Разделы

Наука Бизнес

Венчурные фонды в России: конец юридического подполья

Вплоть до 2002 г.1 венчурная индустрия2 в Российской Федерации пребывала на положении незаконнорожденного или, вернее – незаконно привнесенного извне феномена. Лишь недавно произошел настоящий прорыв в области государственного признания и встраивания венчурной индустрии в систему инвестиционных взаимоотношений в российской экономике.

Первое упоминание о «венчурном» способе финансирования российского бизнеса появилось в ведомственном распоряжении Миннауки России в 1999 г. в документе, утвержденном Правительством Российской Федерации, и носящем название «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 гг.»

Закон, который не нужен

В 1999 г. некая инициативная группа опубликовала «Проект закона о венчурной деятельности», который намеревалась предложить для рассмотрения и принятия Государственной Думе РФ. Венчурное сообщество очень резко отреагировало на подобную инициативу. В рамках организованной РАВИ в 2000 г. Интернет-дискуссии под названием «Венчур-форум», а также в результате специально проведенных исследований вопроса о целесообразности разработки и принятия отдельного закона, регламентирующего венчурную деятельность, и в ходе состоявшихся в 2000–2001 гг. семинаров и «круглых столов» венчурное сообщество единодушно высказалось против принятия каких-либо отдельных и специальных правительственных документов или постановлений, регламентирующих этот вид инвестиционной деятельности.

Такое решение было зафиксировано и опубликовано РАВИ в «Белой книге. Венчурное инвестирование в России» в 2001 г. в следующей формулировке: «Существующие и изложенные выше проблемы в общем корпоративном (гражданском), налоговом и валютном законодательстве, которые препятствуют развитию венчурной индустрии в России, должны решаться российским государством в рамках соответствующих отраслей права и уже существующих законодательных актов. Роль государства заключается в создании условий и стимулов для привлечения капитала (инвестиций) в малый и средний бизнес, используя венчурный капитал как инструмент (способ) инвестиций»3.

ВИФ с открытой датой

В марте 2000 г. в РФ был организован «Венчурный инновационный фонд» (ВИФ), созданный в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №362-р от 10.03.00 г. с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования. Его целям и задачам был посвящен специальный доклад на Первой российской венчурной ярмарке (7-9 декабря 2000 г., г. Москва).

Внимание! CNews.ru предлагает исследовательский отчет «Венчурные и прямые частные инвестиции в РФ: 1994-2001 гг. Статистическое и аналитическое исследование». Полный текст отчета включает подробную информацию о рисковых инвестициях в российские предприятия и содержит 38 тематических графиков и таблиц, а также паспорта компаний, получивших венчурное инвестирование. К отчету прилагаются книги, посвященные оценке стоимости и ценообразования в венчурном инвестировании и при выходе на рынок первоначального публичного предложения акций (IPO), а также практике IPO. Со словарем IPO-терминов можно ознакомиться здесь.

Этот фонд стал первым реальным4 российским фондом-фондов, который призван участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес. В настоящее время переговоры о создании первого территориального венчурного фонда с капиталом, частично предоставляемым ВИФ, близятся к своему завершению.

Настоящий «прорыв» ФКЦБ

Настоящим «прорывом» в области государственного признания и встраивания венчурной индустрии в систему инвестиционных взаимоотношений в российской экономике стало Постановление ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. N31/пс «Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов»5. В нем впервые за всю историю нелегальной деятельности венчурных институтов в Российской Федерации, в числе прочих инвестиционных институтов упоминаются «венчурные» фонды.

Cогласно классификации и терминологии, предложенных специалистами ФКЦБ РФ, «венчурные» (особо рисковые) фонды относятся к категории «закрытых паевых инвестиционных фондов». В данном Постановлении определены государственные требования к составу и структуре активов венчурных фондов. В нем также регламентируются обязанности управляющей компании уведомлять акционеров (владельцев) об изменении стоимости активов венчурного фонда и устранять выявившиеся несоответствия между реальной и нормативными структурами активов «мерами, в наибольшей степени отвечающими интересам акционеров акционерного инвестиционного фонда и владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, в течение 1 года со дня, когда указанное несоответствие было или должно было быть обнаружено»6. Помимо этого, в Постановлении также приведена примерная структура активов, которыми может располагать фонд, по категориям и долевым соотношениям.

Поскольку настоящее Постановление было введено в действие7 после даты его официальной публикации в «Российской газете» 8 октября 2002 г., представители венчурного сообщества еще не успели должным образом оценить и прокомментировать адекватность изложенных в нем государственных требований реальным потребностям венчурной индустрии и ожиданиям инвесторов. Хотя, с одной стороны, факт включения категории венчурных фондов в число инвестиционных институтов, деятельность которых допускается на территории Российской Федерации, теоретически говорит о той роли и влиянии, которые успела приобрести эта достаточно молодая разновидность инвестиционной деятельности в отечественном бизнесе. С другой, включение венчурных фондов в категорию закрытых паевых инвестиционных фондов не учитывает особенности природы данного вида инвестирования, что может привести к тому, что венчурные инвесторы по-прежнему будут игнорировать юридические формы, предусматриваемые российским законодательством, и создавать фонды в странах и территориях, с наиболее благоприятной юридической системой.

Венчурный бизнес: мировая практика

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Анализ законодательного обеспечения венчурной индустрии в различных странах позволяет сделать следующие выводы:

  • Ни в одной законодательной системе стран с развитыми рыночными отношениями не существует отдельного «Закона о венчурной деятельности». Этот способ финансирования осуществляется в рамках общих юридических норм и использует действующие юридические и организационные формы и схемы, регулируемые, как правило, основными положениями и актами о формах и правилах корпоративной и инвестиционной деятельности.

  • В странах с развивающимися и переходными экономиками специальные законы, регламентирующие венчурную деятельность, приняты в Венгрии и Индии. Разработка аналогичного закона ведется в Китае. Однако, как свидетельствует опыт Венгрии, со времени принятия в 1998 году «Закона о венчурной деятельности», вследствие крайне усложненной регламентации и избыточной обязательности данного закона, в этой стране был зарегистрирован всего лишь один единственный небольшой венчурный фонд, основанный частным лицом.

  • В большинстве развитых стран Запада законодательные акты, так или иначе касающиеся формы и способов венчурного финансирования, принимаются с целью стимулирования данного вида деятельности через предоставление разного рода налоговых льгот, отсрочек и послаблений инвесторам и инвестируемым компаниям, преимущественно занятым в сфере высоких технологий. В том случае, когда та или иная национальная система налогообложения венчурных институтов является прозрачной и стимулирующей, эти институты регистрируются в качестве резидентов. Основной целью при проектировании поощряющего налогового режима для венчурной индустрии является перенос налогового бремени с инвестируемых компаний на инвесторов, но при этом, сами фонды и инвесторы также не должны быть объектами избыточного налогообложения в местах создания венчурных институтов, равно как и в местах, где сами инвесторы и инвестируемые компании являются резидентами.

  • Проблема стимулирующего налогообложения венчурных институтов приобретает особую актуальность в связи с наметившейся в последние несколько лет тенденцией формирования международных и пан-европейских «фондов фондов», инвестирующих в отраслевые и национальные фонды на развитых и развивающихся рынках. Государственное участие в различных схемах, предусматривающих смешанное бюджетно-частное финансирование малых и средних развивающихся компаний, законодательно регламентируется во всех без исключения развитых странах Запада. Государство, при этом, выступает на равных с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций. Необходимость разработки государственного правового обеспечения смешанного венчурного финансирования обуславливается тем, что во всех без исключения структурах такого типа управление осуществляется профессионалами – частными лицами и компаниями; государственное присутствие в таких структурах выражается в присутствии представителя государства в советах директоров или консультативных советах.

  • Необходимость выработки законодательных норм, регулирующих деятельность венчурной отрасли национальных экономик, признается целесообразной, если правительства заинтересованы в участии венчурных финансовых институтов в интенсивном развитии экономических субъектов на критических, с точки зрения государственных приоритетов, направлениях. Однако, венчурный капитал, согласно общепринятому мнению, только в том случае сумеет выполнить свойственную ему функцию финансового посредника, если владельцы финансовых ресурсов захотят их инвестировать. Это намерение должно стимулироваться разработкой таких юридических норм и правил, которые обеспечивали бы должную степень компенсации за все «неудобства», связанные с данным видом финансирования: длительный срок работы венчурных инвестиций, неопределенности, связанные с перспективами выходов из проинвестированных компаний и получения доходов, высокий риск потери и т.п.

Основными принципами, закладываемыми в законодательные акты, регламентирующие венчурную деятельность в различных странах, являются следующие:

  • Отсутствие мелочной регламентации
  • Ориентация на малые и средние предприятия
  • Предоставление и использование капитала для развития перспективных компаний и технологий
  • Предоставление налоговых льгот и преференций, стимулирующих венчурные вложения и привлечение средств в венчурные институты
  • Ограничение деятельности венчурных институтов рамками основной деятельности
  • Преимущественно ограниченный по времени срок существования венчурных институтов
  • Регламентация функций частных управляющих венчурными институтами в случае участия государства в формировании венчурных фондов или схем
  • Установление минимального предельного размера капитала венчурного института
  • Установление минимальной номинальной стоимости акций или сертификатов венчурного института
  • Ограничение на осуществление инвестиций в отдельных отраслях и видах бизнеса
  • Уведомительная процедура государственной регистрации венчурных институтов

Основным и принципиальным отличием венчурного фонда от закрытого ПИФа является то, что венчурный фонд – это инструмент долгосрочных рисковых инвестиций, не эмитирующий и не котирующий обращающихся паев, в то время, как закрытый ПИФ является в первую очередь механизмом, сконструированным для портфельных инвесторов, диверсифицирующих объекты своих вложений, но специализирующихся преимущественно на долговых инструментах8.

Хотя предложенная настоящим постановлением для создания венчурных институтов единственная юридическая форма учитывает одну из основных функцию инвестиционного фонда – налоговую прозрачность9, она вряд ли окажется комфортной для потенциальных отечественных и зарубежных венчурных инвесторов, поскольку игнорирует иные, не менее существенные особенности, присущие венчурному финансированию. К тому же, достаточно жесткая регламентация данным постановлением состава и структуры активов закрытых паевых фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций вряд ли будет воспринята венчурными инвесторами как стимулирующая мера. Венчурные инвесторы готовы рисковать своими средствами, отвлекая их на длительный срок и не требуя при этом никаких гарантий, если государство не станет диктовать им, в каких пропорциях и в какие инструменты они будут иметь право инвестировать свои средства.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Поскольку основными целями венчурных инвесторов являются:

  • для венчурного фонда – извлечение прибыли для инвесторов, - только в этом случае можно привлечь существенные средства в реальный сектор экономики,
  • цель создания правильной организационной структуры – минимизация рисков, включая контроль над менеджментом со стороны инвесторов, и оптимизация финансовых потоков как с точки зрения наполнения фондов, так и с точки зрения выплаты доходов инвесторам,
  • для государства – обеспечение привлечения коммерческих инвестиций в инновационный сектор экономики и обеспечение адекватного контроля,
    - то излишне жесткая и мелочная регламентация деятельности венчурных фондов приведет к игнорированию предложенных форм юридической организации, как это имело место в Венгрии.

    Российские реалии и рекомендации Минпромнауки

    Рекомендованными Минпромнауки юридическими формами организации региональных и отраслевых венчурных фондов, создаваемых с участием ВИФ, являются простое товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество). Эти формы с одной стороны предусматривает полную ответственность участников товарищества (например, управляющей компании или группы менеджеров) перед инвесторами, а с другой стороны ограничивает ответственность вкладчиков (инвесторов) размерами вкладов и дает инвесторам возможность контроля над расходованием средств. Кроме того, данные способы структурирования венчурных институтов позволяют привлекать инвестиции без уплаты возможных в других схемах налогов10.

    Другим немаловажным аспектом проблемы инвестирования, прежде всего – для зарубежных инвесторов, является гармонизация форм и способов внесения инвестиций в российские компании и возможность последующего свободного распоряжения приобретенными ценными бумагами (акциями закрытых российских компаний) в соответствие с правилами, принятыми на цивилизованных рынках капитала и ценных бумаг.

    При всей критике, раздающейся в адрес слабой законодательной защищенности прав инвесторов, особенно – миноритарных, следует признать, что ситуация в этой сфере совсем не так драматична, как ее порой рисуют, хотя и далека от совершенства. Поскольку сфера законодательного регулирования и защиты прав инвесторов является высокопрофессиональной областью, допускающей существование весьма развитой казуистики, для общей характеристики ситуации будет достаточно сослаться на компетентное мнение зарубежных юристов, специализирующихся на оформлении сделок венчурных фондов и фондов прямых частных инвестиций с ценными бумагами российских компаний: «Сегодня прямые частные инвесторы в российские компании часто предпочитают приобретать контрольную или блокирующую долю в акционерном капитале для того, чтобы иметь возможность лучше управлять деятельностью компании и минимизировать существующие риски. Стратегические инвесторы большей частью интересуются приобретением 100% капитала российской компании. Большинство прямых инвестиций в российские компании совершаются либо в открытые, либо закрытые акционерные общества (аналоги корпораций). Закрытое акционерное общество не может иметь более 50 акционеров и является наиболее распространенной юридической формой для стартующих компаний и компаний, находящихся на ранних стадиях развития. Все акционерные общества руководствуются российским «Законом об акционерных обществах», поправки в который вступили в действие с 01 января 2002 г. Изменения в «Закон об акционерных обществах» были приняты, в основном, для того, чтобы предоставить большую степень защиты миноритарным акционерам. Однако, в некоторых случаях эти изменения несколько ухудшили положение миноритарных акционеров».

    «…Изменения, внесенные в «Закон об акционерных обществах», тем не менее, представляют собой значительный шаг в сторону прямых иностранных инвестиций в России. Однако, поскольку законодательство в этой области все еще находится в стадии становления, его практическое применение не достаточно определено. Инвесторы, намеревающиеся приобретать миноритарные пакеты акций в российских компаниях, должны в большей мере полагаться на степень приверженности менеджмента принципам корпоративного управления и намерению соблюдать права акционеров, чем на меры защиты, предлагаемые существующим законодательством»11.

    Павел Гулькин / CNews.ru

    В ближайшее время на CNews.ru будет продолжена публикация материалов по теме «Венчурное финансирование и прямые частные инвестиции – российская и мировая практика». Так же готовится несколько специальных материалов о новых направлениях деятельности Минпромнауки и «Фонда Бортника» (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) по поддержке малого и среднего высокотехнологичного бизнеса в России


    1. «Правительству следует определиться с формами государственной поддержки новых технологий. Найти подходы, соответствующие нашим ресурсам, современной географии рынков, типам хозяйственных связей. Надо помочь российским разработчикам встроиться в мировой венчурный рынок капитала, обеспечивающий эффективный оборот научных продуктов и услуг. И начать эту работу в тех сегментах мирового рынка, которые действительно могут занять отечественные производители,» - из послания Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18.04.2002. Так же см. здесь.

    2. В июле 2003 г. венчурной индустрии в России исполняется десять лет. В преддверии этого юбилея 5 июня в Санкт-Петербурге в Фонде «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» прошла презентация книги Павла Гулькина «Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики», главы из которой любезно предоставлены автором для публикации на CNews.ru. С предыдущими материалами можно познакомиться здесь.

    3. «Белая книга. Венчурное инвестирование в России», РАВИ, 2001, стр. 17. (см. также «Венчурная индустрия в России. Юридические аспекты и статистика. Рабочие материалы», РАВИ, 2000 и «Материалы к обсуждению Белой книги «Венчурное инвестирование в России», РАВИ, 2001).

    4. Зампред российского правительства Борис Алешин, выступая 28 мая с.г. на семинаре "Коллективные инвестиции и венчурный капитал", заявил, что правительство обеспокоено разрывом между современными научными разработками и созданием конечного технологичного продукта. В связи с этим, по его мнению, необходимо придать новый импульс венчурному инвестированию. По словам Бориса Алешина, необходимо проанализировать причины слабого развития венчурного инвестирования, и необходимо понять, почему не работает так, как ожидалось, первый Российский коммерческий венчурный фонд, созданный с участием государства не так давно (первое «детище» ВИФа в России, договоренность о его создании была подписана в конце 2002 г.), - примечание CNews.ru

    5. Российская газета, 08.10.2002, №190, стр. 5-6.

    6. Постановление ФКЦБ РФ «Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» от 14 августа 2002 г. N31/пс, п. 1.7.

    7. Небольшой специальный семинар по этому поводу с участием представителей ФКЦБ и участников рынка прошел на III Венчурной ярмарке , так же см. здесь. (Примечание CNews.ru)

    8. Трегуб А. «Закрытые фонды: чего ждать от них?», 2002.

    9. Письмо Госналогслужбы от 15.12.95 г. N нп-2-01/80н.

    10. Меморандум о создании Венчурного инновационного фонда, 1999.

    11. Robert E. Langer Marc E. Gold and Mark A. Stoleson, «Private Equity Investing Under Russia’s Amended Law On Joint Stock Companies», «The Metropolitan Corporate Counsel», May 2002, p. 6.