Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Инфраструктура

Путину предложили создать в России открытую ОС для беспилотных автомобилей

Для Владимира Путина подготовили дорожную карту «Автонет», призванную создать в России рынок систем интеллектуального управления автотранспортом. В числе прочего предлагается разработать отечественную свободную робототехническую операционную систему для таких решений и организовать вокруг нее Open Source-сообщество.

Как развивать «умные» автомобили

Совет по инновационному развитию и модернизации при Президенте России одобрил дорожную карту «Автонет», описывающую предложения по развитию российского рынка решений для автомобилей с интеллектуальными информационными системами (АсИС) и интеллектуальными транспортными системами (ИТС) до 2035 г.

Документ разрабатывался в рамках проекта Национальной технологической инициативы (НТИ), созданного по поручению Президента России Владимира Путина. Рабочей группой, разрабатывавшей данную дорожную карту, руководили гендиректор КАМАЗ Сергей Когозин и замминистра промышленности и торговли Александр Морозов.

Мировой автомобильный рынок в 2014 г. оценивался в $1,5 трлн, к 2035 г. он вырастет до $3 трлн. Доля грузовых перевозок с использованием автомобильного транспорта к 2025 г. вырастет с 60% до 72%. В отрасли растет спрос на решения в области частичной автоматизации транспорта: в 2014 г. объем соответствующего рынка составил $4 млрд.

Такие корпорации, Google, Volkswagen, Volvo и Daimler, тратили в 2014 г. на разработки в области АсИС от $500 млн до $1,5 млрд, при этом Google уже шесть лет ведет тестирования беспилотных автомобилей. Проекты в области АсИС реализуют мировые лидеры в области автокомпонентов для безопасности - Continental AG, Robert Bosch и TRW Automotive.

Дорожная карта «Автонет», созданная для Владимира Путина,
предлагает разработать отечественную свободную ОС для беспилотных автомобилей

К 2035 г. доля автомобилей с интеллектуальными системами составит 10%, большая часть коммерческих перевозок будет автоматизирована. А все автотранспортные средства будут оборудованы системами типа V2V (Vehicle-to-vehicle) и V2I (Vehicle-to-infrastructure), обеспечивающие общение машин друг с другом и дорожной инфраструктурой соответственно.

Ожидается, что к 2018 г. в сфере АсИС будет сформирован рынок систем помощи водителям (ADAS). К 2020 г. получат распространение системы частичной автономности вождения, к 2025 г. - высокой автономности, а к 2035 г. удастся достичь полной автономности вождения.

Среди АсИС выделяются следующие сегменты: системы специального назначения для дальних грузоперевозок по роботированным автотранспортным коридорам и перевозок по замкнутым и ограниченным территориям; сенсоры и специализированное ПО для управления автономными и частично автономными транспортными средствами; системы управления транспортными потоками и интеллектуальными транспортно-логическими системами.

Шанс для российского автопрома

Российская автомобильная отрасль ограничивается удовлетворением внутреннего спроса и занимает позицию «догоняющей мировые тренды». В то же время в сфере АсИС у российских производителей есть конкурентные преимущества, считают авторы документа.

Так, российские разработчики изначально были ориентированы на неидеальные транспортные условия и широкий диапазон погодно-климатических условий, и в России с советских времен сильна школа в области построения алгоритмов обработки данных. Кроме того, в России можно оперативнее, нежели в ЕС, выбрать пилотный регион для апробации АсИС.

Внедрение АсИС должно привести к снижению аварийности на дорогах на 90% за счет нивелирования роли антропогенного фактора и исключения возможности нарушения ПДД. Кроме того, АсИС позволят увеличить мобильность населения за счет снижения транспортных потерь, радикально изменить характер поведения человека за рулем, обеспечить службы спасения новой техникой и создать новые высококвалифицированные рабочие места. Комплексные выгоды от внедрения АсИС для экономики страны в период до 2035 г. оцениваются в p5,67 трлн.

Три сценария развития

Существуют три сценария развития рынка АсИС в России. Инерционный сценарий предполагает, что российские потребители будут полностью применять импортные системы помощи водителю. Это приведет к «вымыванию» с рынка отечественного автопрома из-за отсутствия отечественных систем.

CNews подготовил инфографику по одной из крупнейших информационных систем России
Цифровизация

Умеренный сценарий предполагает господдержку при приобретении лицензий ведущих мировых производителей по модели АсИС, систем ИТС для АсИС и применение систем помощи водителю. Лицензирование будет осуществляться с некоторым уровнем локализации. Из-за лицензионных ограничений предприятия отечественного автопрома будут занимать «маргинальное положение» с постепенным снижением доли в пользу зарубежных.

Наконец, инновационный сценарий предполагает разработку базовых модификаций систем помощи водителю, систем автопилота и АсИС, а также системы ИТС для АсИС. В России будет производиться программное и аппаратное обеспечение как для внутреннего рынка, так и на экспорт. Такой подход потребует наличия госпрограмм по собственной разработке АиИС.

Коридоры для беспилотных автомобилей

Согласно планам, записанным в дорожной карте, в 2018 г. в России должен появиться полигон для испытаний и сертификации АсИС. В том же году будет налажено серийное производство систем помощи водителю. К 2020 г. в России появится собственная аппаратная и программная платформа для АсИС, а в 2031 г. - система дистанционного управления.

Любовь Родионова, Arenadata: Мониторинг СУБД снижает производительность на 10% — мы это исправили

Маркет

К 2035 г. будут созданы высокоскоростные автотранспортные коридоры для АсИС и системы, обеспечивающие использование генерируемой транспортной информации. Также в 2017 г. будет проведен конкурс разработчиков на создание свободной робототехнической операционной системы для АсИС - РОС АсИС «Икс-нет». К 2025 г. данная система будет интегрирована в решения производителей.

Ставка на Open Source

Для поддержки РОС АсИС«Икс-нет» к 2018 г. будет сформировано сообщество разработчиков открытого ПО (Open Source) для АсИС. Сотрудникам вузов будет обеспечен доступ к открытым библиотекам для тестирования разработанных ими приложений и сформирована сеть соответствующих испытательных лабораторий. Кроме того, планируется сформировать специальные образовательные программы в области АсИС и разработать соответствующие профессиональные стандарты.

Ожидается, что в 2018 г. в Венскую конвенцию о регулировании дорожного движения должны будут введены определение АСИС и перечень обязательных технологий дорожного строительства, связанных с АсИС и ИТС. А к 2019 г. в России будут приняты законы, регулирующие АсИС и вводящие ответственность их владельцев.

Роботы займутся полезными ископаемыми

Еще одно направление работ - развитие технологий безлюдной добычи и перевозки твердых полезных ископаемых с применением роботизированной карьерной техники. К 2018 г. должен быть сформирован соответствующий консорциум, разработана государственная система стимулирования применения инновационных технологий добывающими предприятиями и создан полигон для тестирования данных технологий.

По итогам реализации мероприятий дорожной карты в 2020 г. доля России на мировом рынке АсИС составит 0,05%. Доля России на мировом рынке роботизированной карьерной добычи полезных ископаемых составит 5%, а количество созданных высокотехнологических рабочих мест в данной сфере увеличится за данный период - с 200 до 4 тыс.

Игорь Королев