Спецпроекты

ГЛОНАСС-приемники скупают до начала продаж. ФОТО

Телеком Бизнес Техника ИТ в торговле
В четверг, 27 декабря, было официально объявлено о начале продаж в сети «ИОН» первого в мире двухсистемного навигационного приемника GPS/ГЛОНАСС под названием Glospace. При этом на прилавках приемник до нового года не появится — первую партию уже успели раскупить. Однако эксперты не прогнозируют высокого спроса на данный продукт, поскольку реальная потребность в нем появится не раньше чем через полгода. Навигационный приемник собственной разработки Glospace, способный работать одновременно с американской системой GPS и российской ГЛОНАСС представил Научно-исследовательский институт Космического приборостроения. До сих пор гражданским пользователям во всем мире были доступны только навигаторы с поддержкой GPS, тогда как совместимое с ГЛОНАСС оборудование производилось лишь для нужд спецпотребителей, да и сама система из-за выхода из строя многих ее спутников в последние годы не обеспечивала непрерывного режима работы.

Однако буквально в среду с комсодрома Байконур был произведен запуск трех новых спутников, и после ввода их в эксплуатацию в феврале 2008 г. общее число одновременно работающих в системе ГЛОНАСС спутников увеличиться до 13. «Сейчас пока пользователям Glospace придется работать в совместном ГЛОНАСС/GPS режиме, но с февраля будущего года в России можно будет работать исключительно в режиме ГЛОНАСС, — заявил руководитель Управления автоматических космических комплексов и систем управления Роскосмоса Анатолий Шилов. — Я вас заверяю, что 95% территории России будет в зоне обслуживания ГЛОНАСС».

Возможность использования двух навигационных систем должна повысить точность и надежность определения координат. «В системе GPS долгое время существовал селективный режим, позволявший властям США искусственно ограничивать точность выдаваемых координат, — сообщили разработчики Glospace. — И хотя несколько лет назад он был отменен, в случае возникновения у Америки потребности селективный режим может быть возобновлен. В ГЛОНАСС же для гражданских потребителей любые ограничения были отменены, да и невозможно представить, чтобы США и России смогли одновременно договориться о создании помех для навигации».

Интерес к Glospace уже проявили потребители из арабских стран, которые по политичеcким соображениям с недоверием относятся к американской системе GPS.

Glospace собран, в основном, на основе комплектующих компании Samsung. Как пояснили разработчики навигатора, производить чипсет для навигионного приемника в России пока невозможно, хотя в объединяющей зеленоградские микроэлектронные заводы компании «Ситроникс» соответствующие планы вынашивают. Впрочем, навигационная плата и процессор в новом устройстве уже российского производства.

Первый двухсистемный навигатор предназначен, в первую очередь, для использования в автомобиле: он обладает цветным сенсорным дисплеем с диагональю 7" и разрешением 480x234 пикселей, 400 МГц процессором, встроенной памятью 64 Мб и операционной системой Windows CE 5.0 (возможность установки дополнительных приложений не предусмотрена). Glospace компектуется картой памяти на 1Гб, картой Москвы и Московской области, а также совместим с системой оповещения об автомобильных пробках Smilink. Среди дополнительных мультимедийных возможностей устройства присутствуют проигрывание аудио- и видео-файлов в формате MPEG, просмотр фотографий и подключением видеопроигрывателя через AV-вход. Планируется появление модифицированных версий Glospace со встроенными модулем беспроводной связи Bluetooth, ТВ- и радиотюнерами и др.

Продажи Glospace будет осуществлять сеть салонов связи «Ион». Несмотря на то, что формально продажи начались 27 декабря, пока на витринах сети есть только демонстрационный образец: как пояснили представители «Ион», из возникшего ажиотажа первая партия устройств (100 штук) была раскуплена еще до начала продаж. Но в начале следующего года должна поступить новая партия в 1000 штук, а в будущем «Ион» планирует выйти на уровень продаж в 1000-2000 штук в месяц.

Тем не менее, эксперты скептически смотрят на перспективы нового устройства. «Не стоит ожидать большого ажиотажа вокруг нового устройства, а раскупленные до начала продаж экземпляры, скорее всего, приобретались для подарков, — полагает аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Прогнозируемые цифры продаж крайне маленькие, для нормального автомобильного навигатора объем продаж должен составлять 10-15 тыс. штук в месяц».

По мнению Муртазина, «до начала полноценной эксплуатации ГЛОНАСС единственное преимущество Glospace заключается в большом экране (у большинства представленных на рынке устройств он в два раза меньше). Другие производители тоже могли бы выпускать приемниками с такими экранами, но не делают этого с целью не портить эргономику своих товаров, тогда как у Glospace она изначально плохая». Серьезным недостатком Glospace является высокая цена — 12 тыс. руб., при том что аналогичные по техническим характеристкам GPS- приемники стоят 7-8 тыс. руб.

Конкуренты «Ион» также не спешат продавать Glospace, хотя и отмечают, что российский рынок автомобильной навигации далек от насыщения. «В 2007 г. в России будет продано порядка 60 тыс. автомобильных навигаторов, и это довольно скромные показатели по сравнению с рынками США и стран Европы, — рассказали CNews в «Евросети». — В следующем году они должны вырасти в 2,3-3 раза. Но что касается ГЛОНАСС, то сейчас для потребителя нет разницы между поддерживающими эту систему устройствами и односистемными GPS-приемниками».

«В данный момент мы не продаем устройства с поддержкой ГЛОНАСС, — пока она станет работоспособной с пользовательской точки зрения, по прогнозам, пройдет еще не менее 2-3 месяцев (некоторые эксперты называют цифру до 2 лет, — CNews), да и потребности в GPS-навигации у нас закрыты на 100%», — согласились в «Цифрограде». Впрочем, к моменту полного развертывания спутниковой группировки ГЛОНАСС и «Цифроград», и «Евросеть» собираются начать продажи соответствующих приемников, заверили представители обеих компаний.



Тема месяца

Обзор: Телеком 2019

Рейтинги CNews

Крупнейшие телекоммуникационные компании России 2019 Крупнейшие поставщики ИТ в телеком 2019

Стратегия месяца

Кто будет управлять облачной частью бизнеса?

Неудивительно, что популярность гибридной модели стремительно растет.