Разделы

Рынок ПО: Интернет-пейджинг начинает служить большому бизнесу

Павел Серафимович

Еще недавно основными пользователями Instant Messaging (IM), то есть мгновенного обмена сообщениями, или интернет-пейджинга, были тинейджеры. Теперь все больше фирм включают IM в свои бизнес-процессы. Как правило, перспективность того или другого сегмента рынка ПО можно оценить по активности на нем Microsoft. На рынке ПО для IM Microsoft идет на втором месте, значительно обгоняя по темпам роста ближайших конкурентов.

По оценкам Jupiter Media Metrix, популярность IM растет в США быстрыми темпами. В сентябре этого года пользователи интернета провели 4.9 млрд. минут на своем рабочем месте, используя IM-продукты от лидирующих в этой области компаний: America Online, MSN и Yahoo. Рост по сравнению с сентябрем прошлого года составил 110%. Дома, обмениваясь IM, пользователи интернета провели 13.6 млрд. минут. За год рост составил 48%.

Количество пользователей AOL на рабочем месте за этот же период увеличилось на 17% и составило 8.8 млн. У MSN, соответственно, 88% и 4.8 млн. У Yahoo рост составил 83%, количество пользователей достигло 3.4 млн. Также увеличилось количество домашних пользователей IM-продуктов. AOL здесь далеко впереди: 41.7 млн. пользователей, рост за год составил 21%. MSN используют 18.5 млн. человек, рост составил 94%. Yahoo пользуются 11.9 млн., рост - 25%.

В то же время, некоторые компании запрещают своим сотрудникам пользоваться IM на своем рабочем месте, мотивируя это требованиями безопасности и возможным снижением производительности труда. Тем не менее, аналитики отмечают, что ряд крупных компаний уже включили IM-службы в свои бизнес-процессы или рассматривают возможность такого включения.

Например, швейцарский банк UBS Warburg использует IM-службы для заключения сделок на сумму около $1 млрд. в день. Для торговцев ценными бумагами нужная информация может стоить миллионы в один момент и ничего не стоить минутой позже. Брокеры UBS Warburg обмениваются информацией с коллегами на торговых площадках Цюриха, Лондона и Нью-Йорка. Если бы общение нескольких десятков людей в одном помещении происходило по телефону, то ценная информация могла бы быть потеряна в постоянном шуме. "Нам необходимо было найти другое решение", - говорит исполнительный директор UBS Warburg Энди Кончан (Andy Konchan). Эксперименты с IM начались шесть лет назад. Сейчас IM-службы используют 1.5 тыс. клиентов и14 тыс. сотрудников компании.

Опыт использования IM-служб оказался положительным также и для интернет-магазина Land's End. Статистика показывает, что клиенты, использующие IM-службы, тратят на 8% больше, чем клиенты, их не использующие. Кроме того, если клиент уже воспользовался IM-службой, чтобы навести справки о товаре, вероятность того, что он купит товар, на 67% выше по сравнению с клиентом, просто просматривающим каталог. IM-служба магазина Land's End одной из первых позволила покупателям обмениваться друг с другом сообщениями, чтобы, например, обсудить, какой свитер надо покупать в подарок на мамин день рождения.

Тем не менее, IM-службы вписались в бизнес-процессы далеко не всех компаний. Страховая фирма Amica Mutual Insurance Co. использует IM в работе с клиентами. Однако сотрудникам компании запрещено использовать IM для внутреннего обмена информацией.

Компания Sam Ash Music Corp. пошла еще дальше. В сети компании установлено ПО от Websense Inc., которое блокирует использование IM сотрудниками. Исключение, правда, сделано для системного администратора компании и IT-директора.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

С другой стороны, руководство компаний UBS Warburg и Land's End разрешает своим сотрудникам использовать IM на рабочем месте. Считается, что это сокращает траты за телефонные переговоры. При этом у руководителя есть возможность проконтролировать деятельность подчиненного на своем мониторе.

Широкому принятию IM-бизнеса мешает также отсутствие единого стандарта. Пользователи AOL, MSN и Yahoo не могут обмениваться сообщениями друг с другом без использования дополнительного ПО. Хотя здесь наблюдаются положительные сдвиги: Microsoft и Yahoo заявили о создании стандарта IMUnified и призвали AOL присоединиться к нему. Однако AOL пока предпочитает вести двусторонние переговоры с Lotus и Sun.

Тем временем растущая популярность IM-программ привлеклак ним внимание хакеров. Одному из них, по кличке "Методист", удалась атака на IM-систему AOL. В ходе атаки переполнялись буферы клиентских приложений, что приводило к их закрытию. Адреса жертв брались из списка "buddy lists" AOL-клиента, в котором содержатся адреса друзей и знакомых обладателя инфицированной машины. В общем, атака была безвредной и проводилась в показательных целях. По схеме распространения данный вирус аналогичен почтовому червю Code Red, который, по некоторым оценкам, нанес ущерб на $2.6 млрд. IM-вирусы отличаются от почтовых значительно более быстрым распространением, т.к. заражают включенные в данный момент компьютеры с IM-программами без участия пользователя. С другой стороны, IM-программы обновляются автоматически, что дает возможность провайдеру быстро закрыть дыру в программе.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Кроме борьбы с AOL на перспективном рынке IM-услуг, Microsoft продолжает продвигать свою платформу .NET. На прошлой неделе Microsoft удалось склонить на свою сторону еще одну крупную компанию - сеть аукционов uBid. Теперь uBid будет использовать систему аутентификации Passport от Microsoft. Объявлено, что вскоре uBid откроет аукционный канал на сайте MSN. Кроме системы Passport, uBid будет использовать еще и сервис .NET Alerts, который позволяет пользователю получать информацию о ходе аукциона на различных устройствах. Ранее в марте Microsoft удалось заручиться поддержкой другого крупного интернет-аукциона - eBay.

На прошлой неделе Oracle, выбравший в качестве платформы для своих продуктов конкурирующую с .NET Java-платформу, объявил о дополнении своего сервера приложений и базы данных новыми возможностями. В Oracle 9i Application Server Release 2 добавлена поддержка протоколов UDDI и WSDL. Два этих протокола вместе с протоколом SOAP составляют основу веб-сервисов. SOAP (Simple Object Access Protocol) описывает интерфейс, который используют веб-сервисы для передачи команд в виде сообщений. WSDL (Web Services Description Language) позволяет веб-сервисам описывать друг друга в определенном формате, UDDI (Universal Description, Discovery and Integration) описывает интерфейс для построения каталогов веб-сервисов. Следующий релиз Oracle 9i намечен на начало следующего года, в нем планируется улучшить поддержку XML. До сих пор XML-файл мог быть сохранен в реляционной базе данных, однако порядок XML-полей не сохранялся. Дополнение XDB должно исправить этот недостаток. Кроме того, XDB увеличит скорость работы с XML-файлами. Oracle 9i был выпущен в июне этого года, и, согласно опросу, 70% пользователей Oracle 8i планируют в течение года осуществить апгрейд. В свою очередь, скорость перехода на Oracle 8i была существенно выше, что, как считают аналитики, объяснялось бумом доткомов. Тем не менее, вице-президент Oracle Джереми Бартон (Jeremy Burton) считает, что темпы перехода на 9i сопоставимы с темпами перехода на более старшие, чем 8i, версии Oracle.