Разделы

Бизнес

ИТ-компании разочаровались в отечественных выставках

Отечественные ИТ-компании, похоже, всерьез разочарованы в профессиональных выставках, проводимых на территории России. Западные выставки, например, проходящий в Ганновере CeBIT, кажутся многим куда более привлекательными. Россияне утверждают, что бизнес-отдача от отечественных мероприятий такого рода невысока, поскольку здесь компании больше ориентированы на «заманивание» посетителей на свой стенд всеми возможными способами, в то время как CeBIT способствует созданию бизнес-контактов между компаниями-участниками и их потенциальными клиентами. И за такую возможность фирмам не жаль заплатить огромные деньги.
В репортаже с CeBIT-2004 CNews.ru уже сообщал о том, что некоторые российские участники выставки в Ганновере считают, что при всей престижности, участие в ней обходится даже дешевле, чем в московском Comtek, а аренда площадей на CeBIT себя вполне окупает. Обсуждение этого вопроса было продолжено корреспондентом CNews.ru в рамках прошедшей в Москве пресс-конференции ИТ-компаний – участников CeBIT-2004.

Руководитель информационной службы «Лаборатории Касперского» Денис Зенкин не согласен с тем, что россияне смогут существенно сэкономить, предпочитая CeBIT отечественным выставкам: «Разумеется, участие в CeBIT многократно дороже, чем в российских выставках. Несмотря на то, что стоимость 1 кв. м. может оказаться и ниже, чем, скажем, на выставке Comtek, участие сопряжено с большим количеством других накладных расходов, связанных с командированием сотрудников. Несмотря на это отдача от CeBIT'а все равно намного больше: отдача на единицу вложенных средств намного выше." Вместе с тем, для российским компаниями приходится сталкиваться и с рядом других сложностей организационного характера. Например, г-н Зенкин отметил, что россиянам практически невозможно без материальных потерь провезти через <родную> таможню промо-материалы (буклеты, компакт-диски и пр.), для распространения на выставке. По словам г-на Зенкина, участвуя в CeBIT не впервые и зная о подобных проблемах, «Лаборатория Касперского» заранее перенесла производство информационных материалов за рубеж. «Жаль, что это совсем не вписывается в государственную программу поддержки отечественного производителя, но у нас просто нет выбора», - посетовал Денис Зенкин.

Однако, несмотря на все организационные и материальные сложности, польза от участия в этой выставке, по его мнению, превосходит ожидания. Например, помимо полезных деловых знакомств и новых контрактов, «Лабораторию Касперского» очень порадовала возможность в этом году впервые принять участие в корпоративных лекциях в рамках CeBIT и выступить в переполненном зале с докладом о вреде спама и защите от него.

По мнению руководителя службы информации, рекламы и PR компании ABBYY Настасьи Савиной, практический эффект от участия в CeBIT и в российских выставках несравним: «Насколько CeBIT дороже – настолько он эффективнее отечественных мероприятий». Г-жа Савина считает, что нельзя сравнить и уровень участвующих в CeBIT представителей фирм с тем, что мы наблюдаем в Москве. Если в Ганновер, как правило, приезжают первые лица компаний, которые могут принимать решения, то на стендах российских выставок присутствуют менеджеры среднего звена и ниже. По ее словам, ABBYY участвует выставке в Ганновере в седьмой раз. «Я считаю, что CeBIT вывел ABBYY на мировой рынок, и многие партнеры, с которыми нам удалось завязать контакт во время проведения этой выставки, впоследствии возглавили зарубежные офисы нашей компании», - рассказала г-жа Савина CNews.ru. Она считает, что если компания хочет выйти на мировой рынок, то ей необходимо отправиться на CeBIT. Однако многие отечественные фирмы, которым необходимо было там присутствовать, не смогли это сделать, прежде всего – по материальным соображениям. «Компаниям нужны проводники–ассоциации, которые могут помочь в продвижении компании за рубеж, причем не только деньгами, но и организационно», - считает г-жа Савина.

Президент консорциума Fort-Ross Валентин Макаров отметил, что участие в коллективных стендах России на CeBIT – это «проверенный способ» для мелких компаний поучаствовать в выставке, поскольку в этом случае расходы по участию ложатся не только на саму фирму, но и на общественные организации, спонсирующие коллективные стенды. Так, в этом году коллективный стенд российских разработчиков программного обеспечения на CeBIT был организован консорциумом Fort-Ross при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и администрации Санкт-Петербурга. На этом стенде была представлена 21 компания из России, Украины и Белоруссии. Г-н Макаров рассказал CNews.ru, что стоимость организации стенда составила порядка $50 тыс., из них $10 тыс. выделила администрация Санкт-Петербурга (единственная откликнувшаяся на просьбу Fort-Ross госструктура), еще $5 тыс. - АП КИТ, остальные средства предоставили компании-участники и консорциум Fort-Ross. Он также отметил, что в 2004 году число посетителей CeBIT значительно выросло и составило порядка 510 тыс. человек: «Каждый день выставку посещало на 3 тыс. человек больше, чем в предыдущие годы. Рост интереса российских компаний к CeBIT позволяет предположить, что российские компании могут заметно охладеть к идее участия в отечественных выставках. Может случиться так, что на московские «тусовки в Экспоцентре» захотят тратиться только новички на рынке ИТ.

«Сегодня нам нет смысла участвовать в российских выставках, поскольку эффективность от вложенных в CeBIT средств гораздо выше, - рассказал CNews.ru Алексей Рыбаков из Центра разработки программного обеспечения «Аурига». - Ведь отечественные мероприятия подобного плана не ориентированы, в отличие от зарубежных, на завязывание деловых контактов, а призваны лишь привлекать посетителей на свой стенд». А участие в зарубежных выставках – это путь к работе с западным рынком. По его словам, европейские заказчики весьма заинтересованы в сотрудничестве с российскими разработчиками ПО. «Многие зарубежные клиенты в беседах отмечали, что у них имелся негативный опыт сотрудничества с разработчиками из Юго-Восточной Азии, в то время как плохих высказываний в адрес российских офшорных программистов я не услышал, и вовсе не потому, что подобного сотрудничества не ведется», - отметил г-н Рыбаков.

Стоит ли пытаться повысить операционную эффективность с помощью цифрового аудита: опыт «Алроса»
Цифровизация

По мнению Игоря Тихого из компании Artezio, за прошедший с предыдущего CeBIT год в Германии и Европе отношение к российским офшорным программистам улучшилось. Если раньше отечественные разработчики выполняли, в основном, заказы американских компаний, то теперь соотношение проектов для европейских и американских заказчиков выравнивается. Однако наличие россиян в офшорном бизнесе, рассчитанном на европейских заказчиков, еще фрагментарно. «В то время как индусы покупают целые немецкие компании, для которых потом будут выполнять заказы их соотечественники-программисты, наша роль на их фоне выглядит пока достаточно скромно», - считает г-н Тихий.

Особый интерес посетителей CeBIT к нашей стране и российским экспонентам в беседе с CNews.ru отмечает и менеджер продаж Logitech в России Евгений Марин: «Мы участвовали в выставке как международная компания, но неформально чувствовалось, что Россия – одна из точек притяжения внимания наших топ-менеджеров». По его мнению, российские компании на CeBIT – это «свежий ветер» ИТ-индустрии. «К нашим компаниям проявляют интерес, но уже не относятся как к инопланетянам, - считает г-н Марин. - Хотя несколько лет назад встреча с российской фирмой вне государственного стенда была большой неожиданностью». По словам г-на Марина, пользу участия в CeBIT трудно переоценить, ведь стенд Logitech со множеством новых продуктов повышает узнаваемость этого бренда в Европе. С другой стороны, «концентрация» менеджеров Logitech на выставке позволяет оперативно решать вопросы, которые возникают в процессе переговоров. Logitech пока не принимал участие в российских выставках. Однако г-н Марин считает, что организаторы подобных мероприятий должны выбрать для себя определенный уровень соотношения между «массовым посетителем» и «профессионалами», после чего - правильно позиционировать себя на рынке. А сами компании должны определиться с тем, устраивает ли их предложенный организаторами формат.

На пресс-конференции, посвященной итогам CeBIT, в числе прочего, было сказано много слов о необходимости внимания государства к развитию российских высоких технологий, укреплению имиджа России в ИТ-области и т.д. Но, как это часто случается, все слова остались без внимания тех, кому были адресованы, – представителей государственной власти. Заявленные в программе мероприятия выступления представителей МЭРТ РФ и Минпромнауки РФ не состоялись, поскольку, по нашей информации, часть спикеров была вызвана на заседание российского правительства, а другая часть – «внезапно заболела».