Спецпроекты

На страницу обзора
Российский e-health: время идет – проблемы остаются
Так долго ожидаемый старт информатизации российского здравоохранения наконец-то состоялся. Однако, проблемы, которых были озвучены еще в 2006 г., когда в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» впервые на государственном уровне заговорили о внедрении ИТ в медицине, по-прежнему остались нерешенными.

О необходимости информатизации российского здравоохранения громко заговорили в 2006 г. после того, как государство объявило, что модернизация отрасли возведена в статус приоритетного национального проекта. В ожидании прихода в медицину значительных финансовых средств, ее ИТ-игроки оживились, стали активно рассказывать о преимуществах, которые дает врачам информатизация, а также о том, как все могло бы быть, если бы информационные системы работали не только в каждом ЛПУ, но и были интегрированы на федеральном уровне.



Постепенно оптимизм участников рынка поутих, а через некоторое время и вовсе уступил место негативу – поставки оборудования в лечебные учреждения на фоне отсутствия необходимой инфраструктуры, внятной политики министерства по этому вопросу и нормативно-правовой базы, а также непонимания, какое программное обеспечение необходимо внедрять, привели к тому, что в ЛПУ появились лишние коробки с техникой, которую никто не использовал по назначению.

Кроме того, бедственное положение самих медицинских учреждений, отсутствие в них не только квалифицированных ИТ-шников, но и профильных специалистов закономерно привело к тому, что сами врачи были не слишком заинтересованы в информатизации.



Информатизация от министерства


Не могли не сыграть своей отрицательной роли и многочисленные кадровые перестановки в самом Минздраве – начиная от министров (2004-2007 гг. – Михаил Зурабов, 2007-2012 гг. – Татьяна Голикова, с 2012 г. – Вероника Скворцова) и заканчивая ответственными за ИТ (до 2008 г. – Георгий Радзиевский, 2008-октябрь 2010 гг. – Олег Симаков, апрель 2011-июнь 2012 гг. – Вадим Дубинин, февраль-июнь 2012 г. – Андрей Гусельников, с июня 2012 г. – Роман Ивакин).



Сама Концепция информатизации здравоохранения многократно переписывалась, а вместе с этим менялись и сроки ее реализации. Например, в июне 2009 г., выступая на круглом столе CNews, занимавший тогда должность директора Департамента информатизации Олег Симаков обещал, что ввод в промышленную эксплуатацию Единой государственной информационной системы здравоохранения состоится в 2013 г.



Презентация Олега Симакова на круглом столе CNews от 25.06.2009 г.





В 2011 г. пришедший ему на смену Вадим Дубинин полностью переписал Концепцию и обнародовал новые сроки: II кв. 2011 г. - получить от всех субъектов РФ программу создания фрагментов регионального сегмента Системы; III кв. 2011 г. - запустить работы по созданию федерального компонента системы; до конца 2011 г. - запустить программу технического дооснащения регионов и реализовать запуск первого общественно значимого сервиса в составе ЕИС здравоохранения.



В 2012 г. Андрей Гусельников заявил, что недоволен текущим ходом работ в регионах, грозился жестко их мониторить с назначением персональных кураторов от министерства и предлагал обсудить возможность переноса части мероприятий на 2013 г.



В итоге, по словам Романа Ивакина, являющегося директором Департамента информатизации Минздрава сейчас, «по разным причинам фактически мероприятия по информатизации начались в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации в июне 2012 г.»



Системные проблемы


На сегодняшний день все участники рынка единогласно признают, что 7-летний лед, накопившийся в сфере информатизации здравоохранения, тронулся. Однако, это не значит, что все обозначенные ранее проблемы наконец-то удалось решить.



Информатизации так и не удалось стать ощутимой неотъемлемой частью модернизации российской медицины. И это, по мнению опрошенных CNews экспертов, - системная проблема. Здравоохранение осталось одной из отраслей, построенной по советским принципам административного управления, не использующей рыночные механизмы, а потому руководство больницы не заинтересовано в том, чтобы оптимизировать ее работу и сделать ее более привлекательной для посетителей, считает Константин Суслов, генеральный директор группы компаний ХОСТ.



«Задачи информатизации по-прежнему остаются не увязанными со стратегическими целями системы здравоохранения (увеличение продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, повышение эффективности лечения хронических заболеваний и улучшение качества жизни страдающих от них пациентов и т.д.) и недостаточностью ресурсного обеспечения этой системы. Так, внедрение электронной регистратуры может сократить потери времени пациентов в «живых» очередях на прием, но не способно решить проблему нехватки самих врачей в поликлиниках или коек в стационарах», - согласен с ним Игорь Гридин, генеральный директор «Аксимед».



До настоящего времени не решена проблема законодательного и нормативного-правового регулирования внедрения информационных систем. «Нет четкого статуса электронного документа ЭМК (не набора законодательных актов, из которых как-то можно собрать оправдание использованию электронных документов, а конкретного и четкого указания, понятного руководству ЛПУ). Множество недоведенных до ума или недопереведенных стандартов усугубляют проблемы интероперабельности ИТ-систем», - отмечает Максим Яцковский, заместитель гендиректора по разработке ПО «Медсофт». С ним согласны и другие спикеры.

Правда, министерство в очередной раз обещает все исправить. «Хорошее начинание в этом плане – рабочие группы при Экспертном совете Минздрава РФ», - отмечает Владимир Соловьёв, директор бизнес-центра «БАРС-Медицина» компании «БАРС Груп».



Кроме того, непонятна процедура дальнейшей интеграции уже имеющихся или внедряемых информационных систем между собой. «Здесь могли бы быть очень полезны облачные технологии, которые не требуют наличия в каждом учреждении своей мощной вычислительной базы – достаточно просто арендовать сервера и приложения по мере необходимости», - говорит Николай Зезюлинский, директор по развитию бизнеса ФОРС.

К перечню нерешенных проблем можно добавить необходимость унификации работы системы ОМС в регионах.

«Не секрет, что с этим возникает много сложностей, потому что специфика функционирования здравоохранения везде своя. Поэтому адаптация региональной МИС для каждого субъекта требует громадных трудозатрат, которых можно было бы избежать, если бы правила игры были одинаковы везде», - добавляет Сергей Метелев, генеральный директор «Сван».



Частные сложности


В числе сложностей, с которыми сталкиваются интеграторы при проведении работ в конкретных ЛПУ, уже не первый год называется отсутствие компетентных ИТ-специалистов со стороны заказчика. Причем, не только в лечебных учреждениях, но и в региональных министерствах здравоохранения, отвечающих за такие работы.



Кроме того, уровень компьютерной грамотности медработников остается крайне низким. «Поскольку большинство медработников – люди зрелого возраста, мы постоянно сталкиваемся с проблемой полного непонимания и неприятия необходимого для информатизации региона программного обеспечения, - рассказывает Владимир Соловьёв. - Поэтому ведётся кропотливая работа по обучению медперсонала».



Неприятие информатизации ее непосредственными пользователями еще более сложно преодолимо и потому, что ни врачи, ни медсестры, ни даже руководители медучреждений так и не получили возможности осознать ее удобство и полезность. Причина тому, по мнению Александра Гусева, заместителя директора по развитию, «К-МИС», практически полное отсутствие влияния информатизации на качество лечебно-диагностического процесса и, к сожалению, низкая эффективность ИТ для лиц, принимающих решения.

«Информационные системы, которые действительно внедрены и применяются на федеральном или региональном уровне, работают как «заколачивалки», а не на основе действительно реальной первичной медицинской информации, - говорит он. - Как результат, данные, которые в них вносятся – это нередко не те данные, которые есть на самом деле. А значит – и отчеты, и показатели, которые в итоге формируются и на которых строятся управленческие решения, – это неадекватные показатели. А значит – и принимаемые на их основе решения отчасти тоже».



Тем не менее, Роман Ивакин уверен, что все запланированные работы могут быть выполнены в срок: «С технической стороны, я думаю, проблем не будет, потому что мы знаем, что и как делать». Однако, он подчеркивает, что не все зависит только от федерального центра: «Существуют недобросовестные поставщики и несогласованность действий участников процесса на местах, у регионов нет опыта организации таких масштабных конкурсов в сфере информатизации здравоохранения, поэтому сроки их проведения иногда срываются. Более того, многие из них просто не готовы к таким масшабным переменам. Да и

рынок медицинских информационных систем (МИС) тоже недостаточно зрелый: 95% его игроков - это маленькие компании, которые не в состоянии реализовать крупный проект в сжатые сроки».

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2012
Город Количество внедрений в 2012 г. по типам ИС
2012 Всего на 01.01.2013 г МИС
1 Казань 348
2 Пермь 65
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2012
Город Количество реализованных рабочих мест за период
2012 Всего на 01.01.2013 г 2012
1 Казань 348
2 Пермь 65
Подробнее