CNews: Как организован учет детей, дошкольных учреждений, школ и пр. сейчас?
Тимур Ахмеров: На уровне регионов, муниципалитетов или отдельных учреждений образования существуют функциональные системы, где ведется учет детей, формируется отчетность для федерального уровня, функционируют различные сервисы: электронные очереди, дневники, журналы и т.д. АИС «Контингент» не забирает у них функции и не конкурирует с ними. Региональные сегменты АИС «Контингент» агрегируют информацию из функциональных систем в привязке к портфолио каждого учащегося и передают данные в федеральный сегмент в соответствии с унифицированными функционально-техническими требованиями (УФТТ), утвержденными министерством связи и массовых коммуникаций РФ и министерством образования и науки РФ.
Степень охвата образовательных учреждений различными функциональными системами варьируется от региона к региону. Существуют определенные сложности с разнородностью этих систем. В одном субъекте РФ могут сосуществовать три решения разных вендоров в школах, два в дошкольных учреждениях и еще одно решение в дополнительном образовании.
CNews: На основании каких данных происходит планирование открытия/закрытия детсадов, школ и др. детских заведений?
Тимур Ахмеров: Планирование открытия и закрытия учебных заведений в настоящее время является прерогативой региональных органов исполнительной власти и не осуществляется в системе «Контингент». На федеральном уровне утверждаются методические рекомендации по развитию сети образовательных учреждений. Из федерального бюджета выделяются средства на увеличение мест в образовательных учреждениях, строительство и реконструкцию школ и детских садиков. Но реализация этих рекомендаций и распределение средств находятся в зоне ответственности регионов и муниципалитетов.
CNews: Учитываются ли при этом негосударственные учебные заведения, музыкальные/художественные/спортивные школы, дома детского творчества и пр.?
Тимур Ахмеров: Поскольку в портфолио обучающихся должна отражаться целостная информация обо всех российских детях, негосударственные учреждения учитываются наряду с государственными. Музыкальные и художественные школы, творческие кружки и спортивные секции в логике АИС «Контингент» занимают очень важное место, поскольку в этих учреждениях формируются многие ключевые показатели развития ребёнка. Тоже касается внеурочной деятельности детей в школах, как например, участие в самодеятельности, КВН и др.
CNews: Существуют ли регионы, в которых уже были созданы ресурсы, подобные ГИС «Контингент»?
Тимур Ахмеров: Да, есть целый ряд таких регионов. Например в Москве аналогичная система была создана в 2014 году. Во Владимирской и Тюменской областях тогда же были реализованы проекты с участием компании «Барс Груп».
CNews: Какова структура ГИС «Контингент»? Какие технологии используются при ее создании?
Тимур Ахмеров: Структура АИС «Контингент» состоит из трех сегментов: федерального, высшего образования и множества региональных сегментов. Федеральный сегмент включает: ядро системы (реестры обучающихся, образовательных учреждений и др.); аналитический модуль, в котором формируется консолидированная отчётность, а также наглядная аналитика для первых лиц и ответственных сотрудников (дашборды и др.); различные сервисы для интеграции с инфраструктурой электронного правительства (ЕСИА, ЕСНСИ, СМЭВ), с электронными сервисами федеральных органов исполнительной власти и региональными сегментами АИС «Контингент».
Отдельно следует выделить модуль мониторинга дорожных карт, с помощью которого контролируются этапы создания региональных сегментов в субъектах РФ. При создании АИС «Контингент» используются исключительно российские решения и открытые технологии. Аналитика строится на основе платформы Alpha BI, разработанной нашей компанией.
CNews: На каком этапе находится создание федерального сегмента ГИС «Контингент»?
Тимур Ахмеров: В течение 2015 года были завершены основные работы по созданию федерального сегмента, и он был сдан в опытную эксплуатацию. В настоящее время этот этап подходит к завершению. Уже началось массовое подключение региональных сегментов. С переводом системы в промышленную эксплуатацию начнется передача персональных данных, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, а также с сегментом высшего образования, оператором которого является Минобрнауки России.
CNews: В создании каких сегментов принимает участие ваша компания?
Тимур Ахмеров: «Барс Груп» принимает участие в создании основных блоков федерального сегмента, в том числе решает вопросы методологического характера.
Также нами реализованы проекты по созданию региональных сегментов в 12 субъектах РФ. Вокруг региональных сегментов уже успела сформироваться рыночная ниша с высокой конкуренцией. В условиях экономического спада проект «Контингент» стал хорошим стимулом для рынка региональной информатизации.
CNews: Как вы планируете проект, чтобы уложиться в сроки, определенные дорожной картой?
Тимур Ахмеров: Ряд задач мы начинаем решать заблаговременно, инвестируя в создание функциональных модулей и развитие технологий из собственного корпоративного бюджета. Есть задачи, которые можно выполнять параллельно. Например, разработка ядра системы и аналитического модуля – задачи параллельные. Аналитический модуль запустить в тестовом режиме на основе тестовых данных, а уже затем, когда заработает ядро системы, загрузить реальные данные.
CNews: С какими информационными системами происходит интеграция регионального сегмента?
Тимур Ахмеров: Региональный сегмент АИС «Контингент» интегрируется с федеральными сервисами электронного правительства ЕСИА, СМЭВ, ЕСНСИ, функциональными системами детских садов, школ, учреждений профессионального и дополнительного образования. Отдельная задача – интеграция с информационными системами ЗАГС. Централизованной системы ЗАГС нет, поэтому интеграция в каждом субъекте осуществляется индивидуально с тем производителем, который присутствует в данном регионе.
CNews: Какая НСИ необходима для его работы? Существует ли она или приходится ее создавать?
Тимур Ахмеров: В федеральном сегменте АИС «Контингент» используется подсистема электронного правительства ЕСНСИ, откуда загружаются все необходимые справочники. Региональные сегменты также должны использовать ЕСНСИ.
Если под НСИ в данном вопросе понимаются нормативно-правовые акты, то существует типовой перечень документов, которые субъект должен принять для работы регионального сегмента. Все они перечислены на сайте минкомсвязи России. Большой объем необходимых регламентов и документов был разработан в течение 2015 года в процессе осуществления проекта.
CNews: Какие сложности возникают при создании регионального сегмента?
Тимур Ахмеров: Во-первых, это недостаточное финансирование. Многие субъекты не заложили в прошлом году средства на осуществления работ в 2016 году. Частично, решить эту проблему помогают субсидии минкомсвязи. Из 50 регионов, где создаётся региональный сегмент, субсидии получили около 20.
Во-вторых, сроки. В октябре 2016 года все субъекты должны закончить создание региональных сегментов. Уже сейчас нужно ускоряться, чтобы уложиться в сроки. Особенно в части обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных.
CNews: Каковы первые результаты его работы? Приведите, пожалуйста, конкретные показатели достигнутой эффективности.
Тимур Ахмеров: Говорить об эффективности сейчас преждевременно, поскольку идет период опытной эксплуатации федерального сегмента. Очевидные результаты появятся тогда, когда система будет передана в промышленную эксплуатацию и наполнена максимальным объемом реальных данных из региональных сегментов.
CNews: Началась ли уже их интеграция на федеральном уровне?
Тимур Ахмеров: Интеграция региональных сегментов с федеральным идет. Сейчас ее в активном режиме проводит 14 регионов.
CNews: Какого эффекта можно ожидать от запуска системы на федеральном уровне?
Тимур Ахмеров: Ожидаемых социальных эффектов очень много, и все они изложены в концепции создания системы. Исходя из актуальной проблематики развития российского образования, я бы выделил четыре ключевых эффекта.
АИС «Контингент» поможет увязать развитие сети образовательных учреждений с демографическими показателями. Информация о детях поступает в систему с момента регистрации новорожденных в ЗАГСе. На основе этих данных можно прогнозировать количество мест в детских садах и школах, которое потребуется в будущем, и, в случае необходимости, принимать решения о строительстве.
Имея консолидированные данные по учебным и внеучебным достижениям ребенка за много лет, работники образования получат возможность применять более индивидуальный подход к его обучению, помогать в выборе специализации и др. Фактически школы и органы образования смогут использовать «Контингент» как экспертную систему поддержки принятия решений при выборе оптимальной траектории обучения. Такие экспертные системы уже активно используются в медицине, юриспруденции, и образование – та сфера, где они найдут широкое применение в скором будущем.
Профилактика социально опасного положения – работа, в которой школы принимают участие наравне с органами внутренних дел, опеки и соцзащиты. Единая система не даст тревожным данным затеряться в ведомственных базах данных, и поможет своевременно выявить таких детей и принять меры.
И, наконец, миграция детей школьного возраста традиционно представляла дополнительную сложность для органов образования. Благодаря АИС «Контингент» актуальные данные об ученике будут доступны в любой точке Российской Федерации, куда бы он не переехал вместе с родителями.
CNews: Какие дополнительные возможности, на ваш взгляд, может предоставить ГИС «Контингент» как на региональном, так и на федеральном уровне?
Тимур Ахмеров: АИС «Контингент» способствует формированию в России единой образовательной электронной среды, а на этой основе может быть организован целый ряд дополнительных сервисов.
Например, платформа доверенного образовательного контента. Участвуя в ее создании, учителя получат дополнительную материальную мотивацию. Не секрет, что у многих педагогов есть интересные авторские курсы. С помощью контент-платформы эти курсы можно сделать общедоступными за определенную плату. Возможно удаленное репетиторство учителей и привлечение вузовских преподавателей, рейтингование репетиторов, организация дистанционного обучения и т.д. В соответствии с поручением президента России со стороны госкорпорации «Ростех» уже направлены в правительство РФ, администрацию президента, минкомсвязь и минобрнауки соответствующая концепция и предложения (компания «Барс Груп» входит в структуру ГК «Ростех»).
CNews: Используется ли модель государственно-частного партнерства при создании системы? За счет чего коммерческие структуры планируют осуществлять возврат инвестиций?
Тимур Ахмеров: В настоящее время система является полностью государственной и создается без частного участия. Но по мере развития системы и возникновения дополнительных сервисов открывается множество возможностей для ГЧП. В нашей практике есть несколько пилотных проектов, осуществленных совместно с компанией «Мегафон» и издательством «Просвещение». Ученики получали планшетные компьютеры с установленными электронными дневниками, с возможностью из домашнего задания перейти сразу к необходимому разделу электронного учебника. Такие сервисы могут быть созданы в рамках региональных сегментов АИС «Контингент», а возврат инвестиций будет осуществляться за счет трафика.