Разделы

Бизнес Телеком

IP меняет парадигму связи

Апологеты IP-коммуникаций советуют приверженцам традиционной связи перестроить свои взгляды на мир инфокоммуникаций и психологию. По мнению первых, внедрение интернет-протокола в современный телеком подобно зарождению и развитию квантовой механики, которая изменила представления классической физики и позволила создать принципиально новые приборы и устройства.
История знает немало примеров противостояния «старого» и «нового» мира, которые обычно заканчивались победой последнего и сменой парадигмы — совокупности базовых понятий, концепций, терминов — таких мыслительных конструкций, в которых люди понимают окружающую их действительность и предпринимают соответствующие данной парадигме действия. Самые удачные примеры следует искать в точных науках, которые позволяют путем многочисленных экспериментов проверять существующие теории, строить новые и создавать на их основе устройства, которые были немыслимы в рамках старых представлений о мире. Так, благодаря появлению в начале прошлого века и развитию квантовой механики, базовые законы которой для микрочастиц оказались совершенно непохожими на законы классической физики для макроскопических тел, появились сначала лазеры, а потом разнообразные устройства хранения и передачи информации. На этот раз революция, точнее, скорее всего — эволюционный переход, назревает в мире телекоммуникаций, который постепенно сращивается с миром информационных технологий.

«На наших глазах в мировых и российских телекоммуникациях происходит смена парадигмы — paradigm shift — фундаментальные изменения самих базовых понятий и концепций отрасли, ее организационных и бизнес-моделей. Рушатся привычные способы и правила ведения бизнеса, технологические цепочки, но появляются и новые, захватывающие возможности», — отметил на 10-й юбилейной конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям ее председатель Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI.

«Не будет сильным преувеличением сказать, что текущий год проходит под знаком IP-коммуникаций, — считает председатель исполкома Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ) Аркадий Кремер. — Эта технология оказывает значительное влияние на эволюцию фиксированной и мобильной связи, опорных сетей и сетей доступа, операторских и корпоративных сетей».

И не случайно председатель Microsoft Билл Гейтс предсказывает быстрый рост популярности программного обеспечения, основанного на интернет-технологиях, которое приведет к «кардинальным сдвигам» на рынке. Глава крупнейшей софтверной компании требует от ее руководителей сосредоточиться на ПО и сервисах нового поколения и «действовать быстро и решительно». «Грядущее лавинообразное увеличение сервисов окажет очень разрушительное влияние на рынок, — считает Гейтс. — У нас есть конкуренты, которые воспользуются конъюнктурой рынка для того, чтобы бросить нам вызов, — пока существует вероятность оказаться лидером рынка». Примечательно и то, что среди конкурентов Microsoft, также взявших курс на интернет-телефонию и другие сервисы, — Skype, Google, Yahoo и пр. — нет ни одной телекоммуникационной компании.

По мнению старшего вице-президента ЗАО «Компания ТрансТелеком» Алексея Рокотяна, современное состояние телекоммуникаций обусловлено историческим развитием отрасли связи, которая развивалась в условиях дефицита пропускной способности, низкого качества каналов связи, жесткого управления коммутационными устройствами и дефицита телекоммуникационных услуг. Результатом этого первого этапа развития телекоммуникаций явилось существование специализированных сетей для каждого вида передаваемой информации и монопольное положение операторов, которые строят сети и зачастую сами же оказывают на них услуги.

Совершенствование телекоммуникаций в рамках существующей парадигмы происходило по пути преодоления указанных выше недостатков, и основной целью отрасли по-прежнему оставалась ликвидация дефицита услуг для конечных потребителей. Появилась конкуренция, но она носила ограниченный характер и, по существу, являлась конкуренцией инфраструктур, а не услуг. Начало технологической революции в телекоммуникациях было связано с развитием волоконной оптики, которая дала отрасли много дешевых и качественных каналов связи, а также с развитием микропроцессорной техники, что вызвало колоссальный рост и удешевление вычислительных ресурсов коммутаторов. Сетевые ресурсы удешевлялись, росло их качество. Появилась реальная мультисервисность — отпала необходимость оптимизировать сеть под конкретный вид передаваемой информации, а избыточность позволила оптимизировать сети под задачу обеспечения гибкости и удобства пользования. Все большую ценность в глазах потребителя стала приобретать не услуга связи как таковая, как процесс передачи информации, а сервис, доступ к которому стал возможен через потребление услуг связи. В цепочке «магистральный оператор — региональный оператор — локальный оператор — клиент» появилось еще одно звено — сервис-провайдер, взаимодействующий напрямую с клиентом, а затем — еще и системный интегратор и контент-провайдер.

Контроль на 360˚: как DLP должна встраиваться в работу компании
Безопасность

При этом в качестве двух основных перспективных бизнес-моделей операторов Алексей Рокотян выделил инфраструктурную и сервисную. Основная тенденция, по его мнению, заключается в том, что тот участок, на котором пересекаются функции инфраструктурного и сервисного операторов, — основные услуги связи и биллинг — мигрируют из инфраструктурной части в сервисную. И это поменяет картину в отрасли достаточно быстро, считает г-н Рокотян. Конвергенция телекоммуникаций, начавшаяся на транспортном уровне (прежде всего, на уровне сетей доступа), перейдет впоследствии на уровень управления сеансами и завершится объединением этих двух уровней. В результате бизнес-модель телекоммуникационного оператора будет ограничена уровнями транспорта и управления сеансами, а приложения и работа с клиентами будут «отданы на откуп» другим компаниям (если, конечно, у одной компании-оператора, не существует несколько бизнес-моделей).

Происходящие и назревающие глобальные перемены в отрасли, казалось бы, осознает и отечественный регулятор. Заместитель начальника отдела инновационной деятельности департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Мининформсвязи РФ Илья Захаров, зачитавший на конференции приветственное слово ВРИО министра информационных технологий и связи РФ Дмитрия Милованцева, в частности, отметил: «В настоящее время как мировая, так и отечественная телекоммуникационная отрасль находится в состоянии грандиозной реконструкции, связанной с конвергенцией информационных и коммуникационных технологий, с переосмыслением базовых понятий и моделей, сложившихся в ней за последние полтора века. Становление индустрии инфокоммуникаций осуществляется на базе вхождения семейства IP-протоколов в качестве единой для всего мира технологической платформы и сети интернет как глобальной инфокоммуникационной среды».

Однако Алексей Рокотян считает, что смена парадигмы в отрасли связи практически не затронула российского регулятора. По его мнению, сегодня регулирование телекоммуникационной отрасли в стране построено по технократическому подходу, в основе которого лежит аксиома: «Услуга — это функция сети. Хочешь оказывать услугу — строй сеть связи». При этом полностью игнорируется маркетинговая составляющая цепочки создания ценности (продвижение, продажи, создание сервисов и пр.). А техническое и правовое регулирование построено, исходя из логики «классической» телефонии, и далеко не всегда учитывается тот факт, что современные телекоммуникации (мир IP-технологий) архитектурно и идеологически построены по-другому. В результате не получается удобной юридической конструкции для «перепродажи» услуг связи, что является серьезным препятствием для создания цивилизованного рынка, ориентированного на клиента. Как следствие, трудно, например, создать виртуального оператора сотовой сети, не выстраиваются конвергентные сервисы, не реализуется бизнес-модель «оператора-интегратора» для обслуживания продвинутых клиентов, плохо реализуется модель инфокоммуникационных услуг. А бедному клиенту придется заключать как минимум пять договоров с каждым из операторов — дальней, зоновой и местной связи, а также с поставщиком VPN-услуг и интернет-провайдером. Чтобы этого не случилось, Алексей Рокотян предлагает всем участникам российского телекоммуникационного рынка — и, прежде всего, регулятору и традиционным операторам связи — изменить свою психологию и научиться жить «немножко в другой среде».



CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: