Спецпроекты

На страницу обзора
Мобильность в ритейле: онлайн правит бал

Развитие мобильных технологий в России – тренд, который во многом определяет будущее розничной торговли. Драйвером мобильности служит онлайн-ритейл, быстро адаптируя современные технологии под свои задачи и делая более комфортным обслуживание покупателей. Традиционная торговля более инерционная и в основном ориентируется на стандартный набор информационных сервисов

Рынок мобильных устройств стремительно развивается. Устройства меняются не только с точки зрения дизайна, но получают все более богатую функциональность. То, что еще несколько лет назад было на грани фантастики, уже реально и привычно сегодня. Обширные возможности мобильных сервисов постепенно оценили предприятия розничной торговли, прежде всего онлайн-ритейл как наиболее динамичный и восприимчивый к новым технологиям. К основным преимуществам мобильных технологий можно отнести: оперативность, возможность использования практически в любой точке мира, уже сейчас сравнительно невысокую стоимость внедрения.

Стремительные приложения

Сегодня многие торговые сети имеют в своем технологическом арсенале мобильные приложения, которые позволяют покупателям-владельцам «умных устройств» в считанные секунды получать информацию о товарах, акциях, скидках, совершать покупки и заказывать товар для доставки в удобное место и в нужное время. «Практически все, что можно продать через интернет, сегодня реально продать и через мобильное приложение, - говорит Сергей Осипов, директор по специальным проектам компании GMCS (входит в состав MAYKOR). - Как показывают многие рейтинги, особой популярностью у пользователей пользуются новостные приложения, приложения бронирования билетов, доставки еды и т.д.».

Однако, по словам специалиста, стоит учитывать, что продажи через мобильные приложения пока рассчитаны на определенную аудиторию – в первую очередь, на молодежь, а также продвинутых людей среднего возраста. Именно эти группы потребителей выступают наиболее активными пользователями смартфонов и планшетов, ценят комфорт и хотят получать услуги быстро и в оригинальной форме. Кроме того, такие люди в основной массе обладают развитой потребительской культурой и имеют довольно высокую платежеспособность, поэтому торговые компании должны прикладывать немало усилий в борьбе за их лояльность. Так что уже на уровне разработки разворачивается нешуточная конкуренция – чтобы пользователь не удалил скачанное приложение, оно должно быть действительно удобным и полезным ему.

По опыту GMCS, успех любого приложения зависит от того, насколько точно разработчик сможет проанализировать тренды и предугадать их развитие, чтобы предложить заказчикам решения, которые им будут интересны и полезны не только сегодня, но и в будущем.

Онлайн-революция и традиционная инерция

Наиболее технологически подкованной в ритейле с точки зрения мобильных сервисов является интернет-торговля. Этим предприятиям, привыкшим работать в электронном формате, проще наладить с потребителем новые каналы связи.

Не отстают от онлайн-магазинов и различные компании, оказывающие услуги в сфере общественного питания: рестораны, фастфуды, различные компании по доставке еды.

Классический ритейл в мобильном направлении пока представлен относительно слабо. «Зачастую мобильное приложение крупной сети представляет собой просто реплику каталога, и то товары там представлены в очень ограниченном виде, - констатирует Дмитрий Морозов, руководитель i-Free Business Solutions. - Никакой дополнительной ценности такое приложение не несет, потребителю разве что удобно просматривать расположение магазинов сети на карте и получать информацию о времени их работы».

Львиную долю рынка занимают приложения для устройств на базе iOS и Android. Внедряя новые разработки, многие торговые компании ставят цель наладить дополнительный прочный канал связи с клиентом благодаря предложению ему удобных сервисов. Например, приложение сети обувных магазинов Mascotte, созданное Studio Mobile, позволяет не только познакомиться с продукцией бренда, но и приобрести понравившиеся модели через интерактивную страницу оплаты или зарезервировать их в любом удобном магазине. А раздел «Рекомендуем к этому товару» подскажет покупателю, какие вещи подойдут к выбранной паре обуви или аксессуарам.

Помимо приложений на платформах iOS и Android, в последнее время в российском ритейле получают распространение и разработки на Windows Phone. Например, подобный сервис с помощью компании i-Free внедрила сеть «Перекресток».

По обе стороны прилавка

Кроме приложений, предназначенных для покупателей и позволяющих просматривать каталоги товаров, узнавать основную информацию о магазинах, планировать покупки, участвовать в акциях и т. д., в ритейле востребованы мобильные сервисы, обеспечивающие текущие потребности по мобилизации бизнес-процессов в торговых компаниях – прежде всего в области складского учета и контроля работы торговых представителей.

Нужно отличать использование мобильных сервисов в торговом зале и на складе. В торговом зале основным их пользователем является продавец. С их помощью он может быстро получить справку о товаре, его остатках, статусе, а также отправить в подсобку заявку на товар для клиента (например, для примерки). «В связке с мобильным принтером можно оперативно печатать ценники при переоценках, или использовать как «убийцу очередей», - рассказывает Любовь Рыбакова, генеральный директор Borlas Retail. - На Западе такие устройства в торговом зале часто используются как мобильная касса: на мобильнике можно оформить покупку, послать чек на принтер или отправить его по e-mail, а также прокатать платежную карту». На складе мобильные сервисы традиционно используются для подборки товара в накладные, в рамках инвентаризации и пр.

Тормозящие факторы

К сожалению, российский ритейл пока не обладает полноценной экосистемой, позволяющей покупателю получить полноценный сервис -начиная от заказа товара до его получения. «Мало просто дать покупателю информацию о продукте, нужно провести его по всей цепочке», - подчеркивает Дмитрий Морозов. По словам специалистов, многим компаниям надо менять свои представления о мобильности, согласно которым приложение рассматривается как облегченная версия сайта, не более.

Кроме того, у ряда компаний были неудачные проекты. А отрицательный опыт от внедрения любых ИТ также сказывается на скорости внедрения мобильных технологий.

По словам Любови Рыбаковой, если рассматривать использование мобильных терминалов в качестве кассовых устройств, то здесь есть проблемы с фискальным законодательством. Во многом и это объясняет нежелание российского ритейла инвестировать в развитие мобильных сервисов.

Настоящее и будущее

Разработчикам мобильных приложений и их клиентам необходимо подстраиваться под быстро меняющийся технологический и рыночный ландшафт. Так, возможно, не в самом отдаленном будущем распространение получат гибкие смартфоны-браслеты, которые наверняка будут иметь специфические требования при создании сервисов.

Любое внедрение и использование мобильных технологий в бизнесе прежде всего должно быть заранее оценено на предмет его эффективности, отмечает Дмитрий Морозов. Эксперт советует начать с малого, попробовать что-то не самое масштабное и на этом примере уже понять что хорошо, а что плохо, и учесть это при дальнейшем внедрении.

Сергей Осипов обращает внимание на то, что сейчас активно развиваются так называемые персональные мобильные приложения – это открывает дополнительные возможности как для крупных торговых сетей, так и частных предпринимателей среднего уровня.

Среди перспективных направлений, которые будут востребованы российской розницей, специалисты называют различные сервисы, направленные на повышение лояльности покупателей с использованием мобильных технологий. Такие разработки позволят максимально эффективно работать с потребителем не только в пределах торгового зала, но и удаленно. Нет сомнений и в широкой востребованности сервисов, использующих геолакационные возможности мобильных устройств. Бурное развитие также ждет технологии бесконтактных платежей, когда мобильное устройство по сути выступает кошельком.

Андрей Арсентьев

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в рознице - 2013
Город Совокупная выручка от проектов в рознице в 2012 г. (включая НДС, в тыс. руб.)
1 Москва 4 007 057
2 Москва 3 376 219
3 Штаб-квартира: НьютаунЦентральный офис в СНГ: Москва н/д
Подробнее