Разделы

Бизнес

Выручка РБК за 2005 год превысила $100 млн

Компания «РБК Информационные Системы» сообщила о результатах деятельности за 2005 г.

Совокупная выручка РБК за 2005 г. выросла на 31% и достигла $104,8 млн, в первую очередь, благодаря динамичному развитию медиабизнеса. Консолидированный показатель EBITDA возрос на 73%, до $34,3 млн, а консолидированная чистая прибыль увеличилась на 116% и достигла $22,5 млн с выходом телеканала РБК-ТВ на прибыльность. Чистая прибыль РБК-ТВ составила $1,8 млн — телеканал впервые показал положительный финансовый результат со времени выхода в эфир в сентябре 2003 года.

РБК занял 8-е место в исследовании информационной прозрачности среди 67 российских компаний, проводимом ежегодно агентством Standard & Poor’s. Журнал Global Finance назвал РБК лучшей медиа- и ИТ-компанией России в 2005 году.

Прогноз на 2006 год: совокупная выручка ожидается на уровне $170–178 млн (с учетом доходов «Гелиос Компьютера» и ASKO-TBS Consulting).

«Я рад в очередной раз представить отличные результаты работы нашей компании. В 2005 году РБК достиг рекордного показателя выручки, превышающего $100 млн, — заявил председатель совета директоров и президент компании Герман Каплун. — Немаловажно, что темпы роста общей чистой прибыли и показателя EBITDA превосходили темпы роста продаж благодаря нашему телевидению РБК-ТВ, которое в прошедшем году стало прибыльным. В будущем мы собираемся далее развивать наши рекламные продукты и расширять опыт в сфере информационных технологий, предоставляя эффективные решения нашим клиентам. Мы планируем сосредоточить наши усилия на росте в сегментах интернета и телевидения, параллельно прорабатывая новые возможности для развития в других привлекательных сегментах медиарынка. Мы ожидаем увеличения нашей доли рынка информационных технологий, как за счет органического роста, так и благодаря недавним приобретениям в области ИТ-консалтинга и системной интеграции».

Компания перевыполнила свой изначальный прогноз выручки на 2005 год — вместо ранее ожидавшихся $98 млн РБК получил доходы в размере $104,8 млн. Совокупный оборот за 2005 год (с учетом РБК-ТВ) увеличился на 31%, с $79,7 млн в 2004 году до $104,8 млн благодаря исключительной эффективности основных рекламных продуктов, ориентированных на аудиторию с высокими доходами, возросшей доли услуг системной интеграции и положительной динамике объемов разработки программного обеспечения для российских клиентов. Доля медиауслуг (включая РБК-ТВ) в общей выручке составила 71%, а ИТ-услуги принесли 29%.

Консолидированная чистая прибыль возросла более чем вдвое — с $10,4 млн (чистая рентабельность 13%) в 2004 году до $22,5 млн (21,5%) в 2005 году, в первую очередь, благодаря тому, что телеканал РБК-ТВ стал рентабельным по итогам 2005 года и достиг чистой прибыли в размере $1,8 млн. Консолидированный показатель EBITDA вырос с $19,8 млн (рентабельность EBITDA 24,8%) в 2004 году до $34,3 млн (32,7%) в отчетном периоде.

РБК укрепил лидирующее положение на российском рынке бизнес-СМИ, предоставляя широкий спектр новостей и другой информации деловому сообществу посредством сети интернет и телевидения. РБК обладает самой обширной деловой аудиторией в России — по данным компании, ежемесячное количество посетителей бизнес-ресурсов РБК в интернете и зрителей телеканала РБК-ТВ достигло приблизительно 10 млн человек. Компания продолжает разработку новых рекламных продуктов и эффективно использует выход на высоко обеспеченную аудиторию, тем самым предоставляя уникальные возможности рекламодателям. Дополнительными факторами успеха также являются широко известный бренд и собственная профессиональная команда специалистов по продажам. Компания активно консолидирует небольшие, но привлекательные интернет-ресурсы неделового направления с целью обеспечения долгосрочного роста на рынке, учитывая, что интернет становится все более доступным широким кругам населения.

В области информационных технологий (ИТ) компания сместила акцент на работу преимущественно с клиентами в России и СНГ, не видя необходимости в концентрации на услугах офшорного программирования для заказчиков из стран дальнего зарубежья. Благодаря узнаваемому бренду, обширному опыту реализации проектов и превосходной репутации, РБК увеличил количество контрактов с российскими корпоративными, государственными и частными клиентами. Кроме того, РБК достиг договоренностей на совершение двух стратегических приобретений в области ИТ-консалтинга и системной интеграции, которые позволят компании укрепить свои позиции в сферах с высоким потенциалом роста.

Качественное корпоративное управление остается одним из приоритетов для РБК. Уважение интересов акционеров, открытость и прозрачность — ключевые аспекты политики корпоративного управления компании, которая служит основой для принятия любых решений. По результатам исследовании информационной прозрачности, которое ежегодно проводится агентством Standard & Poor’s, РБК вышел на 8-е место среди 67 российских компаний. Кроме того, войдя в группу "А", компания получила наивысший рейтинг корпоративного управления, присвоенный Российским институтом директоров и рейтинговым агентством «Эксперт РА» за 2005 год.

Журнал «Global Finance» назвал РБК лучшей медиа- и ИТ-компанией России в 2005 году, основывая свой выбор на ряде критериев, таких, как доля рынка, прибыльность, наличие успешной долгосрочной стратегии, профессионализм менеджмента и стремление к совершенствованию корпоративного управления. В 2005 году РБК в четвертый раз вошел в рейтинг Deloitte Technology Fast 500 — список пятисот наиболее динамично развивающихся высокотехнологических компаний региона EMEA.

Совокупный доход от медиауслуг вырос на 39%, с $53,8 млн в 2004 году до $74,9 млн в 2005 году. Этот показатель включает в себя выручку от подписки на информацию, маркетинговых коммуникаций и размещения рекламы на собственных интернет-ресурсах и на РБК-ТВ. Медиабизнес компании продолжил увеличивать долю рынка и продемонстрировал динамичный рост, опережающий темпы роста рынка, которые составили 28% в минувшем году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России. Рост медиабизнеса РБК был обусловлен возросшими доходами от РБК-ТВ и превосходными результатами ключевых рекламных и информационных продуктов. Общее количество рекламных клиентов РБК в интернете и на телевидении по итогам 2005 года превысило 2300 компаний. Кроме того, благоприятное воздействие на деятельность РБК оказал общий рост медиарынка на фоне подъема, переживаемого российской экономикой благодаря устойчиво высоким ценам на нефть и небольшому, но быстро растущему среднему классу.

Выручка от интернет-рекламы увеличилась на 45%, с $21,9 млн в 2004 году до $31,7 млн в 2005 году, в основном за счет роста цен. В прошедшем году РБК дважды повышал рекламные расценки (в апреле и в сентябре 2005 года), эффективная ставка повышения за год составила около 36%. Кроме того, компания представила рынку новые интернет-проектыРБК Недвижимость»), добавила серию разделов к уже существующим сайтам и обновила структуру и дизайн некоторых сайтов (Cnews.ru, Autonews.ru) с целью увеличения количества рекламных мест.

Загрузка рекламных мощностей на деловых сайтах РБК (принесли примерно 88% доходов от интернет-рекламы) достигла практически 100%, что подтолкнуло компанию к поиску новых рекламных площадок. В результате консолидации нескольких небольших, но привлекательных интернет-ресурсов неделовой направленности совокупная ежедневная аудитория всех сайтов РБК достигла 1,35 млн уникальных посетителей (по сравнению с 0,65 млн в 2004 году), а ежемесячная аудитория достигла 10 млн (по сравнению с 5,7 млн в 2004 году). Основными рекламодателями РБК являются автопроизводители и их дилеры, банки и другие финансовые организации, строительные фирмы и агентства недвижимости, а также телекоммуникационные и высокотехнологичные компании.

Выручка РБК-ТВ за 2005 год составила $24,3 млн, увеличившись на 42% по сравнению с предыдущим годом ($17,1 млн), благодаря возросшему объёму рекламы и product placement на телеканале, по мере роста популярности у рекламодателей, заинтересованных в выходе на целевую бизнес-аудиторию, предлагаемую РБК.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

РБК-ТВ получил чистую прибыль в размере $1,8 млн в 2005 году, впервые демонстрируя положительный финансовый результат со времени запуска проекта в сентябре 2003 года. Поскольку большая часть инвестиций в телевизионный канал уже сделана, операционные расходы росли гораздо медленнее, чем выручка, в результате чего общая рентабельность компании по чистой прибыли выросла с 13% в 2004 году до 21,5% в 2005 году.

РБК-ТВ обеспечил себе хорошее покрытие практически во всех крупных городах страны — телевизионный канал в настоящее время доступен менеджерам, государственным чиновникам, бизнесменам и лицам, ответственным за принятие ключевых решений. Согласно независимому исследованию «КОМКОН-Медиа», к ноябрю 2005 года ежемесячная аудитория РБК-ТВ в России достигла 4,844 млн человек. Недельная аудитория выросла на 32%, с 3,094 млн в октябре 2004 г. до 4,073 млн в ноябре 2005 г. Среднесуточная зрительская аудитория увеличилась на 16%, с 1,680 млн до 1,947 млн зрителей. Охват, т.е. количество людей, которые имеют техническую возможность смотреть телеканал, достиг 41,6 млн человек в России и порядка 15 млн в странах СНГ. Компания планирует и далее расширять покрытие РБК-ТВ в тех городах России, где есть целевая бизнес-аудитория.

В феврале 2005 года РБК-ТВ начал выпускать еженедельную программу Business Russia для канала CNBC Europe, предлагающую всесторонний обзор событий российской экономики и бизнеса широкой аудитории иностранных зрителей. В октябре 2005 года РБК-ТВ ввел новую программную сетку вещания. Изменения коснулись дизайна, графики и концепции некоторых программ. Кроме того, в эфире телеканала появились новые программы. Обновленная сетка вещания призвана расширить аудиторию телеканала и ввести новые специализированные экономические темы.

В начале этого года Государственная Дума РФ приняла новую редакцию закона о рекламе, вводящую дополнительные ограничения на эфирное время, отводимое для телевизионной рекламы. Компания надеется, что эти изменения окажут положительный эффект на выручку РБК-ТВ и интернет-ресурсов РБК, поскольку они повлекут значительное увеличение цены на рекламу на федеральных телеканалах, вынуждая рекламодателей искать другие, более целевые возможности размещения рекламы в СМИ.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Выручка от услуг маркетинговых коммуникаций увеличилась на 31%, с $10,8 млн в 2004 году до $14,2 млн в 2005 году. Значительные темпы прироста выручки были преимущественно обеспечены вознаграждением за агентские услуги, которые РБК получил за размещение клиентской рекламы на сторонних ресурсах. Так, компания начала оказывать услуги рекламного агента в отношении нескольких интернет-ресурсов в связи с нехваткой собственных незаполненных рекламных площадей. РБК также получает доходы от проведения международных конференций и организации таких национальных бизнес-премий, как «Брэнд Года», «Компания Года» и «Персона Года».

Выручка от направления информационных услуг увеличилась на 15%, с $4,1 млн в 2004 году до $4,7 млн в 2005 году, в значительной степени благодаря продажам маркетинговых исследований, информационного терминала QuoteTotal и его версий. Компания также предлагает доступ к новостным лентам и аналитическим материалам, котировкам с фондовых и товарных бирж, внебиржевых рынков, а также к базам данных, экономическим рейтингам и широкому диапазону различных обзоров.

Общая выручка РБК от предоставления ИТ-услуг выросла на 15%, с $25,9 млн в 2004 году до $29,9 млн в 2005 году, благодаря обширному опыту реализации проектов, всестороннему знанию отрасли и опытному персоналу, а также за счет растущей потребности российских корпораций и государственного сектора в современных ИТ-решениях и информационных системах. Итоговые цифры включают в себя доходы от разработки заказного программного обеспечения и ИТ-продуктов «под ключ», адаптации и внедрения в России решений ведущих международных производителей, а также выручку от услуг системной интеграции.

Выручка от общего программирования составила $17,3 млн в 2005 году, что на 19% больше, чем в 2004 году ($14,5 млн). Доходы направления системной интеграции возросли на 71%, с $4,9 млн в 2004 году до $6,5 млн в отчетном периоде. Эти результаты были частично нивелированы снижением уровня продаж услуг офшорного программирования, объем которых составил $4,2 млн в 2005 году по сравнению с $6,5 млн в предшествующем периоде. Это объясняется тем, что РБК сместил акцент на работу преимущественно с клиентами в России и СНГ, не видя необходимости в концентрации на услугах офшорного программирования для заказчиков из стран дальнего зарубежья. Причины данного шага — высокие маркетинговые затраты, дорогостоящие и длительные процедуры, связанные с включением в список потенциальных поставщиков услуг, без гарантированного объёма заказа в условиях сильной конкуренции со стороны индийских фирм.

Используя узнаваемость бренда, обширный технологический опыт и знание специфики клиента, РБК увеличил объём контрактов с существующими корпоративными и государственными заказчиками, а также привлёк новых клиентов. К концу года общая клиентская база компании увеличилась на 20%, достигнув 300 предприятий и организаций.

В октябре 2005 года компания объявила о достижении договоренностей о приобретении контрольных пакетов акций двух российских ИТ-компаний, занимающихся системной интеграцией («Гелиос Компьютер») и ИТ-консалтингомАСКО-ТБС Консалтинг»). Целью данных сделок является расширение присутствия компании на быстрорастущем российском рынке информационных технологий и увеличение ИТ-выручки в 2006 году. Расширение спектра предлагаемых продуктов и услуг и существенный рост оборота позволит компании успешно конкурировать в конкурсах на реализацию еще более крупных ИТ-проектов. РБК рассчитывает на повышение экономической эффективности купленных предприятий за счет активного использования перекрестных продаж, а также благодаря внедрению единой политики управления издержками.

Своими основными задачами на 2006 год компания видит успешную интеграцию приобретённых компаний, наращивание общего объёма продаж и увеличение рентабельности объединенного ИТ-бизнеса путём увеличения доли услуг технического обслуживания, а также рост количества тиражируемых решений.

РБК планирует перейти к новой классификации доходов, начиная с 1 квартала 2006 года, при публикации ежеквартальных данных по выручке на основе управленческой отчетности. Новая система будет более точно отражать структуру бизнеса компании и появление новых статей доходов. Компания полагает, что подобный формат отчетности позволит инвесторам более точно оценить различные составляющие деятельности РБК.

В 2006 году РБК рассчитывает на дальнейший динамичный рост медиа- и ИТ-бизнеса на основе уже заключенных контрактов и согласованных бюджетов, а также за счет запуска новых продуктов и реализации новых возможностей активного роста при строгом контроле над затратами. Данный прогноз также подкреплен общими благоприятными макроэкономическими тенденциями и продолжающимся ростом медиа- и ИТ-рынков в России. Планируется, что совокупная выручка компании достигнет $170–178 млн. Данный показатель включает в себя $90–95 млн от медиауслуг (с учетом $33-$35 млн от РБК-ТВ) и $75–80 млн от ИТ-услуг (с учетом $40–45 млн от «Гелиос Компьютера» и «АСКО-ТБС Консалтинга»).