Спецпроекты

Система ЭРА ГЛОНАСС построена и испытана

Телеком Интеграция Авто Инфраструктура Инфраструктура
НП ГЛОНАСС, Минтранс и операторы связи проверили работу системы экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС на всей территории России. До конца года пройдут приемо-сдаточные испытания, а в 2014 г. Минтранс выберет оператора системы. С 2015 г. начнется поэтапное обязательное оснащение терминалами ЭРА автомобилей, поставляемых в Россию.

Некоммерческое партнерство (НП) ГЛОНАСС и Минтранс заявили об успешном окончании комплексных испытаний системы экстренного реагирования при авариях ЭРА ГЛОНАСС на всей территории страны. В ходе испытаний проверялась работа базового сервиса вызова экстренных служб. Опытная эксплуатация завершится приемо-сдаточными испытаниями Минтранса, Минкомсвязи и других заинтересованных ведомств, в т.ч. силовых, которые должны состояться уже на этой неделе.

Система ЭРА-ГЛОНАСС (см. подробнее в статье) функционирует следующим образом. На автомобиль устанавливается навигационно-связной терминал (на производственном конвейере или в сертифицированном сервисном центре). При попадании автомобиля в ДТП этот терминал, используя сигналы спутниковой навигации ГЛОНАСС и GPS, автоматически определяет местоположение аварийного транспортного средства и в режиме приоритизации вызова автоматически передает по каналам мобильной связи в ближайший узел системы ЭРА-ГЛОНАСС информацию о точных координатах, времени и тяжести ДТП.

Вызовы проверяются на ложное срабатывание в фильтрующем контакт-центре ЭРА-ГЛОНАСС, и прошедшие проверку поступают в экстренные оперативные службы (в перспективе – в «Систему-112») для начала процесса реагирования. В автомобиле также будет размещена специальная кнопка для связи с оператором ЭРА-ГЛОНАСС, с помощью которой водитель или пассажиры могут обратиться за помощью в случае других нештатных ситуаций на дороге, угрожающих жизни или здоровью.

Услуга ЭРА-ГЛОНАСС предоставляется гражданам бесплатно на все время эксплуатации автомобиля с установленным и исправным терминалом (у терминала предусмотрен режим самотестирования, также его исправность будет проверяться в ходе каждого технического осмотра автомобиля).

Система создается с 2010 г. Общий объем бюджетных расходов на ее создание составил 3,9 млрд руб. Помимо госорганов, НП ГЛОНАСС, операторов «большой тройки» и «Ростелекома», обеспечивающих связь при вызовах спасателей, в работах над базовым функционалом ЭРА ГЛОНАСС принимали участие компании Luxoft (разрабатывала навигационно-информационную платформу для диспетчеров), «Техносерв» и «Энвижн Груп» (занимались поставкой оборудования и строительством ЦОДов).

Информационная панель ЭРА ГЛОНАСС позволяет в реальном времени получать данные о ручных и автоматических вызовах. Нажмите, чтобы увеличить изображение

Терминалы для ЭРА, устанавливаемые на автомобили, уже производятся. Нажмите, чтобы увеличить изображение

Поставщиков терминалов автопроизводители смогут выбирать самостоятельно. Это может быть Continental, Bosh, Harman, Itelma или другие производители. Главное, чтобы выбранный терминал соответствовал установленным требованиям системы ЭРА-ГЛОНАСС. Терминал, в частности, помимо экстренного вызова, должен обеспечивать двухстороннюю голосовую связь, запись информации с датчика ускорения автомобиля.

Как заявил CNews президент НП ГЛОНАСС Александр Гурко, спецификация на устройства, устанавливаемые в автомобили, открыта. Он рассчитывает, что к моменту обязательного использования системы экстренного реагирования будет большое число конкурирующих производителей.

Терминалы для ЭРА, устанавливаемые на автомобили, уже производятся. Нажмите, чтобы увеличить изображение

Терминалы для ЭРА, устанавливаемые на автомобили, уже производятся. Нажмите, чтобы увеличить изображение

Напомним, что с 1 января 2015 г. все транспортные средства в странах Таможенного союза (России, Белоруссии и Казахстане), которые впервые проходят процедуру одобрения типа, должны будут оснащаться бортовыми устройствами с поддержкой ЭРА-ГЛОНАСС. С 1 января 2016 г. это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 г. – на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.

Ситуация с выбором оператора эксплуатации системы менее определенная. НП ГЛОНАСС еще в начале 2013 г. получило лицензию виртуального оператора сотовой связи (MNVO). Первым партнером из «большой тройки» стал МТС. Недавно было подписано соглашение по MNVO с «Вымпелкомом», говорит Гурко, на днях должна появиться аналогичная договоренность с «Мегафоном». Однако это не означает, что оператором ЭРА в итоге станет именно НП ГЛОНАСС.

Гурко считает такой вариант разумным, но окончательный выбор сделает Минтранс в 2014 г. Именно выбранный оператор ЭРА должен будет обеспечить выбор наиболее доступной в месте аварии сети операторов-партнеров и передачу информации о происшествии через нее диспетчерам.



Тема месяца

Обзор: ИКТ в госсекторе

Рейтинги CNews

• Топ-100 ИКТ-тендеров для федеральных ведомств • Крупнейшие поставщики • ИКТ-бюджеты регионов

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка