Российские банки не собираются сокращать ИТ-бюджеты из-за пандемии, так как цифровые каналы работы с клиентами и инфраструктура удаленных рабочих мест являются залогом выживания в условиях локдауна. Хотя, согласно аналитическим отчетам, мировая банковская отрасль сокращает траты на информационные технологии, отечественный финсектор утверждает, что COVID только подстегивает цифровую трансформацию, а ее следующим этапом станет внедрение средств автоматизации и роботизации.
Глобальные ИТ-бюджеты попали «под нож»
Эпидемия коронавируса негативно отразилась на рынке банковских ИТ: экономическая неопределенность заставляет финансовые институты сокращать бюджеты и перераспределять расходы в пользу дополнительного развития цифровых каналов взаимодействия с клиентами и развертывания удаленных рабочих мест для сотрудников.
Аналитики Gartner прогнозируют, что по итогам 2020 г. глобальные ИТ-инвестиции в финсекторе сократятся на 4,7% до $514 млрд (для сравнения в 2019 г. был зафиксирован рост на 4,9%). Оптимизация расходов будет происходить по всем ключевым направлениям, однако, в первую очередь, под сокращение попадут траты на «железо»: бюджеты на физические устройства упадут на 12,1%, а на системы дата-центров будет потрачено на 11,1% меньше, чем годом ранее. В наименьшей степени пострадает сегмент корпоративного ПО: здесь размер бюджетов будет примерно соответствовать уровню 2019 г. (-0,2%).
В то же время уже в следующем году Gartner предсказывает рост рынка на 6,6%. Инвестиции пойдут на автоматизацию, внедрение программных роботов и чатботов, реорганизацию операционных процессов внутри банков. Неопределенность насчет продолжительности сроков ограничительных мер уступает место осознанию преимуществ цифровой трансформации бизнеса, объясняют аналитики.
Расходы на ИТ в финансовой сфере, $ млрд в 2019-2021 гг.
Затраты в 2019 г., $млрд | Рост затрат в 2019 г., % | Затраты в 2020 г., $млрд | Рост затрат в 2020 г., % | Затраты в 2021 г., $млрд | Рост затрат в 2021 г., % | |
---|---|---|---|---|---|---|
Внутренние ИТ-службы | 92,043 | 2,1 | 87,871 | -4,5 | 88,999 | 1,3 |
Корпоративное ПО | 100,822 | 11,8 | 100,58 | -0,2 | 112,016 | 11,4 |
ИТ-услуги | 204,536 | 5 | 195,576 | -4,4 | 209,812 | 7,3 |
Устройства | 33,216 | 5,9 | 29,199 | -12,1 | 30,673 | 5,1 |
Коммуникационные сервисы | 77,285 | 1,3 | 72,946 | -5,6 | 76,131 | 4,4 |
Дата-центры | 31,218 | 1 | 27,757 | -11,1 | 30,189 | 8,8 |
Всего | 539,121 | 4,9 | 513,928 | -4,7 | 547,82 | 6,6 |
Коронакризис «подсветил» цифровую трансформацию
На российском рынке динамика затрат на ИТ будет более плавной, считают опрошенные CNews эксперты. Дело в том, что российская финансовая отрасль отличается высокой зрелостью с точки зрения внедрения ИТ-решений. С одной стороны, отечественные банки уже обладают развитой физической инфраструктурой, поэтому инвестиции в это направление не так велики и сокращения в этой области будут не столь драматичны. С другой стороны, ведущие российские банки уже обладают развитой экосистемой цифровых каналов.
«В целом, коронакризис лишь “подсветил” важность цифровой трансформации любой отрасли, но оказать существенное влияние на пересмотр ИТ-бюджетов в банковском секторе не сможет. Во многом из-за того, что они сверстаны под амбициозные задачи сохранения конкурентоспособности и уже включают мероприятия, уменьшающие степень воздействия коронакризиса», — объясняет Павел Сварник, исполнительный директор центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «Ланит-Интеграция».
«Цифровые услуги — это критически важный источник доходов для банков. В условиях затянувшейся пандемии — это еще и стратегически оправданный бизнес», — объясняет Александр Рожков, директор управления продаж продуктов и сервисов Softline. По его словам, в период самоизоляции доля пользователей онлайн-услуг банков выросла до 70%, при этом «цифровые клиенты» приносят банку доход почти вдвое больше, нежели «офлайновые».
ИТ будут сокращать в последнюю очередь
Банки вынуждены будут экономить на чем угодно другом, но не на ИТ, уверяет заместитель председателя правления ЦФТ Андрей Фомичев: «Пандемичная» реальность диктует свои правила игры, когда удобное мобильное приложение больше не преимущество для банка, а вопрос его выживания на рынке». По его словам, эпидемия позволила более четко сформировать образ банка будущего, который подразумевает минимальное количество физических отделений, обширные онлайн-возможности и сеть партнеров, которая дает доступ к финансовым услугам сотням миллионов клиентов.
Представители крупнейших банков РФ также утверждают, что существенных пересмотров ИТ-бюджетов не будет. «Еще до пандемии коронавирусной инфекции и периода самоизоляции клиенты активно пользовались мобильным приложением, так как без необходимости посещения отделения уже были доступны большинство услуг (в том числе открытие и закрытие вкладов, оплата услуг, внесение платежей и заказ различных справок)», — рассказывает Альберт Борис, заместитель председателя правления «Совкомбанка». «В связи с этим внедрения нового функционала или существенных доработок не потребовалось, так как банк планомерно увеличивал долю доступных онлайн операций в течение нескольких лет», — говорит он.
Пандемия не оказала существенного влияния на ИТ-бюджет и в банке ВТБ: «Все стратегические цели и задачи в части технологического развития остаются неизменными и подтверждены на уровне руководства банка в качестве приоритетных до конца 2022 года», — сообщила пресс-служба банка. «К сокращению ИТ-бюджета эпидемия не приведет, все инициативы бизнеса поддерживаются в полном объеме», — говорится в аналогичном заявлении «Россельхозбанка». «Стратегические приоритеты в ИТ остаются прежними: развитие простых и удобных цифровых сервисов в розничном и корпоративном бизнесе», — рассказывает руководитель дирекции ИТ «Райффайзенбанка» Никита Швецов.
С другой стороны, банки испытывают трудности с запуском новых сервисов: «Самоизоляция стала настоящим цифровым стресс-тестом для многих банков. Интернет-банка и мобильного банка оказалось явно недостаточно», — говорит Евгений Сентябрев, директор департамента «Цифровые решения» компании «Диасофт». В пример он приводит постановление ЦБ РФ, согласно которому было разрешено удаленно открывать счета. Данная возможность была реализована далеко не во всех банках. Причина заключается в том, что цифровые сервисы в банках разрабатываются и предоставляются различными подразделениями изолированно: у каждого сервиса свой заказчик, свой продукт и свой стек технологий. В итоге пользователи не могут свободно перемещаться между каналами, используя одни и те же приложения. По мнению Евгения Сентябрева выход заключается в разработке единой платформы, которая позволит реализовывать сервисы сразу по всем каналам связи с клиентами.
Тысячи банковских клерков покинули офисы
Еще одной сложной задачей, вставшей перед финансовыми структурами (как, впрочем, и перед предприятиями многих других сфер деятельности) оказался перевод собственных сотрудников на удаленный режим работы.
«Переход на удаленную работу повлек дополнительные расходы и переориентацию работы служб, но позволил полноценно, без потери эффективности поддержать клиентов за счет сохранения непрерывности и высокого качества бизнес-процессов», — делится опытом директор по ИТ «Росбанка» Александр Тараторин. По его словам, полная адаптация к удаленному формату работы завершилась к июню. В общей сложности удаленным доступом были обеспечены 6 тысяч сотрудников. При этом банку пришлось оптимизировать часть расходов и скорректировать ряд приоритетных статей ИТ-бюджета: инвестиции были сделаны в развитие инструментов дистанционной работы, соответствующую инфраструктуру и защиту данных. «При этом мы исходили из того, что новая модель будет эффективна в долгосрочной перспективе», — говорит он.
«С точки зрения ИТ, основной работой был непосредственно сам перевод нескольких тысяч сотрудников на удаленный формат в сжатые сроки и их адаптация. В остальном нам не пришлось внедрять никаких экстренных решений, мы масштабировали существующие», — рассказывает Никита Швецов. Инфраструктура для полноценной удаленной работы бизнес- и цифровых команд существовала с 2018 г., однако в 2020 г. банк впервые перешел на удаленную работу в таких масштабах.
Что дальше?
Коронакризис ускорит цифровую трансформацию банков в области внедрения технологий автоматизации и роботизации. «В ближайшие 2-3 года мы будем наблюдать перераспределение в структуре операционных расходов в сторону увеличения доли ИТ-расходов с нынешних 8-10% до 12-15%, в том числе за счет экономии в результате сокращения персонала благодаря автоматизации и роботизации процессов и перехода к обслуживанию клиентов преимущественно во онлайне», — прогнозирует Александр Рожков. Кроме того, внутри ИТ-расходов будут расти затраты на виртуализацию и средства защиты, полагает он. «Этому есть несколько причин, среди которых регуляторные требования, массовый перевод сотрудников на удаленный режим работы, фокус на обслуживание в цифровых каналах, а также использование преимуществ гибридной инфраструктуры и микросервисной архитектуры», — объясняет эксперт.