Фокус на технологии: как сделать офис местом силы

26.02.2025
Бизнес переходит на гибрид?

Согласно данным Высшей школы экономики, в России из дома работает всего 1% занятых, то есть не больше 1 млн человек. Авторы исследования выяснили, что среди основных причин низкого распространения дистанционной занятости есть и нехватка навыков управления распределенными командами у руководителей. Как следствие, продуктивность удаленных сотрудников страдает, от чего весь бизнес в целом чувствует себя хуже.
Это подтверждают и данные опроса ABD architects & OfficeNext. Большинство респондентов (83%) признались, что эффективнее всего они трудятся в офисе. Людей, которым удается продуктивно выполнять рабочие задачи из дома, меньше — всего 56%.
Если смотреть на проблему со стороны сотрудников, зачастую им не хватает компетенций для качественной удаленной работы, их дисциплина и мотивация хромают, а отсутствие опыта дистанционного взаимодействия с членами команды из других отделов только усугубляет ситуацию.
Большую роль в организации эффективного трудового процесса играет и рабочее место. Вне офиса далеко не всегда можно обеспечить оптимальные условия для эффективного труда и не отвлекаться от работы на домашние дела.
Все это приводит к тому, что производительность труда специалистов на удаленке падает, и это становится косвенной причиной, по которой финансовые показатели всего бизнеса снижаются. Работодатели решают эту проблему, переводя команду на гибридный график. Треть российских компаний (34%) считают такой формат более эффективным, следует из данных ABD architects & OfficeNext. Но такой подход не будет работать, если сам офис организован по принципам, которые считались относительно современными еще до пандемии коронавируса.
Офисы нового формата

Широкое распространение гибридной занятости действительно предъявляет новые требования к организации офисных пространств. Во-первых, растет количество не закрепленных за сотрудниками мест, а значит, нужны технологические решения для управления бронированием рабочих столов, а также для отслеживания загруженности офиса и эффективности его использования. По данным ABD architects & OfficeNext, больше половины российских компаний (57%) планируют расширение системы незакрепленных рабочих мест. Это помогает им экономить финансовые ресурсы, сокращая площадь арендуемых пространств.
Во-вторых, в условиях дефицита кадров работодатели стали внимательнее относиться к физическому и ментальному здоровью своей команды. Выгоревший специалист очень дорого обходится компании. Бизнес предпочитает создавать максимально комфортные условия работы для сотрудников, проектирует в офисах зоны, где можно восстановить силы и перезагрузиться: комнаты для отдыха, сна и медитации, спортивные залы. Компании также заботятся о здоровье и продуктивности своих команд, устанавливая в зданиях системы мониторинга качества воздуха, в том числе датчики CO2 и влажности.
В-третьих, работодатели стали лучше понимать, как важна для продуктивной работы неформальная коммуникация между членами команды. Сотрудники должны видеть друг в друге живых людей, а не функцию, поэтому в новых офисах появляются лаундж-зоны для общения, пространства для проведения тренингов и мероприятий. Например, в офисе Manufaqtury (получил награду лучший fit-out проект по версии Arendator Awards 2024.), есть кофе-пойнт с большим столом, а также открытые переговорные для брейнштормингов, где могут собираться все члены команды. В-четвертых, бизнес учитывает запрос сотрудников на быструю и удобную коммуникацию и внедряет технологические решения, позволяющие решать любые вопросы, касающиеся офисной инфраструктуры, в формате одного окна.
Тренд на офисную реновацию

В 2024 году тренд на адаптацию офисов под работу гибридных команд только набирал популярность, и это доказывает, что бизнес готов инвестировать в такие пространства. Для их создания часто используют формат fit-out, который, по сути, позволяет заказчику получить офис под ключ: исполнитель берет на себя все этапы реновации — от подготовки технического задания до сдачи готового объекта.
В fit-out важен индивидуальный подход к каждому клиенту: офисы проектируются с учетом специфики деятельности и корпоративной культуры компании, количества ее сотрудников. Fit-out также уделяет большое внимание технологическому оснащению рабочего пространства. На этапе проектирования закладываются решения, которые позволят сделать работу команды эффективнее, — от IoT-устройств и приборов для мониторинга и управления микроклиматом, освещением, уровнем шума и энергопотреблением до умных систем бронирования переговорных комнат, рабочих мест и парковок.
Как создаются современные офисы «под ключ»
Реализация fit-out-проектов в Manufaqtury начинается с аналитики — изучения текущего состояния офиса и потребностей сотрудников компании, сбора данных о функциональных требованиях к новому рабочему пространству, бюджете и сроках. Например, если бизнес планирует перевести команду на гибридный график, в первую очередь следует выяснить, сколько специалистов трудятся удаленно и как часто они планируют посещать офис.
Следующий этап — концептуальное проектирование: разработка общей концепции планировки пространства с учетом зон для работы и отдыха, переговорных комнат, дизайна, наличия технологических решений.
Архитектурное и инженерное проектирование включает подготовку детализированного проекта — от инженерных систем до визуального оформления — и согласование с клиентом всех технических и дизайн-решений.
На этапе реализации выполняются строительные и отделочные работы, установка инженерных систем, оборудования, интеграция IoT-устройств, систем освещения и климат-контроля.
По итогам ремонтных работ компания получает полностью готовый к заселению офис, в котором проведен клининг, настроены все сервисы для работы, реализовано озеленение.
Реновация офиса — это всегда выход из зоны комфорта как для бизнеса, так и для его сотрудников. Задача команды, реализующей fit-out-проекты, — сделать этот процесс безболезненным для заказчика, создать не только «офис для людей», в который хочется приходить, но и рабочее пространство с заделом на будущее, учитывающее все возможные изменения в работе компании и численности ее команды. Manufaqtury руководствуется именно этими принципами.
Оптимизировать площади офиса с помощью технологий

При создании офиса для гибридной команды одна из задач бизнеса — сократить площадь рабочего пространства, причем сделать это не в ущерб бизнес-процессам и комфорту сотрудников.
Оптимизировать использование рабочих мест позволяют технологические сервисы для управления офисным трафиком, которые уже доказали свою эффективность. Например, с помощью платформы Q:OS, которая помогает специалистам бронировать рабочие места, переговорные комнаты и другие офисные ресурсы.
Благодаря комплексному подходу Manufaqtury была создана современная штаб-квартира для группы «Самолет». В ходе работ площадь офиса была сокращена с 8000 до 3000 квадратного метра, а пространство оптимизировано с учетом гибридного графика сотрудников. При этом количество сотрудников, использующих офис, осталось неизменным — 900 человек, а коэффициент использования рабочего места вырос с 1 до 3,9.
Возможность быстро найти и занять рабочее место или переговорную для команды в мобильном приложении, удобная система уведомлений и напоминаний позволяют избегать накладок в бронировании и повышать лояльность команды.
Кроме бронирования рабочих мест и переговорных комнат, Q:OS интегрируется и с другими офисными ресурсами. Например, сотрудники могут бронировать парковочные места на территории бизнес-центра. Так, согласно данным платформы, общая длительность бронирований офисных ресурсов, созданных командой группа «Самолет», составила 47 лет.
Prysm делает офисную жизнь комфортнее: сотрудник может заранее заказать кофе и получить его без очереди, экономя время обеденного перерыва, или записаться на мойку автомобиля и забрать его чистым после рабочего дня. Через push-уведомления можно узнать об изменениях в работе бизнес-центра, а удобный интерфейс для оставления заявок поможет влиять на качество работы управляющей компании.
По данным Manufaqtury, после внедрения Prysm в работу бизнес-центра Poklonka Place заявки от сотрудников арендаторов стали обрабатываться управляющей компанией на 50% быстрее, а лояльность резидентов увеличилась почти на четверть (23%).

За пределами офиса
За пределами офиса цифровой комфорт сотрудника не должен заканчиваться, и сегодня технологии проникают даже в такие консервативные сферы как коммерческая недвижимость.
Сотрудники хотят быстро и комфортно закрывать потребности, проводя большую часть дня в бизнес-центрах. В условиях рекордно низкой вакансии арендных площадей на рынке и заполненности бизнес-центров близкой к 100% по-прежнему лояльность арендаторов остается в фокусе управляющих компаний и владельцев объектов. Помимо развития инфраструктуры: дополнительных сервисов и клиентоориентированности УК, точек питания и бытовых сервисов в виде химчистки, нотариуса, автомойки на паркинге и других, управляющие бизнес-центрами активно инвестируют в цифровые сервисы.
Например, в декабре 2024 года в БЦ Poklonka Place были запущены мобильное приложение и CRM-система для резидентов на основе технологии Prysm. PropTech-решение Prysm позволяет объединить на одной платформе взаимодействие арендаторов бизнес-центров, их сотрудников и управляющей компании. Так резиденты могут в формате одного окна оперативно решать любые вопросы, например, сообщить УК бизнес-центра о забытых вещах и неисправностях, которые нужно устранить, а также в несколько кликов оформить автомобильный или пешеходный пропуск на территорию офисного центра и заказать сервисные услуги, не выходя из кабинета.
Не просто место работы
Тренд на адаптацию офисных пространств под новые реалии работы продолжает набирать обороты. Гибридный формат требует не только оптимизации площадей, но и внедрения технологических решений, повышающих удобство и эффективность рабочих процессов. Сегодня офисы — это не просто место работы, а пространство, где сотрудники могут взаимодействовать, развиваться и чувствовать себя комфортно. Компании, которые инвестируют в реновацию офисов, не просто следуют тренду — они формируют новые стандарты организации работы, где технологии становятся инструментом вовлеченности, продуктивности и корпоративной культуры.