Спецпроекты

На страницу обзора
Бизнес полюбил собственную разработку, но для прорыва нужны внешние ИТ-команды
2020 год многое изменил не только для бизнеса, но и для ИТ-компаний. Они перестраиваются под те новые задачи, которые встают перед их заказчиками, и процесс этот требует максимальной гибкости. О том, как пройти этот путь не просто без потерь, но еще и сделав вклад в собственное развитие, в интервью CNews рассказала Елена Лукутина, партнер, директор по операционной деятельности и технологическому развитию компании «Неофлекс».

Елена Лукутина«Неофлекс»

«Заказчикам нужна наша экспертиза»

CNews: Одно из главных изменений 2020 года для бизнеса — это почти полный перенос конкурентной борьбы в онлайн-режим. В связи с этим первая часть вопроса: как вы считаете, насколько живучей будет эта тенденция? Есть ли вероятность, что борьба за клиентов откатится обратно в реальный мир на допандемийный уровень? Или же этот тренд будет только усиливаться?

Елена Лукутина: Я не думаю, что эта тенденция может откатиться обратно. Пандемия лишь стала катализатором процессов, которые зрели достаточно давно. И это прямо сказалось на ИТ-отрасли: количество проектов по цифровой трансформации сильно увеличилось, cпрос на специалистов и предоставляемые ими услуги заметно вырос, а дефицит кадров и конкуренция за них достигли немыслимых прежде масштабов. ИТ-технологии должны помогать догонять растущий спрос, а от ИТ-компаний ждут предоставления достаточного количество команд и экспертизы для тех сложных задач, которые возникают у наших клиентов.

Елена Лукутина: Сейчас заказчики предпочитают делать проекты самостоятельно, покупая не реализацию задачи, а дополнительную экспертизу

Существует ли сейчас отставание возможностей игроков ИТ-рынка от уровня спроса бизнеса? Нет. Во всяком случае, если судить по «Неофлекс», можно уверенно говорить о том, что мы предлагаем заказчикам очень интересные решения, используя самые современые подходы, инструменты и технологии. Более того, часто приходится убеждать клиентов, что эти подходы уже вполне применимы на практике. В прошлом ярким примером подобной ситуации был DevOps. Cейчас специалисты DevOps участвуют по всех проектах разработки, а всего два-три года назад мы с большим усилием доносили до наших клиентов, что ни одно приложение в микросервисной архитектуре не будет работать без хорошо продуманной инфраструктуры разработки, тестирования и разворачивания.

CNews: Вторая часть вопроса: как изменились в связи со сдвигом, о котором мы говорим, потребности компаний из разных отраслей с точки зрения используемых современных технологий?

Елена Лукутина: Зрелость заказчиков и их ИТ-подразделений серьезно выросла, как и тот уровень сервиса, которого они ждут от подрядчиков. От нас требуется хорошая экспертиза, команда, в которой сотрудники уже сработались и готовы сразу выдавать результат, прогрессивные методы управления и мотивации этой командой, позволяющие добиваться максимально эффективного результата. Кроме того, постоянный процесс повышения квалификации наших экспертов, развитие soft-skills, отслеживание уровня вовлеченности и предотвращение выгорания. А вот всю инфраструктуру, а также процессы разработки, развертывания, хранения исходного кода заказчики берут на себя.

Если раньше мы приходили, приносили с собой решение, настраивали все процессы, то теперь мы полноценно встраиваемся в существующие инфраструктуры. Это меняет все: и нас, и наш бизнес, и наших клиентов, и достигаемые ими результаты.

CNews: Можете ли вы перечислить основные технологии, на которые бизнес обратил внимание в связи с необходимостью быстрее выводить продукты на рынок, быстрее взаимодействовать с клиентом и быстрее анализировать данные в онлайн-режиме?

Елена Лукутина: Сейчас заказчики предпочитают делать проекты самостоятельно, покупая не реализацию задачи как таковую, а дополнительную экспертизу, которую могут принести ИТ-компании, работающие с новейшими технологиями. Это очень важное изменение, свидетельствующее о том, что бизнес берет на себя больше ответственности, но в ИТ-подразделениях даже самых крупных компаний пока нет достаточно уровня экспертизы в областях, скажем, потоковой обработки данных, машинного обучения или искусственного интеллекта. Внешняя экспертиза становится фундаментом для прорыва, который подстегивают, возвращаясь к вашему вопросу, самые передовые подходы и технологии: микросервисы, тот же DevOps, UX/UI-дизайн, Fast Data, Data Science и так далее.

CNews: Получается, что перемены, которые произошли на рынке, в каком-то смысле подстегнули вас к поиску новых решений в новых областях?

Елена Лукутина: Это действительно так. За последние полтора года у нас были выделены центры экспертизы, занимающиеся Data Science, машинным обучением и облачными решениями. Раньше отдельные эксперты по этим темам работали внутри других центров. Подобное развитие говорит о том, что для нас экспертиза в этих областях стала крайне важной.

«Банки и облака пока далеки друг от друга»

CNews: Рынку известны многочисленные примеры «взлетевших» идей «Неофлекс». А какие-то откровенно неудачные инициативы у вас были?

Елена Лукутина: Облака. Один из самых перспективных и недооцененных трендов на данный момент. Хотя если обратиться к опыту зарубежных коллег, понятно, что это просто вопрос времени.

CNews: Потому что банки?

Елена Лукутина: Да, наши заказчики — преимущественно компании из финансовой сферы. Они беспокоятся о безопасности персональных данных и коммерческой тайне, поэтому банк и облако — пока не очень близкие другу другу истории. Тем не менее, мы активно занимается этим направлением, поскольку искренне считаем, что будущее — за архитектурами Cloud Native. Мы сформировали отдельную команду, которая развивает отношения с основными облачными поставщиками, умеет конфигурировать и поддерживать облачную инфраструктуру.

Более того, мы стараемся и свои внутренние инфраструктуры для ключевых продуктов и сервисов размещать именно в облаках, чтобы иметь реальный опыт облачной разработки. В части тестирования тех или иных внутренних инфраструктурных решений наши заказчики уже подошли к облакам вплотную и научились нам доверять. Считаем, что актуальность этого подхода будет расти и в остальных направлениях.

Елена Лукутина: В части тестирования тех или иных внутренних инфраструктурных решений наши заказчики уже подошли к облакам вплотную

Есть еще одно очень интересное направление, которым мы активно занимаемся в последнее время — ModelOps. Это оперативное обслуживание моделей, разрабатываемых дата-сайентистами. Ведь недостаточно просто иметь модель, необходима еще и инфраструктура, в которой эту модель можно разрабатывать, устанавливать, валидировать, запускать и мониторить, а также реагировать на результаты ее применения. Мы строим наши решения с использованием современных и очень интересных продуктов: MLFlow, Kubeflow, позволяющих автоматизировать весь жизненный цикл моделей. У нас уже есть проекты. Число запросов в этом направлении постепенно растет.

CNews: От крупных игроков?

Елена Лукутина: Преимущественно. Вообще, задачи машинного обучения и применения моделей, конечно, больше свойственны организациям, в которых много данных. В компании на 1000 сотрудников машинное обучение не очень нужно.

«Разрабатываем образовательные траектории и для наших сотрудников, и для студентов»

CNews: Еще одна важная инициатива — открытие Центра развития компетенций, который вы курируете лично. Расскажите об этом проекте подробнее. Какие программы уже идут в Центре? На какие технологии сделан фокус? Есть ли какие-то предварительные результаты его работы?

Елена Лукутина: Появление Центра в прошлом году было обусловлено исключительно тенденциями, которые стали актуальны на фоне пандемии. Можно сказать, что наши клиенты подтолкнули нас к тому, чтобы экспертиза стала для нас самым приоритетным вопросом. Поэтому потребовался инструмент непрерывного развития компетенций всех специалистов «Неофлекс» — от классических аналитиков до дата-инженеров. По каждой существующей внутри компании специальности мы предлагаем некоторую образовательную траекторию.

В систему обучения входят лекции, тренинги, вебинары (как внутренних экспертов, так и привлеченных). Также мы сотрудничаем со всеми известными образовательными платформами, такими как, например, Coursera, развиваем в наших сотрудниках понимание бизнес-процессов и критическое мышление.

Важно отметить еще одно обстоятельство: рынок ИТ-кандидатов — очень конкурентный, за специалистов приходится конкурировать с достаточно крупными и известными брендами, которые умеют привлекать сотрудников практически по всей России. Поэтому «Неофлекс» так важно иметь свое уникальное предложение. Оно заключается в том, что приходящие к нам специалисты попадают в профессиональную среду, в которой они могут прокачивать свои навыки, осваивать новые технологии, накапливать экспертизу.

Елена Лукутина: Приходящие к нам специалисты попадают в профессиональную среду, в которой они могут прокачивать свои навыки, осваивать новые технологии, накапливать экспертизу

Помимо разработки образовательных траекторий для наших сотрудников, мы делаем это и для студентов российских вузов: у нас в нескольких городах есть свои учебные центры для них, и лучших мы забираем в «Неофлекс». В течение прошлого года мы провели несколько интересных мероприятий для студентов, организововали хакатоны, на которых будущие специалисты показывали то, чему они научились, а наши эксперты комментаровали, задавали вопросы и отбирали лучших. Это очень вдохновляющее событие как для самих студентов, так и для наших специалистов, которые видят в этих молодых ребятах самих себя, только в начале карьеры. И это очень здорово оживляет компанию.

Важной частью фундамента Центра развития компетенций стала его технологичность. Мы создали образовательный портал, на котором есть вся необходимая информация для обучения, можно посмотреть все материалы, пройти тесты. Мы видим прогресс по развитию компетенций у наших сотрудников, а также смотрим и на рейтинги студентов. Такой технологичный и удобный инструмент помогает нам активно развивать образовательный процесс.

«Мы научились работать максимально гибко»

CNews: Можно ли сказать, что открытие Центра развития компетенций — это тоже своего рода ответ «Неофлекс» на изменившиеся запросы бизнеса?

Елена Лукутина: Конечно, без этого нам было бы сложно развиваться такими же темпами. Скорости взаимодействия — очень высокие, сотрудники находятся в разных городах, а заказчики хотят развивать проекты стремительно. У нас очень мало времени на перестроение, поэтому нам нужны какие-то подходы и технологии, которые позволяют нанимать и учить быстрее, оценивать эффективность, реагировать и корректировать свои подходы.

CNews: А на процессном уровне вам пришлось что-то менять в реализации каких-то проектов?

Елена Лукутина: Конечно. Если раньше заказчики покупали готовые проекты или продукты и ждали нас в конце с шампанским, то сейчас все понимают, что внедрение новых решений — это совместная работа, совместные команды, гибкие технологии управления. Даже если команда полностью наша, мы должны не только полностью влиться в процессы заказчика, но и улучшить их, привнести что-то новое. От нас требуется максимальная гибкость и экспертность.

CNews: 2020 год прошел для вас под знаком реализации ряда важных проектов в банке «Открытие», которые стали пусть не революционными, но точно очень значимыми для всей банковской индустрии, и многие игроки обратили на них внимание. В чем ценность этих проектов для вас и для «Открытия»?

Елена Лукутина: Банк «Открытие» относится к числу очень продвинутых клиентов, которые приходят к нам с небанальными, инновационными и технологическими задачами. Наших экспертов это очень вдохновляет. В прошлом году мы запустили очень крупный проект «Система обработки и хранения архивов», в ходе которого собрали архивные системы банка в озеро данных и обеспечили быстрый альтернативный доступ к ним для сотрудников банка, попутно существенно уменьшив стоимость владения архивыми системами.

Елена Лукутина: Сейчас все понимают, что внедрение новых решений — это совместная работа, совместные команды, гибкие технологии управления

Известно, что «Открытие» объединило в себе несколько десятков банков, а потому там достаточно большое количество ИТ-систем и все они — на разных технологиях и инфраструктурах. Находить информацию о клиенте или архивных операциях (а такие запросы постоянно приходят в банк) было сложно и дорого. Реализация этого проекта стала для банка большим облегчением. Для нас он был интересен именно возможностью применения в боевых условиях самых современных технологий — BigData, Hadoop, Scala, Spark.

Уже в этом году мы реализовали еще один интересный проект, в рамках которого развернули совместно с командой банка платформу моделирования на принципах ModelOps. Были настроены среды разработки и применения моделей машинного обучения, а также бесшовный процесс публикации моделей в среду применения. Благодаря использованию Kubernetes платформа является гибкой и масштабируемой: на ней одновременно могут работать несколько команд Data Science, использующих различный технологический стек, а увеличение ресурсов платформы занимает всего пару часов. Команда банка приступила к тестированию платформы для последующего внедрения на промышленной среде.

Короткая ссылка