблем. Но диспетчеризация при этом в рамках нашей платформы будет единой, это означает, что «СберСервис» выступит единой точкой контроля, обнаружит неисправность, привлечет необходимых специалистов и отчитается о восстановлении сервиса перед бизнес-подразделением, даже если исправление производили собственные сотрудники клиента.

Мы работаем над совершенствованием как самих сервисных продуктов, так каналов продаж, упрощающих клиентам путь к возможностям «СервисПлейс». Пользуемся каналами продаж группы Сбер, собственными каналами, а также готовим к запуску агентскую программу.

erid:2SDnjcKSUUpРекламодатель: ООО "Сбербанк-Сервис "ИНН/ОГРН: 7736663049/1137746703709Сайт: https://sberbank-service.ru/