Спецпроекты

На страницу обзора
Андрей Гук, «Обит»: Технологическая безопасность перестала быть просто темой для теоретических дискуссий

Прошлый год заставил бизнес пересмотреть свое отношение к тому, что раньше традиционно отодвигалось на второй план — ИТ-рискам и технологической безопасности организаций. Стало очевидно: выжидательная тактика в надежде на то, что привычные правила игры снова вступят в силу, не просто неэффективна, а опасна. О том, что изменилось в психологии ИТ-руководителей компаний в 2023 г., и с какими последствиями прошлого года приходится бороться до сих пор, в интервью CNews рассказал генеральный директор оператора ИТ-решений «Обит» Андрей Гук.

Андрей Гук«Обит»

«Выстраивать ИТ-инфраструктуру надо так, как будто кризис неизбежен»

CNews: Какие тенденции на российском ИТ-рынке, которые перекочевали из 2022 г. в 2023-й, вы можете выделить? Какие сложности на повестке дня?

Андрей Гук: Надо понимать, что события прошлого года — это не какой-то разовый, кратковременный кризис, последствия которого можно ликвидировать, а потом жить по-прежнему. Условия работы, весь бизнес-ландшафт поменялся, поэтому все то, с чем столкнулись компании в 2022 году, будет так же актуально и в этом, и в следующем, и, скорее всего, не один год после.

Эксперты давно говорили о необходимости выстраивать технологическую безопасность компании, ее устойчивость к форс-мажорам и киберугрозам, импортозависимость. Технологическая безопасность — это про то, что надо строить бизнес так, будто кризис неизбежен, и тогда даже при наступлении форс-мажоров твоя компания окажется в выигрышном положении на фоне конкурентов. Есть такое хорошее выражение: «Чините крышу, пока дождь не пошел», и в части ИТ-инфраструктуры оно справедливо вдвойне. К сожалению, к мнению ИТ-директоров у нас чаще всего прислушиваются, когда кризис уже случился и нужны экстренные меры.

Ни у кого не должно быть иллюзий, что его это не коснется и удастся остаться в стороне. Чем раньше компании начнут работать над своей технологической безопасностью, тем больше преимуществ получат завтра, так как смогут обеспечивать своим клиентам более надежный сервис.

Ведь ИТ сегодня — это инструмент первой необходимости для бизнеса, его фундаментальная основа.

Понятно, что в срочном режиме сделать то, на что требуется не один год, не получится. А если еще и принять во внимание дефицит ИТ-кадров, с которым столкнулась отрасль, задача кажется неподъемной. Получается замкнутый круг: бизнес не понимает, как подступиться к проблеме, и откладывает ее решение, тем самым подвергая себя все большему риску.

На самом же деле решение есть и, хотя звучит оно довольно банально, вспоминая успешные проекты, я с уверенностью могу сказать, что это эффективный подход: ешьте слона по частям и не в одиночку. Трезво и честно оцените свои возможности, угрозы и уязвимости. И если их недостаточно, привлеките профессионалов. Да, это может потребовать дополнительных затрат, но потенциальные потери в случае остановки бизнес-процессов будут в разы больше.

CNews: Как в этом случае добиться технологической безопасности?

Андрей Гук: На первом этапе проводится анализ технологических рисков и выявляются наиболее критичные бизнес-процессы. Составляется топ первоочередных направлений. Затем определяются наиболее актуальные и вероятные угрозы. На сегодняшний день это, как правило, импортозависимость и кибератаки на инфраструктуру.

Андрей Гук, «Обит»: В ответ на новые вызовы мы трансформировали свои технические компетенции в продукты

В тех случаях, где это возможно, мы подбираем и предлагаем отечественный аналог программного продукта, разрабатываем план миграции. Если достойной альтернативы нет или по каким-то причинам компания не может отказаться от действующего решения, берем на себя его обслуживание — то есть выполняем функции вендора. Эта услуга крайне востребована сейчас, и к 2024 году спрос еще увеличится.

CNews: Как изменился портфель услуг и продуктов «Обит» в ответ на новые вызовы?

Андрей Гук: Техподдержка оборудования не была нашей профильной услугой, но благодаря телеком-бэкграунду мы накопили пул компетенций по обслуживанию техники от западных вендоров и, когда наши клиенты столкнулись с проблемой отключения от сервисов поставщиков, мы смогли прийти к ним на помощь.

Поток запросов рос, и мы приняли решение сделать это самостоятельной услугой, под которую было выделено целое подразделение. То же самое и с поставками оборудования и ПО — в основном, серверов, СХД и маршрутизаторов, ЗИП. Очень часто клиентам нужно быстро заместить какой-то небольшой кусочек инфраструктуры. Мы им помогаем в этом, используя свои ресурсы и каналы.
Нужно сказать, что преимущество сегодня получают те компании, которые слышат клиента и пытаются помочь, а не заявляют «это не наш профиль». Даже если конкретный проект в итоге не получается, такие попытки клиент ценит и в итоге придет к вам с профильными задачами, чтобы выстраивать отношения вдолгую.

«ИТ-директорам компаний сегодня требуется поддержка»

CNews: То есть российским компаниям сегодня нужен, скорее гид по цифровой трансформации, консультант, который поможет разобраться, как действовать в новой реальности?

Андрей Гук: Да, в том числе. Мы не пытаемся играть роль аудитора, который говорит, где плохо, а стремимся быть партнером-консультантом ИТ-директора. Ведь у компаний сейчас элементарно не хватает людей под рутинные задачи, в прошлом году большинство команд поредело. Компетентных специалистов, на которых могут опереться ИТ-руководители, не так много.

Мы помогаем составить план действий, советуем проверенных отечественных вендоров и партнеров, так как у нас хорошая экспертиза по ИТ-рынку. Наши специалисты заточены и на рутинные процессы — иногда мы договариваемся с партнерами и забираем на себя обслуживание отдельных продуктов. Делаем ставку не на реализацию локальных, быстрых и разовых проектов, а на долгосрочные отношения, партнерство и поддержку.

CNews: Вы упомянули кадровый дефицит. Каких специалистов не хватает больше всего?

Андрей Гук: Если говорить в целом, на глобальном уровне — самая острая конкурентная борьба у работодателей идет за специалистов в сфере информационной безопасности, ИИ и больших данных. В нашей стране также ощущается нехватка профессионалов, уверенно работающих с отечественными решениями.

К примеру, с Microsoft Office с закрытыми глазами умел работать любой системный администратор, но теперь вендор уходит, а специалистов по работе с отечественными аналогами нет. И вроде бы научиться не сложно, но есть такое понятие, как «набить руку». Ни у пользователей, ни у ИТ-специалистов нет опыта работы с российским ПО, они не знают, что с ним может случиться и как реагировать, куда позвонить, если есть проблема, все — в первый раз.

Андрей Гук, «Обит»: В 2023 году мы усилили акцент на поддержку ИТ-инфраструктуры

И это я взял базовый пример — все сложнее, когда речь идет о специализированных бизнес-инструментах. Например, решениях для автоматизации контакт-центров. Всю жизнь компании пользовались решением CallManager Cisco, в штате были специалисты, которые умели его настраивать. Теперь на замену ему пришел продукт от Naumen — он отличный, но клиент никогда с ним не работал, а специалистов по нему — человек 30 на всю страну...

Мы стали официальным партнером Naumen еще до пандемии COVID, и это очень помогло не одному нашему клиенту, когда от бесперебойной работы контакт-центров и удаленного обслуживания зависело дальнейшее существование бизнеса. Благодаря этому у нас образовался штат опытных специалистов по Naumen, мы поддерживаем ПО, решаем технические проблемы, занимаемся оптимизацией и кастомизацией продукта, работаем с серверной инфраструктурой.

CNews: А вы как решаете проблему с дефицитом ИТ-кадров?

Андрей Гук: Мы в первую очередь концентрируемся на сохранении штата. «ОБИТ» всегда был силен техническими компетенциями, мы сумели за 20 с лишним лет работы на рынке выстроить команду, которая доказала свою способность справиться с самыми нестандартными задачами.

На фоне событий прошлого года было важно избежать «функциональной комы» коллектива, и мы с первых дней запустили комплекс антикризисных мер, чтобы поддержать персонал — от бесплатной психологической помощи до вовлечения в креативные проекты и творческие задачи. Как демонстрирует наш показатель текучести — один из самых низких по рынку — нам удалось добиться цели.

Что касается поиска и найма талантов, тут нужно соблюдать тонкий баланс, найти момент, когда человек должен появиться в штате. Ведь сотруднику нужно не только достойный оклад предложить, но и интересную работу. Высокопрофессиональные специалисты быстро затухают, если не предложить им ничего увлекательного, им нужна самореализация, и только деньгами их не удержишь.

«Ставку нужно делать не на конкуренцию, а на кооперацию»

CNews: Что еще поменялось в стратегии вашей компании по итогам 2022 года?

Андрей Гук: Кроме возникшего направления с обслуживанием и поставками оборудования — ничего кардинального. Три года назад мы приняли стратегию по трансформации в ИТ-компанию из оператора связи, и в этом смысле повестка не поменялась. Дело в том, что наш первичный рынок, рынок телекоммуникаций, растет довольно слабо в последние годы, основной прирост происходит за счет мобильной связи, на которой мы не специализируемся. А вот фиксированная связь даже стагнирует.

Нам по итогам 2022 года удалось показать рост в 12%, это произошло именно за счет ИТ-направления — роста востребованности облачных сервисов, ИТ-аутсорсинга

Поэтому в 2023 году стратегия развития не поменялась. Были внесены небольшие коррективы — мы усилили акцент на поддержку ИТ-инфраструктуры, поиск отечественных вендоров.
Мы стали еще активнее развивать партнерства с российскими разработчиками — за прошлый год у нас было несколько проектов по импортозамещению ИБ-решений, внедрению решений по автоматизации контакт-центров и ITSM. Я считаю, что в период повсеместной оптимизации ставку нужно делать не на конкуренцию, а на кооперацию — если это поможет обеспечить клиенту тот результат, который ему необходим.

CNews: Каких клиентских кейсов у «Обит» могло не быть, если бы не трансформация ИТ-рынка в 2022 году?

Андрей Гук: Уход глобальных игроков сформировал новый продукт — так называемую локализацию ИТ-инфраструктуры. Вчерашним представительствам иностранных компаний пришлось столкнуться с необходимостью в кратчайшие сроки трансформироваться в самостоятельные бизнес-единицы — с собственной ИТ-инфраструктурой, сетью, технологическим стеком. У большинства из них даже не было ИТ-команд — обслуживание обеспечивали удаленные команды из штаб-квартир за рубежом.

Эти компании, с которыми мы до недавнего времени работали исключительно в части телекоммуникаций, обеспечивая связь и ИТ-аутсорсинг, приходят к нам — уже с более масштабными задачами.
То, что мы знакомы со спецификой их бизнес-процессов, приоритетами и требованиями, помогает в реализации проекта: мы быстрее подбираем решения, которые им подходят, быстрее их запускаем, настраиваем, выполняем миграцию.

Хотя, конечно, не обходится и без сложностей — так, выстраивая новую ИТ-инфраструктуру для бывшего подразделения немецкой компании из нефтегазового сектора, мы столкнулись с трудностями при миграции из-за опасений службы безопасности штаб-квартиры. Пришлось приложить усилия, чтобы найти решение, удовлетворяющее все стороны, но в итоге проект был успешно реализован, и компания продолжила свою работу как самостоятельная структура практически незаметно и для сотрудников, и для клиентов.