Спецпроекты

СПО станет двигателем региональной информатизации

ПО Интеграция Внедрения Свободное ПО
Уровень информатизации госструктур в России, несмотря на многочисленные инициативы правительства, по-прежнему низок, особенно в регионах. На закупку и поддержку современных ИТ-решений нужны огромные средства. Между тем уже давно есть эффективный недорогой инструмент, который успешно используется правительствами развитых стран, – свободное программное обеспечение. Все больше проектов на базе СПО реализуется и в регионах России.

Задача комплексной модернизации ИКТ-инфраструктуры государственных органов поставлена руководством страны уже давно. Она нашла свое отражение в многочисленных релизах госпрограмм, концепций, стратегий, однако "воз и ныне там". На ту же "Электронную Россию" были выделены значительные средства, но поставленные цели достигнуты не были, средний уровень информатизации госструктур и подведомственных организаций в России по-прежнему остается невысоким.

Одним из путей, способных форсировать информатизацию госведомств, еще несколько лет назад было названо внедрение решений на базе свободного программного обеспечения. В 2007 году по распоряжению правительства Минсвязи подготовило первую редакцию "Концепции развития разработки и использования свободного программного обеспечения в РФ". В 2008 году концепция была модернизирована Мининформсвязи, но до сих пор так и не представлена на утверждение в правительство. Ожидаемый эффект от ее реализации - значительная экономия бюджетных средств как за счет снижения затрат на приобретение лицензий, так и за счет повторного использования разработанных программ и их компонентов. Кроме того, по мнению авторов проекта, СПО подстегнет развитие конкуренции на рынке программного обеспечения, позволит увеличить инвестиции в развитие российской индустрии разработки ПО.

Минкомсвязи всерьез намерено продвигать идею перехода органов исполнительной власти на свободное программное обеспечение. Согласно разработанному министерством плану, этот процесс продлится до 2014 года, когда информационные системы госструктур должны будут строиться на основе преимущественного использования СПО. В 2009 году планируется создать единый репозиторий для нужд госорганов, сформировать пакет базового свободного ПО и внедрить его в пилотных организациях. Пакет базового СПО составят операционные системы для ПК и серверов, системы управления базами данных, стандартные офисные пакеты прикладного обеспечения, системы электронной почты и организации коллективной работы, ИБ-решения.


Региональным органам власти стоит обратить внимание на СПО

Региональным органам власти стоит обратить внимание на это направление. Президент лично заинтересован в скорейшем переходе к "электронному правительству". Он требует отчета о реализации выделенных на информатизацию средств, реальных, а не "бумажных" современных инновационных решений. Использование СПО может не только способствовать эффективному достижению поставленных главой государства целей, но и позволит сделать это с наименьшими затратами.

Зачем госучреждениям СПО?

Свободное программное обеспечение в региональных государственных структурах имеет ряд серьезных преимуществ перед проприетарным ПО. Прежде всего, это отсутствие лицензионных отчислений. Данный плюс наиболее ощутим в госсекторе, сталкивающемся с крупными проектами с высоким коэффициентом тиражирования – на большое количество рабочих мест внедряется типовое решение. Покупка сотен или даже тысяч лицензий – удовольствие недешевое. В такой ситуации использование СПО может привести к значительной экономии бюджета. Наличие большого массива публично доступного кода свободных программ поможет также снизить расходы на создание специализированного софта.

5 причин присмотреться к СПО

  1. Соответствие инициативам федерального центра
  2. Экономия бюджета за счет отказа от лицензионных отчислений и активного использования готовых решений
  3. Возможность оперативной технической поддержки
  4. Высокий уровень информационной безопасности решений
  5. Широкие возможности кастомизации

У свободного ПО есть еще одно важное преимущество: возможность оперативной технической поддержки. В случае использования проприетарного ПО при обнаружении неполадки возможности исправить ее нет, так как нет доступа к исходному коду. Максимум, что может сделать сотрудник поддержки, – это произвести те или иные настройки, замаскировать проблему, обратиться за помощью к производителю. Но, например, в лицензии Microsoft обозначено, что при обнаружении ошибок фирма обязуется исправлять их "в случае экономической целесообразности". Исходный код свободного софта открыт. Сотрудники ИТ-службы организации могут в любой момент внести исправления в программу и устранить неполадку. Либо весь объем техподдержки можно переложить на компанию-аутсорсера, что даст гарантии решения проблемы в конкретные сроки.

Как пандемия изменила подходы к организации рабочего пространства
Интеграция

Важный вопрос для госструктур – обеспечение информационной безопасности. Именно с этой стороны началась диффузия идей СПО в государственные умы. Как обеспечить чистоту ПО: отсутствие закладок, возможности удаленного несанкционированного доступа или логической бомбы – когда исходный код закрыт? С этой точки зрения свободное программное обеспечение более безопасное, чем проприетарное. Кроме того, разного рода сертификации, проверки, аудит также значительно упрощаются, если доступны исходные тексты. При этом есть возможность оперативно проверять все изменения и настройки в ПО – путь от исходного кода к исполняемой программе абсолютно прозрачен.

Еще один важный плюс СПО для госструктур – широкие возможности кастомизации. Настройка, адаптация, развитие в случае СПО практически не ограничены. При этом не ограничено повторное использование решения и его производных, что также важно для госсектора, где в случае удачного внедрения проект масштабируется на значительное количество рабочих мест, а то и на весь регион.

Примеры для подражания

Удачным примером использования СПО в государственных структурах и подведомственных организациях служит опыт Татарстана. Правительство республики полностью перешло на электронный документооборот на базе свободного программного обеспечения ALT Linux. СПО нашло место в Министерстве информатизации и связи Татарстана, Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, УЗАГС Кабинета Министров, Бюро технической инвентаризации, органах местного самоуправления, библиотечной сети, общеобразовательных школах. При этом значительная часть проектов выполняется с использованием терминальных технологий – приложения выполняются на центральном сервере, а терминальные клиенты служат только средством отображения и ввода.

Все дело в связях

Система автоматизации деятельности отделов и архива ЗАГС внедрена во всех городах, районных центрах Республики Татарстан (свыше 250 АРМ), начато внедрение в сельских поселениях (около 1000 АРМ). В системе реализовано межведомственное взаимодействие для исполнения требований законов и межведомственных соглашений между ЗАГС и следующими ведомствами:

  • Федеральной налоговой службой РФ
  • Федеральной миграционной службой РФ
  • Федеральной службой государственной статистики РФ
  • Центральной избирательной комиссией РФ
  • ведомствами социального страхования, социальной защиты
  • Пенсионным фондом РФ
  • Военными комиссариатами
  • Министерством юстиции РФ
  • Министерством финансов РТ
  • Кабинетом Министров РТ

При создании ИС для УЗАГС в полной мере были использованы возможности тонкой настройки свободных решений под все нюансы работы госучреждения. Так, в соответствии с требованиями законов РФ и законов субъекта РФ о применении национального языка в делопроизводстве и классификаторах ЗАГС, в системе поддерживается мультиязычная среда для подготовки документов. В частности, для печати свидетельств на национальном языке предусмотрен режим автоматизированного перевода и заполнения свидетельства на национальном языке, для чего используются электронные версии официальных изданий словарей личных имен и фамилий.

Экономический эффект от внедрения также был достигнут. По утверждениям интегратора, компании "Центр", использование централизованного подхода, терминальных технологий, бездисковых терминальных клиентов и СПО позволило примерно в 2 раза снизить совокупную стоимость системы.